Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция Под конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цене любое количество единиц товара (рис. 8.1).
Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся: 1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тайный сговор между которыми практически невозможен; 2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации; 3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. Отрасль – это совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт; 4) отсутствие выходных барьеров из отрасли; 5) отсутствие входных барьеров в отрасль. Достоинствами совершенной конкуренции являются: ― максимальное удовлетворение потребителя; ― производство продукции с минимальными затратами. К недостаткам совершенной конкуренции относятся: ― неполный учет издержек; ― отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок, экология и др.); ― отсутствие концентрации средств для технического прогресса.
8.2. Типы рыночных структур Недостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте – чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте – олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке. Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.
Наряду со сказанным, для нее характерно: - выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей; - барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован; - монополист определяет объем продаж и цену в определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос). Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.
Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии: 1 – граница естественной монополии; 2 – искусственная монополия
Главной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.) |