Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утренняя гигиеническая гимнастика
Напомним, что утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) вместе с Производственной и ритмической составляют группу гигиенической гимнастики. Их объединяют оздоровительная цель и некоторые общие условия и правила проведения занятий. Так, все упражнения должны, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся, быть для них доступными. Упражнения должны оказывать раз-постороннее воздействие на организм занимающихся, вовлекать в движение большинство суставов и мышц тела. Движения должны выполняться в разных направлениях,, с неменяющейся скоростью и разным характером усилий (быстро, медленно, с напряжением, расслабленно и т. д.). Комплекс должен включать упражнения на ощущение и коррекцию осанки. Необходимо уделять внимание освоению различных типов дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное), исключать длительную задержку дыхания и чрезмерное натуживание. Занятия физическими упражнениями особенно полезны в утренние часы, в период перехода от сна к бодрствованию. Кроме непосредственной «мышечной радости», сопровождающей занятия, они как бы «заряжают» человека энергией и эмоциями, ускоряют наступление высокого уровня физической и умственной работоспособности. Пока человек спит, отдыхают не только мышцы, отдыхают прежде всего нервные клетки. Снижается интенсивность всех физиологических процессов, уменьшается потребность тканей в питательных веществах и кислороде. Уменьшается ЧСС и их мощность, реже становится дыхание. Снижен мышечный тонус, замедлена циркуляция межтканевой жидкости. Все это нормальные физиологические явления, характерные для отдыхающего человека. Проснувшись, он медленно, в течение 2—3 ч обретает бодрость и восстанавливает работоспособность. Однако этот период утреннего врабатывания можно сократить до 20—30 мин, увеличив двигательную активность. Специально организованные занятия физическими упражнениями — утренняя гигиеническая гимнастика — способствуют более быстрому восстановлению работоспособности человека, подъему производительности его труда утром. Физиологический механизм этого явления заключается в том, что при выполнении физических упражнений (или физического труда) из рецепторов мышц, сухожилий и кожи к мозгу устремляются потоки импульсов, которые повышают возбудимость ЦНС, силу возбудительных процессов в нервных центрах. На активный рабочий режим переключаются сердечно-сосудистая система и дыхательная, ускоряется ток межтканевой жидкости, что способствует выведению из организма продуктов жизнедеятельности — так называемых шлаков. Кислород и питательные вещества в достаточных количествах поступают к работающим тканям. Улучшается настроение и самочувствие, появляется ощущение внутреннего комфорта, чувство легкости тела, энергичность походки.
Но не только субъективные ощущения приносит УГГ. «Зарядка», ставшая привычной, объективно улучшает ваше здоровье, дает организму необходимую физическую нагрузку. Для некоторых людей, не использующих других форм физического оздоровления, УГГ часто остается единственным средством физической тренировки, сохранения гибкости, силы и других физических качеств. УГГ помогает воспитанию воли: преодолеть себя, начать и не прекращать занятий — важный шаг на этом пути. Как же организовать систематические занятия УГГ? Надо, прежде всего, спланировать их на достаточно длительный период, напримерна год. Предусмотреть ежемесячную смену комплекса упражнений. То есть надо составить (или выбрать из имеющихся) 12 комплексов упражнений УГГ и положить их на схему. Настоящее учебное Пособие поможет вам в этом: на форзацах книги приведены 12 комплексов УГГ для юношей и 12 — для девушек на каждый месяц учебного года. Упражнения в них показаны одним-двумя наиболее выразительными рисунками. Для ежедневных занятий схему следует «развернуть», перенести на большой лист бумаги и детализировать. В них даются уже по три-четыре рисунка и текстовое описание упражнений, рекомендуемая дозировка (количество повторений), организационно-методические указания, рекомендации по правильному дыханию, изменению величины воздействия упражнения. Воспользуйтесь схемой и примерами развернутых комплексов, доработайте комплексы УГГ на октябрь и последующие месяцы. Сделайте для себя рисунки упражнений одним из приведенных способов. Определите дозировку каждого упражнения с учетом того, что ежемесячно следует увеличивать количество повторений каждого упражнения на 1—2. Определите характер дыхания при выполнении каждого упражнения, имея в виду, что напряжения выполняются на вдохе, расслабления сопровождаются выдохом. Кроме того, надо знать, что все движения руками и ногами назад, прогибания, выпрямления способствуют глубокому вдоху, а движения руками и ногами вперед, сгибания и наклоны тела вперед, приседания — выдоху.
