Правила поднятия рук в молитве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила поднятия рук в молитве



К, поощряемым действиям (мандубат) молитвы, согласно мазхабу Имама Малика, относится однократное поднятие рук во время исполнения молящимся слов, открывающих молитву(такбират аль-ихрам). В этом вопросе маликиты согласны с ханафитами, да будет доволен ими всеми Аллах; и помимо довода ‘амаля ахль аль-Медины подтверждают свою позицию следующими доказательствами из Сунны:

Во-первых, передается от Алькамы, что Ибн Мас’уд, как-то сказал, обращаясь к людям: «Не провести ли мне молебен подобно молитве Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Сказал Алькама: «Затем молился Ибн Мас’уд, подняв руки свои лишь единожды [во время исполнения им такбират аль-ихрама]» (привели Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Во-вторых, передается от аль-Бараа ибн Азиба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда открывал свою молитву такбират аль-ихрамом, поднимал руки, приближая их к ушам, и после не возвращался во время молитвы к этому действию» (т.е. к поднятию рук) (привел Абу Дауд).

В-третьих, передается от Джабира ибн Самуры, да будет Аллах к нему милостив, который сообщил: «Однажды вышел к нам Посланник Аллаха,мир ему и молитва, затем обратившись к присутствующим, произнес следующее:«Что со мной: вижу вас поднимающими [многократно] руки, как будто они хвосты лошади «шумс» (строптивая лошадь, которая не может устоять на месте, поэтому хвост ее находится постоянно в движении)?! Успокойте члены свои во время совершения молитвы!» (привел Муслим).

Отметим, что на хадис от Джабира ибн Самуры, да будет Аллах доволен им, опирается маликитский ученый Ибн аль-Кассар при указании на полный запрет поднятия рук, даже однократно во время исполнения такбират аль-ихрама. Об этом сообщает автор текста «Аль-Фикх аль-Малики ва Адиллятуху» Шейх Хабиб ибн Тахир аль-Малики, да сохранит его Аллах. Однако от Имама Малика, да будет им доволен Аллах, передается также разрешение на поднятие рук более одного раза и на этой передаче основывают свое мнение некоторые ученые-маликиты, среди которых Кади Абу Бакр ибн аль-‘Араби, да проявит Аллах к нему Свою милость.

На поднятие рук Посланником Аллаха, мир ему и молитва, кроме такбират аль-ихрама, указывают следующие сообщения:

Во-первых, передается от Салима, от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, если открывал молитву, то поднимал руки на уровне плеч. Затем, когда поднимал голову, выходя из поясного поклона, тоже поднимал руки свои, говоря при этом:«Услышал Аллах того, кто восхвалил Его. Господь наш, Тебе наша хвала!» (Сами’ A лла hу лиман хамида h. Раббана ва лякаль хамд). И Посланник Аллаха,мир ему и молитва,не поднимал рукво время совершения им земного поклона» (привели аль-Бухари, Муслим, а также Имам Малик).

В другой передаче (риваят) говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и молитва, поднимал свои руки, когда произносил слова «Аллаху Акбар!», перед тем, как сделать поясной поклон.

Во-вторых, передается от Сулеймана ибн Йясара, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки свои во время совершения молитвы (привел Имам Малик).

В-третьих, передается от Нафи’, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, при открывании молитвы такбиром поднимал руки на уровне плеч. Потом он также поднимал руки, если поднимал голову во время выхода из поясного поклона, но уже держал их ниже уровня плеч (привел Имам Малик).

В-четвертых, передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, следующее: «Поднимал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, руки всякий раз, когда открывал молитву, когда сгибался в поясном поклоне, когда поднимал голову при выходе из него и когда совершал земной поклон»(привел ад-Даракутни).

