Тема 8. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции



Совершенная конкуренция

Под конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цене любое количество единиц товара (рис. 8.1).

 

 

Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся:

1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тайный сговор между которыми практически невозможен;

2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации;

3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. Отрасль – это совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт;

4) отсутствие выходных барьеров из отрасли;

5) отсутствие входных барьеров в отрасль.

Достоинствами совершенной конкуренции являются:

― максимальное удовлетворение потребителя;

― производство продукции с минимальными затратами.

К недостаткам совершенной конкуренции относятся:

 ― неполный учет издержек;

― отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок, экология и др.);

― отсутствие концентрации средств для технического прогресса.

 

     8.2. Типы рыночных структур

Недостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте – чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте – олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.

Наряду со сказанным, для нее характерно:

- выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей;

- барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован;

- монополист определяет объем продаж и цену в определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос).

Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.

 

 

Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии:

1 – граница естественной монополии; 2 – искусственная монополия

 

 

Главной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)