Формы организации спортивной тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации спортивной тренировки



В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные заня­тия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных сорев­нованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и коман­дах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повыше­ние его спортивного мастерства.

Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тре­нировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты само­стоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утверж­денными соответствующими организациями. Их проводят специаль­но созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку, ведут спортивную борьбу, отдыхают между попытками и т. п.

Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой груп­пы. Самотренировка организуется в неучебное время по индиви­дуальному плану. Обычно занятия проводятся без непосредствен­ного участия тренера: он лишь помогает в их планировании, ана­лизе и оценке. Наибольшего успеха в самотренировке достигают учащиеся, хорошо подготовленные теоретически, занимающиеся в спортивных секциях. Таких самостоятельных тренировочных за­нятий может быть 1, 2 и 3 в неделю. В каникулярный же период, во время производственной практики можно увеличить количество занятий до 5—6 в неделю. Продолжительность каждого такого за­нятия колеблется от 1 до 1,5-2

Другими формами самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями, способствующими росту уровня тренированности спортсмена, являются утренняя специализированная гимнастика, выполнение домашних заданий, активное участие в физическом труде и др.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) представляет собой увеличенную по времени утреннюю гигиеническую гимнасти­ку, в которой кроме гигиенических и оздоровительных ставятся и решаются частные задачи по совершенствованию отдельных элементов техники, воспитанию отдельных физических качеств, например силы. Длительность одного занятия индивидуальна и может коле­баться от 30—40 до 50 мин. По структуре такое занятие УСГ напо­минает учебно-тренировочное занятие (см. табл. 12): оно включает все три его части — подготовительную, основную и заключитель­ную. Первая часть более продолжительна, в ней решаются преиму­щественно гигиенические задачи, присущие утренней гимнастике. Основная же часть небольшая: в УСГ не применяют больших объ­емов и интенсивных нагрузок. Ее средствами являются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, несложные элементы техники избранного вида спорта, другие специальные упражнения.

В тренировочных целях выполняются также домашние задания. В них, как правило, включают упражнения, направленные на пре­имущественное воспитание наиболее важных для данного спортсме­на физических качеств, на ликвидацию отставания в технике от­дельных движений, например: подтягивания в висе, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине, упражнения со скакалкой, гантелями, гирей и т. п. Чаще всего домашнее, задание спортсмен получает от тренера (преподавателя), но может и сам для себя сформулировать самозадание, исходя из задач спортивной подготовки, личной заинтересованности.

Физический труд, участие в туристских походах, подвижные игры и другие дополнительные формы занятий физическими упраж­нениями также могут использоваться для повышения уровня трени­рованности спортсменов. Большинство этих форм можно применять самостоятельно, в дополнение к учебно-тренировочным занятиям.

Большое значение для повышения эффективности тренировоч­ного процесса имеют учет и анализ проделанной работы. Докумен­том учета является «Дневник спортсмена», в котором перечисляются учебно-тренировочные и самостоятельные занятия, фиксируются объем и интенсивность физических нагрузок, средства и методы, результаты прикидок и спортивных соревнований, делаются отмет­шей о самочувствии, эффективности восстановительных мероприятий, записываются замечания и пожелания тренера.

Высокие достижения в современном спорте невозможны без правильного применения разнообразных восстановительных меро­ приятий: они стали органической составной частью подготовки спортсмена. К числу восстановительных относятся психолого-педагогические и медико-биологические средства. Для всех уча­щихся доступными медико-биологическими средствами являются обоснованный режим жизни, рациональное питание и достаточное употребление витаминов, различные виды массажа и самомассаж, водные процедуры, баня, пребывание на свежем воздухе и др. При­менение других медико-биологических средств восстановления рабо­тоспособности назначается и контролируется врачом и тренером. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями, к самотренировке, следует посовето­ваться с тренером, преподавателем физического воспитания.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка — многолетний и круглогодичный про­цесс. Многолетний план тренировки создает общую картину, оп­ределяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, по­этапно планируется рост спортивных результатов.

Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени — циклов. В зависимости от вида спорта различают боль­шие (многолетние, годичные), средние (сезонные, месячные, сорев­новательные) и малые (недельные) циклы.