Приведенная общая схема пригодна практически для всех учащихся. Однако спортсменам часть упражнений может показаться слишком легкой, а ранее не занимавшемуся УГГ — наоборот, трудной. В этом случае следует внести свои коррективы или даже полностью весь комплекс составить самому. Для этого воспользуйтесь кикой гигиенически оправданной последовательностью упражнений: 1. УГГ следует начинать с упражнений, способствующих быстрому переходу организма в состояние бодрствования: глубокое дыхание, ходьба, потягивания, спокойный бег. 2. Далее используются упражнения для мышц рук: сгибания и разгибания, отведения и приведения, рывковые движения в различных направлениях, круги согнутыми и прямыми руками. Эти упражнения способствуют увеличению подвижности в суставах. 3. После этого рекомендуется выполнить упражнения для мышц ПОП сгибания и разгибания, отведения и приведения, махи, полуприседания и приседания, различные выпады. 4. В последующем выполняются упражнения для мышц туловища и поясницы: наклоны вперед и назад, наклоны в сторону, повороты,круговые движения головой и туловищем вправо и влево. Упражнения этой группы имеют важное значение для учащихся, так как в период обучения им приходится длительное время находиться в положении сидя, что приводит к ослаблению мышц спины, появлению болей в пояснице. Таблица 14. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для юношей на сентябрь
Таблица 14. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для девушек на сентябрь
5. Упражнения для увеличения силы мышц рук: сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подтягивания в висе и др. 6. Упражнения на расслабление мышц и на увеличение подвижности суставов: взмахи руками и ногами в различных направлениях, прогибания туловища, наклоны вперед и др. Эти упражнения повышают эластичность связочного аппарата и мышц. 7. Упражнения для укрепления брюшного пресса: поднимания ног и туловища из положения лежа и сидя, различные махи и круги ногами. Эти упражнения необходимы, так как малоподвижность во время учебных занятий ослабляет эту группу мышц. 8. Упражнения для укрепления мышц ног: подскоки на месте, бег, выпады, частые приседания на двух и на одной ноге, приседания с отягощениями способствуют росту силы ног и туловища. 9. Вращения и повороты туловища и головы, различные повороты тела на 180, 270° и более. 10. Заканчиваются занятия УГГ спокойной ходьбой, движениями рук вверх (вдох) и вниз (выдох), спокойными дыхательными упражнениями для приведения организма в относительно спокойное состояние. Такой же схемы следует придерживаться, при составлении комплекса упражнений УГГ для занятий с группой товарищей. Общественному инструктору, готовящемуся к проведению УГГ с группой учащихся в общежитии, необходимо прежде всего ясно представить состав группы, с которой предстоит провести занятия, место и условия их проведения. Отобрав Ю—15 несложных упражнений на все суставы и основные группы мышц, следует продумать проведение занятия, чтобы обеспечить необходимую физиологическую нагрузку на организм занимающихся.
Упражнения должны быть преимущественно динамического характера, без длительных силовых напряжений, без задержки дыхания. Нагрузка должна постепенно возрастать к середине занятия и снижаться в конце его. После выполнения упражнений частота пульса может повышаться на 50—80% от уровня покоя, после чего в течение 5—10 мин должна приходить в норму: это свидетельствует об оптимальной физической нагрузке, т. е. о том, что упражнения и метод проведения УГГ были выбраны правильно.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА Разновидностью гигиенической гимнастики являются и так называемые физкультурные паузы, которые проводятся в средних специальных учебных заведениях в течение учебного дня. Напряженный учебный труд приводит к развитию утомления, вследствие чего снижается работоспособность учащихся, ухудшаются память и внимание. Учащиеся это чувствуют на себе, особенно после третьего часа учебных занятий. Физкультурные паузы как оздоровительное мероприятие способствуют более активному продолжению учебной работы Физкультурная пауза предусматривает выполнение за 5—7 мин небольшого комплекса из 5—7 гимнастических упражнений. В комплекс включают упражнения для крупных мышечных групп — плечевого пояса, ног, туловища. Поочередные напряжения и расслабления этих мышц в сочетании с глубоким ритмичным дыханием способствуют ликвидации застойных явлений в системе кровообращения, повышают тонус всего организма. Ниже приводится примерный комплекс упражнений физкультурной паузы, который можно выполнять не выходя из аудитории, стоя между столами. 1. И. п.