Сказал Имам аль-Карафи аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах: «Путь достойный следования по нему, при согласовании этих противоречащих друг другу передач (часть которых указывает на поднятие рук только один раз, другая же указывает на то, что Пророк, мир ему и молитва, поднимал руки более одного раза) – взятие нами за основу хадисов Ибн Мас’уда и аль-Бараа ибн Азиба (указывающих на поднятие рук единожды, во время произнесения такбират аль-ихрама); другие же сообщения – противоречащие этим двум хадисам – следует рассматривать, как заключающие в себе разрешение на поднятие рук больше одного раза в определенных местах молитвы» (см. «Аз-Захира», т. I, стр. 101).

Сказал Шейх Хабиб ибн Тахир аль-Малики, да продлит Аллах его дни: «Из вышеприведенных сообщений следует, что поднятие рук имеет место в трех случаях:

1). Во время открытия молитвы при произнесения такбира.

2). Во время перехода в положение поясного поклона.

3). Во время выхода из поясного поклона.

Что же касается случая поднятия рук во время выполнении земного поклона, то Имам аль-Баджи аль-Малики, да будет милости к нему Аллах, указал на то, что хадисы, приведенные в этой части слабы (см. «Аль-Мунтака», т. I, стр. 233).

Сказал наш учитель Мухаммад аль-Ахва: «Действия маликитов в виде поднятия рук единожды во время молитвы – это те же действия (‘амаль), которым следовали праведные предки (ас-саляф ас-салихин)».

Имам ад-Дасуки аль-Малики в трактате «Хашия ‘аля аш-Шархи аль-Кабир», цитирует слова маликитских факихов, указывающих на то, что первое мнение (о поднятии рук один раз) есть самая распространенная среди маликитов передача от Имама Малика, да будет милостив к нему Аллах.

Следует отметить, что помимо противоречия хадисов о многократном поднятии рук молитвенной практике жителей Медины, существуют следующие причины отведения Имамом Маликом этих сообщений:

Первое. Расхождение передатчиков хадисов Салима и Нафи’, да будет доволен Аллах ими обоими, в части отнесения их к речи (хадис аль-марфу) Посланника Аллаха, мир ему и молитва, или к словам сподвижника (хадис аль-маукуф). По этой же причине не стал Малик – Имам (Дар аль-Хиджры, Земли Переселения, Пресветлой Медины – использовать их, исходя из того, что изначальная основа – ограждение ритуальной молитвы от посторонних движений, коими являются постоянное поднятие рук (см. «Шарх» Имама аз-Зуркани аль-Малики, т. І, стр. 233).

Второе. Сказал аль-Мазири: «Когда нашел Имам Малик, да примет Аллах его душу, что как хадисы Ибн Мас’уда, да будет Аллах им доволен, так и прочие сообщения указывают на поднятие рук единожды – только во время произнесения такбират аль-ихрама – и аннулируют правила поднятия рук более одного раза, то перестал он опираться в личном законотворчестве (иджтихад) на те хадисы, которые заключают в себе данное правило» (см. «Аль-Му’аллим», т. I, стр. 391).

Третье. Оба передатчика хадиса о многократном поднятии рук – ‘Али ибн Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, несмотря на то, что сами передавали это сообщение, не поднимали рук более одного раза. Поэтому можно заключить, что если бы не наличие у них сильного довода, оставленного Посланником Аллаха, мир ему и молитва, поднятие рук больше одного раза, которое они передают в хадисе, то никто бы из них не посмел оставить исполнение этого действия после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так говорит Имам Ибн Рушд аль-Малики, да заслужит он милость от Господа миров, в книге «Аль-Байяну уа Тахсиль» в I-м томе, на 375-й странице.