Годичный тренировочный цикл в ряде видов спорта состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и пере­ходного. Такая периодизация основывается на закономерностях развития «спортивной формы» и календарных сроках основных со­ревнований. При этом важно, чтобы главные соревнования попада­ли в границы соревновательного периода, а контрольные, учебно-тренировочные и Другие второстепенные состязания планировались на подготовительный период. Количество соревнований должно быть таким, чтобы создавались условия для совершенствования физических и морально-волевых качеств спортсмена. Интервалы между соревнованиями должны обеспечивать восстановление и дальнейшее увеличение работоспособности.

При планировании процесса спортивной тренировки необходимо учитывать итоги прошедшего тренировочного периода, результаты врачебного обследования спортсмена, выявившиеся слабые и силь­ные стороны его подготовленности, недостающие физические ка­чества, а также другие моменты, на которых следует сконцентри­ровать внимание в плане предстоящих занятий.

В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для приобретения «спортивной формы», расширяются функциональные возможности организма спортсмена. В этом периоде до 60—70% времени отводится ОФП, в конце периода больше внимания уделя­ется специальным упражнениям, подготовке к соревнованиям. Задачей соревновательного периода является сохранение и улуч­шение «спортивной формы», достижение максимальных спортивных результатов. Главными средствами этого периода тренировки яв­ляются непосредственно соревновательные упражнения, а основ­ным методом выступают соревнования. Объем тренировочных на­грузок увеличивается за счет средств специальной подготовки. Ти­пичным для этого периода будет соревновательный (а не недельный) микроцикл: его содержание и раскладка нагрузки определяются числом дней между состязаниями. Соревновательные микроциклы сочетаются с так называемыми разгрузочными, что позволяет из­бежать перетренированности, а к самым ответственным соревнова­ниям подойти в состоянии наивысшей готовности.

В переходном периоде проводится активный отдых при сохра­нении определенного уровня тренированности. Вся работа в этот

Период направлена на ликвидацию последствий накопившегося утомления. Из занятий исключаются соревнования и соревновательные упражнения. Больше времени уделяется туризму и другим видам активного отдыха, что позволяет не допускать резкого спада физи­ческих нагрузок. Однако, если спортсмен мало и редко выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде может отпасть.

Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки, в котором учитываются особенности условий (вид спор­та, возможности спортивной базы, характер работы или учебы и др.). Годовой план делается небольшим по объему и наглядным (табл. 10). При его составлении применяется принцип помесячного планирования учебно-тренировочного процесса.

Недельный цикл спортивной тренировки заключается в детализации месячного плана, составлении недельных планов занятий (табл. 11).

Процесс планирования спортивной тренировки завершается со­ставлением плана-конспекта на одно тренировочное занятие. Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия

Таблица 10. Примерная форма годового плана тренировки легкоатлета-спринтера, учащегося среднего специального учебного заведения

Основные задачи

Основные средства

Объем работы

октябрь ноябрь декабрь год
Приобретение «спортивной формы»   Повышение уровня функциональных возможностей организма   Воспитание физических качеств   Пополнение фонда двигательных навыков Равномерный бег,км Бег с максимальной скоростью,км   Переменный и повторный бег, км     Силовые упражнения с отягощением, т   Кросс в лесу, км Общеразвивающие упражнения, ч Специальные упражнения, ч Занятия другими видами спорта (футбол, баскетбол и др.), ч Количество тренировочных и самостоятельных занятий В том числе: Участие в соревнованиях УСГ   30   1   3   5   20 25   8   10   24     2   Ежедн 40   0,5   5   6   30 22   10   8   26     1   Ежедн.     500   30   50   80   200 340   140   80   300     12-14   Ежедн  

Планируемые результаты

Зимний сезон: бег 100 м-11,9с

бег 200 м-24,9

Летний сезон: бег 100 м-11,7с

бег 200 м-24,5

 

 

Таблица 11. Примерная форма недельного плана тренировки легкоатлета-спринтера, учащегося среднего специального учебного заведения

Задачи

Средства

Ежедневный объем работы

Пн. Вт. Ср Чт. Пт. Сб Вс
Воспитание силы, быстроты     Техника бега: совершенствование низкого старта     Отдых, восстановление работоспособности Упражнения со штангой, т Упражнения на снарядах, количество Равномерный бег, км Подготовительные упражнения, мин Специальные упражнения, мин Прыжки в длину с места, количество Низкие старты, количество   Баня, самомассаж и др.              

 

Таблица 12. примерная форма плана-конспекта учебно-тренировочного (самостоятельного) занятия.

