Опросник стартового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник стартового контроля.



Стартовый контроль предполагает проведение тестирования с целью знакомства с базовыми знаниями учащихся по данной тематике. Анализ результатов данного опросника поможет учителю организовать работу с группой в соответствии с ее познавательными возможностями и базовыми знаниями по предмету «Обществознание».

Уважаемый девятиклассник!

Заполни, пожалуйста, опросник. Твои ответы помогут правильно определить цели,  задачи и содержание работы по данному курсу.

1. Дайте определение понятиям:

Государство

Общество

Конституция

Президент

Парламент

2. Напишите число и дату принятия Конституции Российской Федерации, по которой мы сейчас живем «_»_________ _____ год.

3. Какими полномочиями обладает Президент Российской Федерации

4. Какими полномочиями обладает Парламент Российской федерации

5. Какими полномочиями обладает Правительство Российской Федерации

6. Какие виды судов Российской Федерации вы знаете.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием общество, типологией обществ. Рассмотреть понятие государство, выяснить причины возникновения государств, рассмотреть основные признаки государства.

Форма урока: Лекция с элементами беседы.

Основные понятия урока: общество, государство, дивианты, суверенитет, право, санкция.

План:

Понятие «Государство»

Понятие «Общество», типология обществ

3. Признаки государства

1. Объяснение темы целесообразно начать с определения понятия «Политическая система», составив при этом кластер составных частей политической системы: государство, партия, профсоюзы, политические организации и т.д.

Государство - политическая организация общества, обладающая верховной властью на определенной территории.

Государство.

1. Центральный институт политической системы.

2. Система органов, определяющих функционирование организованной верховной власти на определенной территории.

Сначала общество, а затем государство.

2. Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, имеющая внутренние взаимосвязи и отношения. Группа людей, объединенная едиными целями

Работая с понятием общества, можно вспомнить сферы общества и взаимосвязи природы и общества. Работая с типологией обществ, можно отметить некоторые типы обществ на ленте времени, соотнося исторический период и период развития общества.

Типология обществ

1.  Простые /сложные

2. Дописьменные / письменные

3. Типология Ленски:

Общество охотников и собирателей

Общество садоводов

Аграрное общество

Индустриальное

4. Современная типология:

Простые (доиндустриальные)

Индустриальные

Постиндустриальные

Первые государства формируются в аграрных обществах 4-3 тыс. до нашей эры. Первые государства формируются в долинах крупных рек ДР. Египет, Ближний Восток.

3. Работая над признаками государства, учитель может объяснять их на примере Российской Федерации. Можно использовать прием кластеров при рассмотрении данного вопроса. Понятие суверенитет можно рассмотреть, используя Конституцию РФ. А дома учащиеся могут охарактеризовать признаки любого другого государства, например, Англии, Японии, США.

Признаки государства:

ü Публичная власть (государственный аппарат)

Способы формирования государственного аппарата: наследование, назначение, замещение, выборы, захват.

Государственный аппарат выполняет две функции:

• управление

• принуждение (выполняет аппарат насилия, необходимый для установления порядка и норм общества, так как существуют дивианты – люди, с отклоняющимися от норм формами поведения)

Государственный аппарат наделен публично-властными полномочиями, решения госаппарата являются обязательными для всех, кто проживает на его территории.

ü Территория с четко обозначенными границами

Государство имеет экспансионистскую (расширение) природу. С древних времен существует восприятие окружающей территории как земли известной – ойкумены. К концу XIX века происходит закрытие ойкумены.

 В XX веке открываются геополитические школы, которые пытаются обосновать необходимость расширения lebensraum (жизненного пространства). Наиболее активная школа германская. Основатель школы Ратциль, Хаусхофферд

ü Суверенитет

От (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Существует два аспекта.

Внутренний аспект – верховенство власти. Государство может самостоятельно устанавливать общепринятые правила поведения, поддерживать порядок, определять права и обязанности граждан

Внешний аспект – независимость государства на международном уровне. Ограниченный суверенитет (в случае завоевания другой страной или самостоятельного ограничения).

По Конституции РФ  Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

ü Налоги и займы

ü Наличие прав

Право регламентирует отношения в обществе.

Право – совокупность общепринятых правил поведения, которые устанавливаются, санкционируются государством и устраняются его силой.

Санкция - (от лат. sanctio — строжайшее постановление) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальные санкции налагаются официальным общественным или государственным органом; неформальные санкции — реакция членов группы, друзей и т. д.

Санкции:  дисциплинарные, административные, уголовные.

ü Дополнительные признаки государства

Общая транспортная система, общая денежная система, информационная система и др.


Вопросы:

1. Дайте определение понятию «Общество».

2. Определите элементами чего (общества, страны, государства) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, юридические законы, географическое положение, благосостояние.

3. С какими типами общества вы познакомились? Дайте краткую характеристику каждой типологии обществ?

4. Каково значение понятие государство, какими признаками оно обладает?

Задания:

1. Постройте схему «Признаки государства РФ».

2. Занесите в таблицу признаки, которые схожи u у государства и мэрии. Что их отличает?

  Государство Мэрия
Сходства    
Отличия    

3. Чем отличаются понятия «государство»  и  «государственность»? Свой ответ аргументируйте.

4. Опровергните или докажите правильность следующих утверждений:

ü Понятие «государство» шире, чем понятие «общество».

ü Государство – это географическое понятие, а общество -  политическое

ü Понятие «общество» относится только к современному этапу развития цивилизации.

ЗАНЯТИЕ 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.011 с.)