По поводу того, что поднятие рук больше одного раза не есть в мазхабе малики действие категории мустахаб сказал Шейх аль-Ислам Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах, в «Кашф аль-Мугатта» следующее: «Передачи включенные в «Муватту» и утверждающие поднятие рук во время исполнения поясного поклона, приведены в сборнике хадисов в различных вариациях. Однако Имам Малик, да явит Аллах ему Свое милосердие, (не смотря на заключенное в этих версиях правило поднятия рук более одного раза) обращается в своем иджтихаде к мнению о том, что поднятие рук в прочих местах молитвы помимо такбиират уль-ихраам не есть действие, относящееся к мустахаб. Так передает от него Имам Ибн Касим, да смилостивится над ним Аллах. И я считаю – отталкиваясь от передачи Ибн Касима – что основой для такого вывода служит консенсус ученых (иджма’), сводящийся к признанию поднятия рук не обязательной частью молитвы, а также не твердой сунной.

То же количество движений (микдар), относительно включения которого в мустахаб, или твердую сунну (сунна муаккада) у ученых имеются разногласия, следует оставить, ибо это число движений колеблется между тем, чтобы быть мустахабом и лишним действием в молитве. Поэтому Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, встал на сторону максимального отстранения от лишних и посторонних действий во время исполнения молитвы; и в таком подходе ничего страшного нет...».

Как уже говорилось выше, одна из весомых причин оставления Имамом Маликом, да будет доволен им Аллах, хадисов Ибн ‘Умара, да объемлет Господь его Своей милостью, указывающих на поднятие рук более одного раза – довод деяния мединцев, которые, как известно, являются одним из фундаментальных принципов, от которых отталкиваются в своем иджтихаде ученые-маликиты, да будет доволен ими всеми Аллах. При этом неправомерно утверждать, что факихи маликитского мазхаба вносят в Ислам нововведения, когда предпочитают довод деяний жителей Медины тем или иным хадисам Посланника Аллаха, мир ему и молитва. Или что маликиты уничижительно относятся к доводу Сунны, когда отбрасывая хадис, прибегают в своем иджтихаде к ‘амалю ахль аль-Мадина. Такое представление ни что иное, как невежество.

Ибо, во-первых, под деяниями мединцев следует понимать только деяния сподвижников и последователей (таби’ин), которые наследовали этот ‘амаль от первых, так что амаль, например, людей, видевших табиинов (таби’у таби’ин) уже не есть довод (худжжат) и потому не принимается. Во-вторых, поскольку деяние мединцев (т.е. деяния сахабов и таби’инов) есть ни что иное, как единодушное согласие (иджма’) асхабов и табиинов относительно того или иного действия (как, например, ирсаль – исполнение молитвы с опущенными руками) и поскольку абсолютно всякое действие сподвижников или последователей обязательно должно иметь под собой базис в виде доказательства из Сунны, кое, в свою очередь, представляет собой самое последнее по времени действие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то исходя из такого положения вещей, доказательство и довод деяний мединцев будет являться, в сущности, доказательством и доводом Сунны Посланника Аллаха, мир ему и молитва.

Поэтому нельзя говорить, что маликиты, отвергают Сунну, обращаясь при этом к какому-то сомнительному и непонятному источнику Шари’ата. Нет, выведение доводов Шари’ата, опираясь на деяния мединцев, есть выведение доводов из самой Сунны. При этом следует указать на то, что поскольку деяние мединцев – единодушное согласие асхабов и табиинов, представляющее собой самый последнее по времени шари’атское установление (хукм), то это будет означать, что ‘амаль ахль аль-Мадина подобен хадису-мутаватир, имеющего силу аннулировать установление противоречащего ему достоверного хадиса-ахад.

По мнению великого маликитского ученого, Шейха Мухаммада аль-Худра Майяби аш-Шанкыти, милость ему от Аллаха, главная и, пожалуй, единственная причина оставления Маликом, да будет доволен им Аллах, хадисов, указующих на поднятие рук более, чем один раз, это отнюдь не хадисы с противоположным хукмом, ибо сообщения эти – среди которых сообщения от Ибн Мас‘уда, да смилостивится над ним Аллах, – не могут быть равными по силе достоверности хадисам о многократном поднятии рук, но именно аргумент деяний мединцев, имеющих, как мы уже сказали, силу хадисов-мутаватир.

