Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные стадии становления и развития экономической теории.
Развитие экономической теории проходит несколько стадий, к числу которых относятся: экономия, политическая экономия и экономикс. Исторически экономическая теория возникла и развивалась наряду с экономической деятельностью человека и общества в целом, прошла длительный и сложный путь развития. Первое свое оформление в виде некой системы взглядов на хозяйственную деятельность людей она получила уже в древних цивилизациях. Однако эти взгляды еще не выделялись в самостоятельную область знаний. Первоначально экономическая теория возникла в античном обществе. Древнегреческие философы Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель разрабатывали «теорию полезных искусств». Полезными искусствами считали земледелие, медицину, военное дело, ремесло и искусство управления домом. В своих «работах» они в основном отстаивали, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, а также считали, что рабовладение носит естественный характер. В средние века экономическая мысль развивалась в основном в рамках религиозно-философской мысли. Экономическая теория как наука сформировалась в XVII – XVIII веках. Вслед за экономическими школами меркантилистов и физиократов возникла классическая школа. Формирование классической школы стало развитием товарно-денежных отношений. Ее первыми представителями были Уильям Петти и Пьер Буагильбер, считавшие источником богатства сферы производства. Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго) источником богатства считали земледелие. Франсуа Кенэ заложил основу теории воспроизводства капитала (экономическая таблица Кенэ). Основная идея экономической школы – идея естественного экономического порядка, который возникает стихийно, благодаря действию объективных рыночных сил. Представители классической школы выступали против государственного вмешательства в экономику. В знаменитом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Адам Смит пишет о том, как «неведомая сила» направляет человека, преследующего собственные эгоистичные цели, которые первоначально не входили в его намерения. А. Смит был первым, кто написал о существовании объективных законов экономики. Как следствие этого, экономика смогла претендовать на статус науки, основателем которой стал Адам Смит. После того, как А. Смит доказательно включил общественное разделение труда в число основных источников богатства наций, экономика стала наукой о функционировании национального хозяйства, представляющего собой строго скоординированную деятельность большого числа участников по удовлетворению личных и коллективных потребностей.
В середине XIX века возникает марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основными теориями марксизма являются: учение о классовой борьбе, учение о прибавочной стоимости, учение об эксплуатации. К. Маркс опирался на трудовую теорию стоимости А. Смита и Д. Рикардо и объяснял конкретные соотношения между обмениваемыми товарами и различными затратами труда на их производство. В начале XX века появляется неоклассическое направление экономической мысли. Неоклассическое направление включает в себя представителей трех школ: австрийскую, Кембриджскую и Лозаннскую. Оставаясь в рамках классического направления, неоклассическое направление существенно обогащает экономическую науку новейшими методами экономического анализа. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк) опиралась на созданную ею теорию предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм. Маржинализм объяснял поведение субъектов, в частности, при обмене различными товарами, мотивами психологического характера. В основе обменных соотношений лежит не труд, а различная субъективная полезность благ. Конкретным ее выражением является предельная полезность (полезность последней части данного блага). Кембриджская школа (А. Маршалл, Л. Вальрас) анализировала различные равновесные состояния рынка, и раскрыла механизм рыночного саморегулирования. А. Маршалл анализировал функции спроса и предложения и факторы, их определяющие. Наряду с этим автор ввел в экономическую теорию систему показателей эластичности, а также разделил периоды исследования на краткосрочный и долгосрочный. Иными словами это направление заложило фундамент современной микроэкономики. Л. Вальрас совершенствовал основные положения кембриджского направления, представив наиболее общую модель рыночного равновесия. Однако, кризис 1929-1933 гг. в США поставил под сомнение способность рыночного саморегулирования экономики. В этих условиях оказалось, что преодолеть кризис без государственного вмешательства невозможно.
Важным этапом в развитии экономической теории стало возникновение кейнсианства, основателем которого является Джон Мейнард Кейнс. В 1936 г. он опубликовал свою основную работу «Общая теория занятости, процента и денег». По его мнению, рынок не в состоянии обеспечить «эффективный спрос». Для поддержания последнего необходимо стимулировать его с помощью бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Дж.М. Кейнс обосновал идею циклического вмешательства государства в экономику. 1 марта 1934 г. к власти в США пришел Ф. Рузвельт, и с 9 марта 1934 г. он начал осуществлять свой «новый курс» или «революцию Рузвельта сверху». В основе этого курса лежали идеи Кейнса. Благодаря использованию идей Кейнса в экономической программе Ф. Рузвельта экономика США смогла выйти из Великой депрессии. Дж.М. Кейнс стал основателем макроэкономического регулирования экономики. Однако кейнсианство не является теорией экономического роста. С начала 50-х годов ХХ века появились неокейнсианцы: Р. Харрод (основное произведение ─ «К теории экономической динамики»), Э. Хансен («Экономические циклы и национальный доход»). Они разработали теорию экономической динамики. Усиление внутренних противоречий рыночной экономики привело к другому оппозиционному классическому направлению – институционализму. Классический институционализм (Т. Веблен, У.К. Митчел, Дж.Б. Кларк, Дж.Р. Коммонс) связан с введением в экономическую теорию понятия «институты» (от лат. institutum ─ установление, учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этнические и другие социальные явления. Эти «институты» оказывают влияние на поведение человека. Однако в 70─80-е гг. расширение государственного вмешательства в экономику привело к усилению проблемы бюджетного дефицита, и это означало кризис кейнсианства и начало неоклассического возрождения. Неоклассическое направление разветвляется по нескольким школам, основными из которых являются монетаризм, экономика предложения и теория рациональных ожиданий. Основатель монетаризмаМ. Фридман считал целесообразным только денежно-кредитные методы воздействия на экономику. «Денежное правило Фридмана» гласит, что Центральный банк может увеличить денежную массу только на 3-4 % в год. А. Лаффер – основатель школы «экономика предложения» считает, что производство можно увеличить не путем стимулирования спроса, а посредством стимулирования самого производства, в первую очередь, посредством снижения налогов. Представители «теории рациональных ожиданий» (Р. Лукас, Т. Сарджент) признают существование не только адаптивных, но и рациональных ожиданий экономических субъектов, способных предугадать экономическую политику и приспособиться к ней задолго до того, как меры экономической политики дадут свой эффект.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.004 с.) |