— о. с. 1 — поднимаясь на носки, поднять руки вверх —вдох; 2 — руки расслабленно опустить — выдох. Повторить 6—8 раз. 2. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — руки на пояс, наклон вперед —выдох; 2 — выпрямляясь, отвести руки вверх-назад—вдох; 3 —ВО же, что счет 1; 4 — выпрямляясь, руки расслабить — и. п. Повторить 8—10 раз. 3. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — присед, руки вперед — выдох;2 — встать с поворотом влево, руки в стороны; 3—4 — то же, с поворотом вправо. Повторить 10—12 раз. 4. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — наклон влево, руки согнуть на голову — выдох; 2 — выпрямиться, руки опустить вниз — вдох; 3—4 — то же, вправо. Повторить 8—10 раз. 5. И. п.— о. с. Повороты головы влево и вправо — 25—30 с, вращения головы. Дыхание произвольное. В период прохождения производственной практики на промышленных объектах или в учебных мастерских учащиеся выполняют комплекс упражнений производственной гимнастики, предусмотренный для работников данной профессии. Упражнения выполняются в цехе или на рабочих местах. Подбираются упражнения таким образом, чтобы обеспечить смену вида деятельности. Например, для выполнявших малоподвижную работу сидя включаются упражнения, воздействующие на всю мускулатуру, а для лиц, занятых физическим трудом,— упражнения на расслабление мускулатуры, движения с достаточно большой амплитудой. Комплекс упражнений физкультурной паузы или отдельные упражнения в нем должны меняться примерно через каждые 7—14 дней. Смена упражнений повышает интерес к занятиям, создает условия для более эффективного их влияния на организм занимающихся. Приводим образец графической записи комплекса упражнений физкультурной паузы (рис. 35). 35. Графическая запись комплекса упражнений физкультурной паузы РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Как уже отмечалось, ритмическая гимнастика относится к числу Г Видов гигиенической гимнастики. Она бурно развивается и получила широкое распространение в коллективах средних специальных учебных заведений Для занятий ритмической гимнастикой характерен поточный способ выполнения упражнений: почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений. Занимающиеся знают комплекс, и преподаватель (или общественный инструктор) лишь напоминает начало следующего упражнения, делает акцент на главных особенностях выполнения. Как правило, занимающиеся используют комплексы, разработанные специалистами высокой квалификации с учетом всех необходимых методических требований к ним: грамотный подбор упражнений, методически оправданная их последовательность, эмоциональность и ритмичное музыкальное оформление. В каждом таком занятии можно выделить вводную, основную и заключительную части. Вводная часть, или разминка, занимает 5—10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию, воспитания правильной осанки, красоты движении — выполняются простые упражнения для отдельных групп мышц: ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др. Основная часть занятия обычно продолжается 20—30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств - силы, ловкости, выносливости и др. Для этой части характерна нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги, туловище а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги. Не рекомендуется в начальном периоде занятий форсировать нагрузку: только после ряда систематических и регулярных занятий, с учетом достигнутой тренированности (по врачебным наблюдениям или данным самоконтроля) можно посте пенно увеличивать нагрузку. Этих рекомендаций следует придерживаться и при самостоятельных занятиях. Заключительная часть занятия длится около 3—5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой. В занятиях ритмической гимнастикой используются всем известные общеразвивающие упражнения, что обеспечивает разностороннее воздействие занимающихся, гармоничность развития. Но следует помнить, что тренирующий и оздоровительный эффект достигается лишь в том случае, если занятия проводятся систематически, в течение ряда лет. Музыка – обязательный элемент ритмической гимнастикой. Хорошее музыкальное сопровождение - это положительные эмоции, хорошее настроение занимающихся. Музыкальные произведения должны отличаться четким и легко воспринимаемым ритмом приятным звучанием. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные. В основной части, когда нагрузка возрастает, энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает возможность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся. В настоящее время появилось значительное количество комплексов ритмической гимнастики для начинающих заниматься, а также для хорошо подготовленных девушек. Мы приведем комплекс упражнений для начинающих (табл. 16). Несколько советов начинающим. Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений, лучше из натуральных тканей. Обычно эта гимнастический костюм, колготки, гетры или гольфы, носки и мягкие тапочки («чешки»). Можно заниматься в спортивных трусах и футболке. Костюм подбирайте по вкусу, потому что даже цвет одежды влияет на настроение. В зимнее время рекомендуется надевать плотный купальник с рукавами, колготки или рейтузы, тренировочные брюки, шерстяные гетры. Летом — обычный вариант. Гетры — не обязательный атрибут костюма, а скорее мода, но если хотите пропотеть, воспользуйтесь ими. Для того чтобы волосы не падали на лицо, а пот не попадал в глаза, нужна налобная повязка, которую можно; связать самим. Легче контролировать правильность положения туловища, если на талию надет яркий резиновый поясок. Для выполнения упражнений на полу нужен поролоновый коврик или ковровая дорожка. Дома освободите место для занятий. Не забудьте проветрить помещение. Желательно не есть непосредственно перед занятиями; после приема пищи должно, пройти, не менее 1,5 ч. Не забывайте контролировать правильность выполнения упражнений. Следите за осанкой: живот подтянут, спина прямая, ягодицы напряжены. Когда выполняете упражнения для спины и талии, одна рука должна быть все время высоко поднята, чтобы максимально, нагрузить мышцы поясницы. Выполняя упражнения для брюшного пресса, сконцентрируйте внимание на дыхании, подтяните живот. Движения должны быть интенсивными, основная нагрузка — при движении вверх, а не вниз. Некоторые упражнения можно выполнять с легкими отягощениями, постепенно увеличивая массу груза. Беговые упражнения в процессе занятий можно выполнять несколько раз для расслабления мышц и отдыха. Если устанете — не останавливайтесь: выполняйте упражнения медленнее',, но оставайтесь в постоянном движении» слейтесь с ритмом музыки. Держитесь раскованно. И последнее. По мере нарастания кашей тренированности переходите к более сложному комплексу, увеличивайте время, циклических упражнений — бега и прыжков. Комплексы, упражнений средней иповышенной трудности вы найдете в книге по ритмической гимнастике, которую мы рекомендуем прочитать.
Атлетическая гимнастика. В наше время естественно желание юноши стать сильным, ловким и красивым, хорошо подготовиться к службе в Советской Армии. Однако стать сильным и ловким можно лишь путем систематических занятий физическими упражнениями, физическим трудом, спортом, атлетической гимнастикой. Популярность атлетической гимнастики среди подростков, юношей и молодых мужчин объясняется тем, что она способствует гармоничному развитию мускулатуры всего тела, формированию правильной и красивой осанки, ловкости, гибкости. Без специальной атлетической подготовки невозможны высокие результаты ни в одном виде спорта. Не случайно, поэтому в средних специальных учебных заведениях, где преобладает мужской контингент,— авиационных, мореходных училищах, техникумах железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, металлургических, горных, строительных и других — упражнения атлетической, гимнастики широко используются в учебно-тренировочном процессе, создаются группы и секции по атлетической гимнастике. Но тех упражнений, которые даются на учебно-тренировочных занятиях, явно мало: эти занятия следует рассматривать как методические, где вы узнаете азы атлетической гимнастики. Кроме них надо обязательно выполнять эти упражнения дома, выполнять со знанием дела и систематически. Как же практически организовать свои домашние занятия атлетической гимнастикой, силовой подготовкой? Прежде всего, следует приобрести или изготовить самому некоторые спортивные снаряды, отягощения, которые можно применять в ваших квартирных условиях или на площадке во дворе. Затем надо спланировать свои занятия в общем режиме дня, выделить для этого 25—40 мин ежедневно или через день. После этого подобрать соответствующий комплекс упражнений с учетом ваших возможностей, времени занятий (утром или вечером), имеющегося инвентаря. Такие комплексы вы найдете в журнале «Физкультура и спорт», в специальных книгах и брошюрах. Перед тем как приступить к занятиям, запомните несколько общих правил и советов, специфичных для атлетической гимнастики: польза от упражнений с отягощениями будет только тогда, когда они выполняются регулярно; нагрузка должна соответствовать возрасту и состоянию вашего здоровья; нагрузки с малыми весами, с незначительными усилиями неэффективны для роста силовых показателей — с помощью малых весов и быстрых движений можно воспитывать ловкость, гибкость, быстроту движений; интенсивность выполнения упражнений, величина физической нагрузки должны нарастать постепенно; чрезмерные нагрузки не полезны; начинающим