На странице 75-й книги «Ибрам ан-Накд» сей ученый муж, пусть Аллах покроет его Своей милостью, говорит следующее: «К хадисам, которые приводит Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, в сборнике «Муватта», но при этом не опирается на них в своем иджтихаде, относится и хадис, указывающий на поднятие рук больше одного раза во время исполнения поясного поклона и выхода из него. Хадис этот с достоверной цепочкой передатчиков (иснад) приводит Нафи’ от Ибн ‘Умара, да снизойдет на них милость Аллаха. Однако, несмотря на этот факт, он (хадис) не служит доводом для Имама Дар аль-Хиджры, да будет доволен им Аллах, по причине противоречия хадиса деяниям жителей Медины».

Что же касается приведенных ниже хадисов, которые противодействуют хадису Нафи’ от Ибн ‘Умара, то Имам Малик не опирается на них, ибо сообщения эти по силе достоверности и близко не могут стоять рядом с хадисом Нафи’, да будет доволен им Аллах.

И если бы не противоречие деяний мединцев хадисам о многократном поднятии рук, то не было бы для Имама Малика, да упокоится его душа в Раю, никакой возможности оставить оное действие в виду очень высокой степени достоверности тех сообщений, которые указывают на него. На эти хадисы, противодействующие хадису Нафи’ и от Ибн ‘Умара, опираются в своем мнении ханафиты и только из-за того, что примат практики мединцев над хадисами-ахад не выступает у них той основой, на которой строят они свой иджтихад.

Посему в своем противодействии сообщениям о поднятии рук более одного раза (хадисы рафу) ханафиты опираются на хадисы-тарк, посвященные оставлению поднятия рук более, чем один раз. При этом в действительности хадисы о многократном поднятие рук намного достовернее хадисов об однократном их поднятии во время исполнения такбират аль-ихрама. Однако ‘амаль ахль аль-Мадина у нас (маликитов) стоит перед хадисом ахад даже, если он (хадис) достиг последней ступени достоверности».

Однако в книге «Аль-Хивару ма ‘а Альбани» Шейха Шамима Мухаммада ас-Сильгати, в которой опровергается Шейх Насир аль-Альбани, отнесший хадис Ибн ‘Умара в передаче ‘Абдуллаха ибн ‘Ауна аль-Харраза – который указывает на однократное поднятие рук Посланником Аллаха, мир ему и молитва, – к ложным сообщениям (маудуа), говорится, что как сам Имам Малик, так и его последователи используют данный хадис в иджтихаде, выстраивая на нем свое мнение.

На 308-й странице книги «Имам Ибн Маджа ва Китабуху ас-Сунан» (текст «Аль-Хивару ма ‘а Альбани» включен в эту книгу) пишется по этому поводу: «Что касается заявления некоторых людей относительно того, что Имам Малик не опирается в своем мнении на хадис (выступающий предметом нашего исследования. Т.е. хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах), то это голословное заявление, не имеющее под собой какого-либо серьезного исследования, изучения вопроса. Истинное же положение дел состоит в том, что Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, опирается на этот хадис Ибн ‘Умара в своем решении об однократном поднятии рук. Также ученые-маликиты избрали для себя содержащийся в нем хукм».

Сказал Имам Сахнун аль-Малики, да смилостивится над ним Аллах, в «Аль-Мудаввана аль-Кубра»: «Сказал Малик: «Не знаю я, чтобы поднятие рук в такбирах намаза, будь то во время поднятие головы или перехода (в поясной или земной поклон) было сильным мнением, исключая открытие намаза, когда слегка поднимаются руки».

Сказал Ибн Касим, да будет доволен им Аллах: «Поднятие рук за исключением такбират аль-ихрама считается у Имама Малика слабым мнением» (см. «Аль-Мудаввана аль-Кубра», т. І, стр. 71).

