Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об основах лечебной физкультуры
Под лечебной физкультурой (ЛФК) принято понимать использование средств физической культуры для ускоренного и полного выздоровления человека. Лечебная физкультура — относительно новая область современной медицины. Свое научное обоснование она получила сравнительно недавно, в основном благодаря трудам советских ученых. Однако молодость ЛФК как науки не говорит о том, что об исцеляющем воздействии движений не было известно ранее. Движения, физические упражнения применялись в лечебных целях еще во II—III тысячелетиях до н. э. в древней народной медицине арабских стран, Греции, Индии, Китая. В Древней Греции сформировалась даже так называемая медицинская гимнастика. Ее развитие тесно связано с именем «отца медицины» Гиппократа (460—375 гг. до н. Щ Вобрав в себя все лучшее, что было накоплено предшествующими поколениями отечественных и зарубежных ученых, советская медицина с первых лет своего существования активно способствовала развитию ЛФК в стране. Были открыты отделения и кабинеты при многих больницах и клиниках, с 1923—1924 гг. ЛФК введена в практику курортов и санаториев СССР. В 1926 г. в Московском институте физкультуры была создана первая в стране кафедра лечебной физкультуры, которую возглавил И. М. Саркизов-Серазини, впоследствии выдающийся ученый в этой области медицинских знаний. Разрабатываются и внедряются методики применения физических упражнений для лечения различного рода заболеваний, создаются и совершенствуются лечебные комплексы физических упражнений. В 1929 г. издается первое отечественное руководство «Лечебная физкультура» (авторы Б. Я. Шимшелевич, В. Н. Мош-ков, Р. Т. Никитин) с предисловием Н. А. Семашко. Особую роль сыграла ЛФК во время Великой Отечественной войны как один из методов восстановления боеспособности раненых воинов. Этому способствовали накопленные знания и опыт применения ЛФК при лечении травм в условиях мирного времени, работы советских врачей Е. Ф. Древинг, В. К. Добровольского и др. ЛФК была введена во всех военных госпиталях и блестяще выдержала трудный экзамен. С помощью целенаправленного применения физических упражнений многим раненым воинам была возвращена способность производительно трудиться в народном хозяйстве, тысячи бойцов были возвращены в строй.
В настоящее время ЛФК широко используется как средство восстановления функций, утраченных после травм и заболеваний. Чем же объясняется положительное влияние физических упражнений на ослабленный организм больного и выздоравливающего человека? Этот вопрос интересовал врачей со времен Гиппократа. Уже тогда активные движения рассматривались как способ стимуляции физиологических процессов. Это положение остается верным и в наше время. Стимулирующее влияние физических упражнений как на здорового, так и на больного человека происходит через ЦНС, которая мобилизует весь организм на восстановление поврежденных тканей и утраченных функций. ЛФК и кровообращение. Наиболее чутко на физические упражнения реагирует сердечно-сосудистая система. При активизации кровообращения улучшается обмен веществ, ускоряется выведение продуктов жизнедеятельности клеток, увеличивается приток живительного кислорода и необходимых питательных веществ ко всем тканям, в том числе и к зоне выздоровления. На движение крови по сосудам влияют сокращения сердечной мышцы, тонус артериальных сосудов, активность внутритканевого обмена и другие так называемые вспомогательные механизмы кровообращения. О первых из этих факторов учащимся известно из школьного курса анатомии человека. Подробнее остановимся на вспомогательных механизмах кровообращения, так как они очень Широко используются в практике ЛФК. Венозная гемодинамика — звено кровообращения, в котором очень ярко проявляется влияние физических упражнений на кровоток. Дело в том, что, пройдя артериальную и капиллярную часть своего пути, кровь в венозных сосудах утрачивает скорость, созданную сокращениями миокарда. У длительно лежащих больных 'Венозный кровоток особенно затруднен. В результате застойных явлений у них появляются пролежни, местные воспалительные процессы и другие осложнения. Физические упражнения во многом способствуют ускорению венозного кровотока. На активизацию венозного кровотока влияют гравитационные явления в сосудах, «мышечный насос», присасывающее действие грудной клетки, «брюшной пресс».