Части заня­тия и их продолжи­тельность Содержание занятия Дозиров­ка упраж­нений Организационно-методиче­ские указания
Подгото­вительная, 15—20 мни   Основная 50—60 мин     Заключи­тельная, 5—10 мин   Общая разминка: ходьба, бег, общеразвивающие и другие упражнения Специальная разминка: имитационные и специаль­ные упражнения, отдельные элементы техники движений   Техническая подготовка: изучение и совершенство­вание техники движений, совершенствование двига­тельных навыков Тактическая подготовка: закрепление двигательных навыков в условиях, при­ближенных к соревнова­тельным     Упражнения на расслаб­ление, углубленное дыха­ние, уборка инвентаря и оборудования .5—7 Мин     10—15 мин   30—40 Мин   20—30 мин   Глубокое и ритмичное дыхание, общее разогре­вание организма Подготовка и тщатель­ная проработка основ­ных групп мышц   Выполнение упражне­ний на точность и «чис­тоту»     Выполнение упражне­ний «до отказа»     Выполнять без напря­жения

 

имеют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовитель­ной, основной и заключительной (табл. 12).

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия (раз­минка) имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе. Обычно эта часть делится на общую и специальную разминку. Об­щий разминка повышает работоспособность организма; специальная разминка готовит спортсмена к выполнению основных тренировоч­ных или соревновательных упражнений.

Основная часть занятия отводится для изучения и совершенствовании новых движений, для работы над воспитанием физических качеств спортсмена. Содержание этой части занятия зависит от пе­риода тренировки, подготовленности спортсмена и других условий.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия или самотренировки используется для переключения от работы к отдыху и должна создавать наилучшие условия для ускоренного протекания восстановительных процессов. Приводим примерную форму плана-конспекта отдельного учебно-тренировочного занятия.

Методически правильно спланированное занятие позволяет обес­печить плавное нарастание физической нагрузки от начала занятия к его середине, а также плавно снизить нагрузку к его окончанию. Тикая физиологическая кривая является наилучшей реакцией организма на любую нагрузку.

 

Вопросы:

 

1. Расскажите, что такое «подготовка спортсмена», «спортивная тренировки», «спортивная форма». Приведите примеры.

2.Назовите и объясните основные стороны подготовки спортсмена.

3.Какое место в подготовке спортсмена занимают теоретические сведения? Почему они важны? Обоснуйте свое мнение.

4.Что такое физическое упражнение? Чем физические упражнения отличаются от отдельных движений, физического труда?

5. Что такое двигательные умения и навыки, как они формируются в процессезамятий физическими упражнениями?

6.Назовите основные физические качества человека, средства и методы Ш Воспитания.

7.Составьте план тренировочных занятий па неделю по своему виду спорта. Напишите план-конспект на одно самостоятельное тренировочное занятие, занятие утренней специализированной гимнастикой.

 

 

ГЛАВА VI

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Фундаментальным принципом советской системы физического вос­питания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной орга­низации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о фи­зических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда;

сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, ко­торые будут способствовать производительному труду будущих специалистов;

воспитать у них физические и психические качества, необходи­мые в будущей трудовой деятельности;

способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускорен­ному обучению профессии;

научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановле­ния сил;

предупредить и снизить производственный травматизм среди работающих за счет увеличения их силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процес­се жизнедеятельности.

Программой физического воспитания для средних специальных учебных заведений предусмотрено ознакомление учащихся с теоре­тическими основами ППФП, обучение их некоторым профессиональ­но-прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых спе­циалистам того или иного профиля, подготовка их к участию в простейших соревнованиях по профессионально-прикладным видам спорта.

Для понимания задач ППФП, для овладения необходимыми зна­ниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда специалистов, требования к их физической подготовленности. Для этого приведен ряд примеров такого анализа. По аналогии с ними можно проанализировать деятельность специалиста любого друго­го профиля.

С другой стороны, надо знать все разнообразие средств ППФП прикладную значимость каждого и их эффективность в разных слу­чаях. Этим вопросам посвящается целый параграф, в котором харак­теризуются наиболее распространённые физические упражнения. Это облегчит учащимся выбор эффек­тивных средств физической самоподготовки к труду. Важно также знать результативность использования этих средств ППФП в зависимости от форм ее организации, от активности в этом процессе са­мого учащегося, самого работающего.