Затем неправильно говорить, что если Имам Малик, да будет доволен им Аллах, упоминает многократное поднятие рук в сборнике «Муватта», то это суть мнение, к которому он пришел после рассмотрения доказательств, мазхаб, которому следуют беспрекословно (таклид) и через который поклоняются Аллаху маликиты. Ибо Хафиз ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, в предисловии к «Тaджиль аль-Манфа» отвергает подобный стереотип, утверждая следующее: «По поводу мнения аль-Хусайни о том, что, дескать, «Муватта» – мазхаб Малика, которому следуют его адепты, можно со всей уверенностью сказать, что фундамент, на который опираются маликиты в выведении шари’атских установлений и фетв есть не «Муватта», но передачи Имама Ибн Касима от Имама Малика, безотносительно, соответствуют ли тексты этих передач содержанию «Муватты» либо противоречат ей. Так, некоторые из североафриканских ученых составили книгу, состоящую исключительно из слов ученых-маликитов, которые противоречат текстам «Муватты», как, например, поднятие рук во время совершения поясного поклона (руку’) или выхода из него».

Отсюда для нас определен факт, что передача (риваят) Ибн Касима от Имама Малика превосходит по доказательной силе передачи «Муватты» и поэтому, как источник выведения хукма, стоит у маликитов перед «Муваттой».

В конце концов, Ибн Касим не единственный, кто передает от Имама Малика оставление многократного поднятия рук, но и Имам аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, передает от него (Имама Малика) это же мнение.

По этой части сказал в «Найлю Маркадайн» Имам Анвар Шах Кашмири Ханафи, да примет Аллах его дела, следующее: «Передает от Имама Малика оставление поднятие рук больше одного раза и Имам аш-Шафи’и. Сказал Имам Бадруддин аль-‘Айни в «Мабан аль-Афкар Шарху ма ‘ан аль-Асар»: «Передает Имам аш-Шафи’и от Имама Малика, что он не поднимал руки в молитве более одного раза». Потому можно заключить, что Ибн Касим, да смилостивится над ним Аллах, не единственный, кто передает от Имама Малика принцип оставления многократного поднятия рук (тарк) в противоположность тому, что рассказывают ученые от Ибн ‘Абдульхакама» (тут кончаются слова Шейха Анвара Кашмири).

Сказал Имам ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, в комментарии к «Сахиху»Муслима: «Сказали Абу Ханифа, последователи его и большая группа жителей Куфы, что поднятие рук, кроме как во время открытия молитвы, не есть мустахаб, и такова самая известная передача от Имама Малика».

Сказал Хафиз ‘Аляуддин аль-Мардини, да смилостивится над ним Аллах, в «Аль-Джаухару ан-Нaки»: « Сказал Абу ‘Умар ибн ‘Абдульбарр аль-Малики, да смилостивится над ним Аллах: «Я поднимаю руки только во время исполнения такбиират аль-ифтитах, опираясь в своем действии на передачу от Ибн Касима».

Говорится в разъяснениях к «Сахих Муслим» Имама аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах: «Оставление многократного поднятия рук в намазе – самая известная передача в маликитском мазхабе».

Сказано в «Аль-Каваиду Ибн Рушд»: «Это (т.е. оставление поднятия рук более одного раза) есть истинный мазхаб Имама Малика, да будет доволен им Аллах, в виду соответствия оставлению действий ученых-маликитов».

Сказал Ибн ‘Абдульбарр в другом месте: «Сказал Имам Малик: «Если и имеет место поднятие рук, то лишь во время исполнения такбиират аль-ихрам в начале молитвы. И это соответствует мнению куфийцев, Абу Ханифы, его сподвижников, а также мнению прочих факихов иракской Куфы, как в старое, так и новое время».