Гравитационные явления в сосудах легко подтвердить простым опытом: поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз, обе руки слегка встряхните и в таком положении держите 10—15 с. Теперь положите руки перед собой и сравните: рука, которая была поднята вверх, стала бледной и обескровленной, другая же, которая была опущена, стала розовой и полнокровной. Объяснить это явление просто: под действием собственной тяжести кровь оттекла из верхней руки и переполнила сосуды нижней. Поменяйте положение рук, поменяется и их кровенаполнение. Этот гравитационный эффект широко используется в ЛФК для активизации кровообращения у тех больных, которые по разным причинам вынуждены длительное время находиться на строгом постельном режиме, не могут самостоятельно выполнять активные движения. В комплекс упражнений для таких больных часто включают не только активные поочередные поднимания и опускания конечностей, но и пассивные (с помощью медицинского персонала, другого больного, упражнения в воде, с самопомощью через блочные приспособления). Особенно сильно гравитационный эффект в сосудах человека может проявить себя при первом вставании после длительного лежания: под действием тяжести кровь оттекает в нижние отделы тела и мозг обескровливается, наступает обморок (см. «гравитационный шок»). Учитывать гравитационный эффект следует также при глубоких наклонах вперед, при которых происходит переполнение кровью сосудов головного мозга. Именно к таким последствиям приводит иногда непродуманное выполнение отдельных упражнений из так называемой «йоговской гимнастики». Мышечным насосом называют ускоряющее действие на ток крови ритмичных мышечных сокращений. Всякое мышечное сокращение сопровождается сдавливанием и прижиманием к кости находящихся в мышце сосудов. Подвержены таким сдавливаниям в основном венозные сосуды, и в результате всяких мышечных сокращений кровь по венозным сосудам выжимается в сторону сердца (надо помнить, что обратному току крови препятствуют внутривенные клапаны, которые удерживают столб крови в нашем теле, предупреждают ее гравитационный отток). Многократные чередования напряжений и расслаблений мышц и есть тот двигатель, который, подобно насосу, проталкивает кровь по венозным сосудам. Это влияние «мышечного насоса» так существенно, что его иногда называют образно «вторым сердцем». Вот почему одним из правил составления комплексов и выполнения физических упражнений является чередование напряжений и расслаблений больших мышечных групп. Именно на этом эффекте основано оздоровительное влияние ритмической гимнастики. Отсюда несколько практических советов. Ожидая поезд, автобус, не стойте — ходите. Ходьба — один из естественных способов ритмичного чередования сокращений и расслаблений нашей мускулатуры. И другой совет: после длительного статического напряжения (вынужденная фиксированная поза, удержание груза или противника) следует выполнить несколько несложных динамичных упражнений с широкой амплитудой и расслаблением мышц. Присасывающее действие грудной клетки — еще один ускоритель венозного кровотока — заключается в том, что каждый наш вдох сопровождается активным расширением грудной клетки, а это понижает давление воздуха в ней по сравнению с атмосферным. В результате в легкие засасывается воздух, а из брюшной полости в сторону сердца по широким венозным сосудам подсасывается кровь. Эффект присасывающего действия грудной клетки I наиболее ощутим при синхронном с ним действии другого вспомогательного механизма венозного кровообращения — так называемого «брюшного пресса». Суть этого механизма заключается в том, что опускающаяся при вдохе диафрагма, а вместе с ней напрягающаяся передняя стенка брюшной полости сдавливают, как бы «прессуют» внутренние органы. Это прессующее действие мощных мышц распространяется прежде всего на венозные сосуды брюшной полости — верхнюю и нижнюю полые вены, и кровь по ним как бы выжимается в сторону сердца. Эффект присасывающего действия грудной клетки да и «брюшного пресса» в ЛФК используется очень широко. Больным рекомендуется дышать глубоко и редко, за счет чего облегчается работа сердца, так как часть этой работы берут на себя вспомогательные механизмы кровообращения. Не случайно физические упражнения в медицине рассматриваются как действенное средство I для борьбы с застойными явлениями в организме больного человека. Сделаем вывод: лечебное воздействие физических упражнений на гемодинамику заключается в мобилизации резервных функций сердечно-сосудистой системы, в активизации вспомогательных механизмов венозного кровообращения.
ЛФК при травмах. Рассмотрим другой пример — лечебное действие физических упражнений на травмированные ткани. Непосредственно поврежденное при травме место отграничивается от здоровых тканей несколькими слоями поврежденных, в которых развиваются различные изменения на тканевом и клеточном уровнях.: Так, непосредственно вокруг раневого канала образуется слой [ раневого некроза (отторжения отмирающих клеток), далее следует зона молекулярных сотрясений, за ней — зона реактивная, и лишь лотом идут здоровые ткани, из которых и исходит регенеративный процесс. Активность этого процесса тесно связана с кровообращением в зоне раневой поверхности: при ускоренном кровообращении быстрее идет процесс регенерации поврежденных тканей. Использование средств ЛФК при лечении травм и ранений направлено на ускорение заживления травмированного участка тела, с одной стороны, и на восстановление функций поврежденного органа или участка тела — с другой.
Решение первой из этих задач — заживление травмированного участка — в значительной степени зависит от настроя больного, его веры в скорое и полное выздоровление. Непосредственная роль физических упражнений при этом заключается в том, что, во-первых, занятия ЛФК содействуют оздоровлению всего организма, повышению жизненного тонуса больного человека, а во-вторых, в том, что своевременно примененные движения предупреждают появление соединительнотканых рубцов спаечных образовавший. Опыт военных госпиталей показывает, что при рациональном применении ЛФК заживление мягких тканей, срастание костных отломков ускоряется. Решение второй задачи — восстановление функции движения — во многом зависит от систематичности занятий. Многократное повторение физических упражнений на ранней стадии лечения предупреждает атрофию мускулатуры, фиброзное перерождение поврежденных мышц, позволяет сохранить эластичность суставных сумок, полную подвижность суставных сочленений. Активность больного, его упорство и настойчивость — важные условия правильного лечения. Вспомните пример А. Маресьева, его железную волю, терпеливость при овладении протезами и неслыханный до того результат, приравненный к чуду. ЛФК широко применяют также в клинике внутренних болезней.