Понять содержание главы, приложить его к специфике своей про­фессии, применить полученные знания в своей непосредственной I практике вам поможет внимательная проработка вопросов, тщательное выполнение заданий, помещенных в конце главы.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической на­пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют ни физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют выделить третий вид — смешанный труд.                           Примерами преимущественно физического труда являются про­фессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить ком­понент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и конт­роля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости Человека к психическим напряжениям, быстрого восприятия, ос­мысливания большого потока информации о ходе производства

Для измерения объема и мощности выполняемой физической ра­боты применяются различные количественные меры: масса подня­того груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организ­мом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помо­щью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физичес­кого труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тя­жести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энер­гии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточно­го расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выпол­нять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжитель­ное время.

Если тяжесть физического труда измерить и оценить относитель­но легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоцио­нально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показа­тели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в кри­тических ситуациях поднимается до 200 ударов в минуту. Доля же физического труда при этом относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких по­давляющее большинство) предъявляют к организму человека раз­личные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К сме­шанным видам труда относится преимущественно и труд специалис­тов среднего звена — выпускников средних специальных учебных заведений.

Приведем несколько примеров условий труда специалистов и пе­реносимых ими нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру вы­полняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.

Труд в подземных выработках сопровождается длительными пе­редвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голо­данием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий — запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего п подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтера. Добывающая техника и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена, вынужденных нахо­диться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значительно сократилась при возросшей нервно-психической нап­ряженности.

Труд специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов II зоотехников, характеризуется такими особенностями: значительная продолжительность рабочего дня и недостаток перерывов для отдыха, постоянная высокая двигательная активность, сезонная «•равномерность общей рабочей и двигательной нагрузки в течение года, работа в полевых и смешанных условиях, использование раз­нообразных средств передвижения (пешком, на лошади, на мотоцик­ле, на автомашине), большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, значительная физическая усталость и умственно-эмоциональное утомление к концу рабочего дня, меняющаяся метеорологическая Обстановка и необходимость в связи с этим менять рабочую одежду In обувь и др.

Такой характер труда требует от специалистов знаний о рациональном режиме труда и отдыха, о технике безопасности при пользовании различными машинами и механизмами, средствами передви­жения, об основных способах закаливания, о способах укрепления нижних конечностей, об использовании средств физической культу­ры и спорта для  борьбы с производственным утомлением, для активного отдыха работающих. Кроме теоретических знаний специа­листу сельского хозяйства необходимы общая выносливость, зака­ленность, тренированность мышц нижних конечностей, а также умение ориентироваться на местности, организовать свой быт и отдых в полевых условиях.

Труд специалистов литейных цехов, доменного и прокатного производства протекает в условиях подготовки сырья и плавки ме­талла, формовочных и обрубно-очистных операций по металлу при резких колебаниях температуры окружающего воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. В процессе трудовой деятельности этих специалистов важное место занимают визуальные и инструментальные наблюдения за технологическим процессом, ра­ботающими машинами и агрегатами; большое количество активных однотипных движений и операций, монотонность которых приво­дит к быстрому утомлению; большое количество передвижений (воз­ле формовочной машины, на плацу); перемещение грузов с помощью вспомогательных механизмов или вручную; работа в непосредствен­ной близости от расплавленного металла, работа в респираторах, защитной одежде и обуви. На работоспособность специалистов го­рячих цехов положительно влияют такие качества, как общая вы­носливость и большая физическая сила человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чувство равновесия и вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний темпера­туры окружающего воздуха; высокий уровень волевых качеств — смелости, решительности, упорства; хорошее состояние сердечно­сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Механизация и автоматизация современного доменного и про­катного производства облегчили труд рабочих и инженерно-техни­ческого персонала. Труд последних все больше приближается к смешанному виду труда.

Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризует­ся тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых спе­циалистов не связана с систематическими физическими нагрузками; если же последние имеют место, то их влияние на организм односто­ронне. Это требует большого внимания к физическим упражнениям как средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важными прикладными навыками для моря­ков являются плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие Действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими ка­чествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене клима­та и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важны дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средст­вами воспитания всех этих качеств моряков являются физический труд, физическая культура и спорт.

Своеобразны условия труда специалистов наземных служб граж­ данской авиации. Механики и радисты круглый год работают на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Вся их деятельность в основном проходит на высоте до 15 м, на огра­ниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми кверху руками и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам, техникам и руководителям бригад и течение смены приходится много ходить. Условия труда этих специалистов требуют хорошей разносторонней физической подго­товленности, силы основных мышечных групп, выносливости, особенно специальной, позволяющей длительное время выполнять специфическую работу, ловкости и гибкости для свободного передвижения по плоскостям самолета и возможности добираться до самых труднодоступных места.