Сказал Абу Валид ибн Рушд аль-Малики, да смилостивится над ним Аллах, в «Бидаят аль-Муджтахид»: «Среди ученых есть те, кто ограничился однократным поднятием рук во время открытия молитвы, предпочитая хадис ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и аль-Бараа ибн Азиба, и это есть мазхаб Имама Малика в виду соответствия действий Имама Малика и его последователей этому хадису» (см. «Имам ибн Маджа ва Китабуху ас-Сунан» Шейха ‘Абдуррашида ан-Нуамани, стр. 308-310).

Перед тем, как перейти к заключительной части статьи, хотелось бы обратить внимание читателя на прозвучавшее выше утверждение о том, что неправомерно говорить, что если Имам-муджтахид – будь-то Имам Малик или Абу Ханифа – выступает передатчиком того или иного хадиса, то хадис этот обязательно должен быть мазхабом Имама или основой для правового решения (фетва). Ибо муджтахид по ведомым ему причинам, кои могут быть скрыты от не-муджтахида, может просто предпочесть доводу хадиса, который передает некто другой, более, на его взгляд, сильный довод.

По этому вопросу говорит Имам Хафиз аль-Кади Абу Мухаммад Хасан ибн ‘Абдуррахман ибн аль-Халляд ар-Рамагурмузи, да смилостивится над ним Аллах, в свитках «Аль-Мухаддис аль-Фасыль байна ар-Рауи ва аль-Ваи»: «Не является обязательным для муфтия выносить фетву согласно содержанию всех хадисов, которые он передает, как не требуется от него оставление передачи хадиса, когда не основывается он на нем в своей фетве. И на этом правиле стоят мазхабы всех факихов исламских земель.

Так, например, ‘амаль Имама Малика противоречит во многих случаях тем хадисам, передатчиком которых он является. Так, передача аз-Зухрийя от Салима, от его отца достовернее и сильнее на взгляд мухаддисов, чем «ривая» от аль-Хакама, от Миксима, от Ибн Аббаса, да будет доволен ими всеми Аллах. Однако, несмотря на то, что Малик передает от аз-Зухрийя поднятие рук больше одного раза, он (Имам Малик) противоречит (в своем мнении) этой передаче (предпочитая поднятие рук однажды, во время исполнения такбират аль- ихрама)...»

Закончим нашу статью словами Шейха Хабиба ибн Тахира аль-Малики, да сохранит его Аллах, о том, каким образом следует поднимать руки во время произнесения такбиират уль-ихраам. При этом сразу отметим, что поднятие рук должно осуществляться одновременно с произнесением слов «Аллаху Акбар».

На 212-й странице сочинения «Аль-Фикх аль-Малики ва Адиллятуху» говорится: «Исходя из вышеприведенного хадиса от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, следует, что поднятые руки (при произнесении такбират аль ихрама) должны доходить до уровня плеч. Что касается сообщения от Малика ибн аль-Хаварайса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и молитва, при произнесении такбират аль-ихрама поднимал руки до уровня ушей, то ученые в толковании этих хадисов избрали для себя два пути: путь предпочтения одного доказательства другому (тарджих) и путь попытки согласования двух на первый взгляд противоречащих друг другу доказательств (джаму).

В данном случае путь тарджиха состоит в том, что хадис, который передает Ибн Шихаб от Салима, от Ибн ‘Умара, достовернее с точки зрения цепочки передатчиков хадиса, передаваемого Катадой от Насра Асыма, от Малика ибн Хаварайса. Что касается второго пути согласования между двумя противоречащими хадисами, то Посланник Аллаха, мир ему и молитва, поднимал руки на уровне плеч, так что кончики его пальцев доходили до уровня ушей...».

При этом скажем, что следование второму пути лучше и предпочтительнее, ибо тот позволяет задействовать при выведении решения оба доказательства (далиль), тогда как первый путь связан с отведением какого-либо из доказательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.033 с.)