заниматься сиговыми упражнениями не следует форсировать большие нагрузки; в первые занятия следует включать значительное количество упражнений без отягощений на все группы мышц и лишь по мере овладения ими переходить к большим нагрузкам; нагрузка должна охватывать все мышечные группы, но акцент следует делать на более слабых группах мышц или тех, которые надо развить более других; силовые тренировки начинают со снарядом, который можно поднять не более 8—10 раз подряд. После полугода систематических занятий с таким отягощением можно переходить к снаряду большей массы, который вы можете поднять лишь 6—8 раз; работая по комплексу упражнений атлетической гимнастики, следует внимательно относиться к частным методическим указаниям, которые даются к каждому упражнению; особенно строго надо выполнять рекомендации по дыханию — задержка дыхания при выполнении упражнений вредна. Юноша 17—18 лет должен уметь подтягиваться 10—12 раз, вдвое больше отжиматься, 4—6 раз выполнять подъем силой, 8— 12 раз — подъем переворотом, не менее 4 м влезать по канату без помощи ног. Как подготовить себя к выполнению всех этих упражнений? Рекомендации по системе такой подготовки, разработанные заслуженным тренером СССР С. Богдасаровым, вы найдете в журнале «Физкультура и спорт» (см. список литературы в конце главы). Под общим заголовком «Будущему воину» автор приводит ряд комплексов упражнений силовой подготовки с использованием доступных спортивных снарядов, эластичного жгута, перекладины и др. Домашний тренажер «Здоровье». Все более широко в практику домашних занятий внедряется комплексный тренажер «Здоровье», объединяющий в себе пять самостоятельных гимнастических снарядов: перекладину, наклонную плоскость, катящуюся тележку, пружинные эспандеры и гимнастическую стенку. Многообразны упражнения, которые могут быть выполнены на тренажере. В зависимости от стоящих задач тренажер расширяет возможности занятий УГГ, УСГ, ОФП, ЛФК и атлетической гимнастикой. Отдельные составляющие тренажера позволяют дифференцировать нагрузку в широком диапазоне; например, если для занятий ОФП девушкам достаточно по одной пружине на каждом эспандере, то юноши могут использовать по две, а для упражнений атлетической гимнастикой — все три. Или: горизонтальное расположение плоскости (на полу) позволяет выполнять упражнения для брюшного пресса с незначительной нагрузкой, но если плоскости придать наклонное положение (на тренажере для этого есть специальные зацепы и достаточно переставить их на более высокую рейку), то нагрузку можно значительно увеличить. Ваша задача: выбрать часть из них для занятий УГГ, другие включить в комплекс атлетической гимнастики. Для каждого упражнения определите число повторений (дозировку), варианты усложнения упражнений (количество пружин на эспандере, угол Наклона плоскости), характер дыхания. Упражнения для занятий на домашнем тренажере «Здоровье» 1. И. п.— вис стоя на гимнастической стенке. Выпрямление рук с одновременным сгибанием ног в коленях. 2. И. п.— стоя левой ногой на перекладине стенки, руки на верхней перекладине стенки. Поднимание туловища до выпрямления левой ноги. То же самое другой ногой. 3. И.п. — вис на перекладине. Подтягивания. 4. И. п.— вис на перекладине лицом к стенке. Сгибание и разгибание обеих ног в коленях. 5. И. п.— вис на перекладине. Вращение туловища попеременно по и против часовой стрелки. 6. И. п.— сидя вдоль наклонной доски. Наклоны туловища вперед.
36. Домашний тренажер «Здоровье»: / — перекладина; 2 — гимнастическая стенка; 3 —пружинные эспандеры; 4 — катящаяся тележка; 5 —наклонная плоскость с зацепами {6) 37. Упражнения на гимнастическом домашнем тренажере «Здоровье»
7. И. п.— лежа на полу, стопы ног вдеты в нижние рукоятки эспандеров. Сгибание попеременно правой и левой ноги в коленях с одновременным растягиванием эспандеров. 8. И. п.— лежа на наклонной доске лицом вниз. Держась руками за рейку гимнастической стенки, подтягивание вверх по доске. 9. И. п.— лежа на наклонной доске лицом вверх, стопы ног закреплены за соответствующую рейку гимнастической стенки. Повороты туловища в разные стороны. 10. И. п.— взявшись руками за нижние рукоятки эспандеров в положении низкого седа. Встать, растягивая эспандер. 11. И. п.— стоя лицом к стенке, взявшись руками за верхние рукоятки эспандеров. Сгибания, растягивая эспандеры усилием мышц спины. Стопы ног при этом остаются в исходном положении. 12. И. п.— стоя лицом к стенке на расстоянии шага. Взявшись руками за рейку гимнастической стенки, продеть стопу в нижнюю рукоятку эспандера. Сгибание ноги в колене с одновременным растягиванием эспандера. То же, другой ногой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.082 с.) |