Вопросы:
1. В какой форме осуществляется самоконтроль за состоянием здоровья лично вами? Сравните, как изменился уровень вашего физического развития за истекший год занятий физическим воспитанием и в связи с занятиями в спортивной секции: увеличилась ли длина вашего тела и на сколько, изменилась ли масса тела? Какие сдвиги произошли в физической подготовленности: на сколько улучшился ваш результат в беге на 100 м, в кроссе, в прыжках в длину и в высоту с разбега, в других упражнениях? 2С позиций влияния на кровообращение объясните название и механизм воздействия упражнений ритмической гимнастики. 3. Перечислите вспомогательные факторы венозного кровообращения, объясните механизм положительного влияния на гемодинамику человека ритмичных мышечных движений и глубокого дыхания. 4. Обращали ли вы внимание, что после травм и ранений у некоторых людей не полностью восстанавливается подвижность поврежденных суставов? Подумайте, почему это происходит. Приведите примеры своевременного лечения движением, подтверждающие возможность полного восстановления нарушенной функции сустава, органа.
Глава V ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Спорт в советской системе физического воспитания занимает видное место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья советских людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Спорт — важное средство формирования личности: он воспитывает трудолюбие и волю, чувства советского патриотизма и интернационализма.
Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью Фа кой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником. ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА Подготовка спортсмена — сложный многосторонний процесс, включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы, дополняющие тренировку и соревнования,— общий режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановлении и др. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, морально-волевая и теоретическая подготовка. Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития, воспитание Необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Цель ОФП — достижение высокой работоспособности занимающегося. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощением и др.). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену Подготовиться к соревнованиям. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется: по мере Поста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес ГСФП. Техническая подготовка спортсмена направлена на изучение и Совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта. В процессе общей технической подготовки спортсмен пополняет фонд двигательных умений и навыков, необходимых ему в жизни и в спортивной практике. В ходе специальной технической подготовки он овладевает рациональной техникой избранного вида спорта, расширяет и углубляет свою спортивную специализацию, доводит до совершенства необходимые умения и навыки. Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований (тактика в спорте — это искусство ведения спортивной борьбы). В содержание тактической подготовки входит обучение спортсмена поведению во время соревнований, преодолению возможных трудностей, использованию возникающих ситуаций. В процессе тактической подготовки спортсмены овладевают необходимыми приемами и действиями, тактическими знаниями. Для построения тактического плана спортивной борьбы необходимо изучать своих соперников и их тактические приемы, знать и правильно распределять свои силы, применять такие маневры, которые могут принести успех. План тактической борьбы должен быть подчинен интересам коллектива и команды. Морально-волевая подготовка спортсмена направлена на воспитание у него нравственных черт и волевых качеств. Воля — это сознательная активность спортсмена, направленная на преодоление препятствий, на достижение поставленной цели. Воля воспитывается в процессе преодоления трудностей, возникающих во время тренировок и соревнований: страха перед трудным элементом, болезненных ощущений или неблагоприятных условий внешней среды (жара, холод, высокая влажность и др.); соблюдения установленного режима дня, подчинения правилам спортивных соревнований, выполнения дисциплинарных требований на учебно-тренировочных занятиях и др. Волевые усилия всегда носят осознанный характер. Наиболее отчетливо они проявляются, когда спортсмен встречается с серьезными трудностями. Так, например, при длительном и интенсивном беге наступает состояние, когда больше нет сил продолжать бег, хочется прекратить состязание. Требуется большая сила воли, чтобы преодолеть это состояние так называемой «мертвой точки». В этих случаях рекомендуется использовать методы «настройки», «самопобуждения», «самоприказа» и т. п. Воспитание воли зависит прежде всего от самих занимающихся. Каждый спортсмен, заботясь о своей волевой подготовке, должен изучать природу объективных и субъективных трудностей, с которыми может встретиться в соревнованиях, воспитывать у себя способность к их преодолению. Важно отметить, что морально-волевые качества, воспитанные в спорте, потом становятся постоянными чертами личности человека, проявляются в трудовой, боевой, общественной деятельности. Теоретическая подготовка спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности. Она включает знания по истории, теории и методике спорта вообще и данного вида спорта в частности, физиологии психологии, гигиене, биомеханике физических упражнений, врачебному контролю, правилам организации и судейства спортивных соревнований. Теоретическая подготовка осуществляется непосредственно на учебно-тренировочных занятиях, но может проводиться также в виде лекций, бесед, самостоятельного изучения соответствующей литературы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.8 (0.029 с.) |