Труд энергостроителей требует от работающих высокого уровня физической и психической подготовленности. Для успешной ра­боты им необходимы общая и силовая выносливость, сила, ловкость, Координация движений, хорошая двигательная реакция, вестибулярная устойчивость, смелость, решительность, устойчивость к Меняющимся метеорологическим условиям. Им требуются также навыки работы на высоте с элементами лазания, передвижения по ограниченным площадям опоры, переноски грузов, страховки и самостраховки. Отсутствие этих качеств и навыков может привести к невыполнению или некачественному выполнению производствен­ных заданий, стать причиной травматизма. Установлено, что 77% травм энергостроителей в большей или меньшей степени связано с недостаточной физической подготовленностью, отсутствием навыков работы на высоте. Многолетняя практика и проведенные экспе­рименты показали, что для достижения высокого уровня профессиональной дееспособности энергостроителей (как, впрочем, и работников многих других строительных специальностей) наиболее полезны занятия альпинизмом, скалолазанием, гимнастикой, спортив­ными играми, единоборствами, тяжелой атлетикой. Развитие этих видов спорта среди учащихся и энергостроителей дает наибольший профессионально-прикладной эффект.

Труд специалистов АСУ, ЭВМ имеет свою специфику, связан­ную с длительными наблюдениями и контролем за работой различ­ных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой боль­шого потока информации, с выполнением быстрых и точных движе­ний, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом напряжении.

Существует немало профессий, работа в которых связана с постоянным напряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, Швеи-мотористки, телеграфисты, операторы счетных машин и др.). Регулярные нагрузки у представителей таких профессий часто при­водят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека менять профессию. Надежными профилактическими средствами в таких случаях являются самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальцев, повышают работоспособность человека

Условия труда других специалистов также имеют свои особен­ности, к их физической подготовленности предъявляются специ­фические требвания, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причем практически во всех профессиях, осо­бенно в труде специалистов среднего и высшего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда. Явления гиподи­намии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности мно­гих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профес­сионально-прикладную физическую подготовку.

Всем учащимся средних специальных учебных заведений — будущим техникам, педагогам, медицинским сестрам и другим спе­циалистам — важно знать основы ППФП, уметь организовать за­нятия с коллективом, в котором придется работать по окончании учебы в среднем специальном учебном заведении.

Обратите внимание, что в приведенных примерах — описаниях условий труда специалистов — есть общие черты, элементы сходст­ва. Прежде всего, в центре внимания во всех случаях — работаю­щий человек. Своими преобразующими усилиями человек воздейст­вует (прямо или косвенно, через инструмент) на предметы труда. При этом человек испытывает (преодолевает) противодействие пред­метов труда, подвергается воздействиям окружающей среды. В ко­нечном итоге результативность его труда, или производительность, решающим образом зависит от эффективности преобразующих воз­действий на предметы труда, устойчивости к отрицательным, влия­ниям окружающей среды. И здесь на первое место, при прочих рав­ных условиях, выступают физические качества и нервно-психические свойства человека. Вот почему все приведенные примеры заканчи­ваются перечнем рекомендуемых средств, с помощью которых мож­но повысить свои потенциальные возможности, в нашем случае — физические.

СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА

Приведенные выше примеры показывают, что существуют значи­тельные различия в условиях труда специалистов разных профес­сий. Однако для всех трудящихся необходимы хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шахтеру — общая и силовая выносливость, физическая сила, лет­чику и космонавту — ловкость и вестибулярная устойчивость и.т. д. Поэтому разнообразны и средства, применяемые для решения част­ных задач ППФП специалистов различных профессий.

Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного профиля.

Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, ВДЭ ее упражнениями воспитываются такие физические качества, к как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом и пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при раз­нообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качест­ва — смелость, самообладание, решительность при оправданном  риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиа­ции, монтажникам-высотникам, строителям, пожарникам, водола-08M, водителям наземного транспорта, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики, уметь грамотно их выполнять и научить этому своих учеников, уметь провести физкультурную паузу в классе и снять у учащихся г Накопившееся утомление. Медицинским работникам эти упражне­ния надо знать для того, чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно применять движения для своего лечения. Операторам ЭВМ и счетным работникам гимнастические упражнения помогут избе­жать негативных явлений, связанных с малоподвижным характером работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы УГГ, физкультурной паузы, разминки на тренировоч­ных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллек­тивах и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.071 с.)