Часть 2. Мазхаб Имама Малика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Мазхаб Имама Малика



Биография Имама Малика. Его учителя, ученики

Имам Малик родился в 93 году по Хиджре[1], хотя есть и другие мнения по поводу даты его рождения, называются 94 и 95 года по Хиджре.

Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр, происходившей из Йемена и поселившейся в Медине после прихода Ислама. Генеалогия Имама такова: Малик, сын Анаса, сына Абу Амира, сына ‘Умара, сына Хариса, сына Гимана, сына Хабсиля, сына Умру, сына Хариса, который был также широко известен как Зиль-Субх.

Прозвище (кунья) Имама было ‘Абдуллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый, его стали называть Имам Дар аль-Хиджра, «Вождь Дома Переселения». Учитывая то количество ученых, которым изобиловала Медина, такое обращение к Малику о многом говорит.

Период, когда родился Имам Малик, был периодом правления халифа Валида ибн ‘Абдульмалика, третьего правителя Омейядской династии. Территория Омейядского халифата охватывала огромные территории, среди которых Испания в Европе и Магриб в Африке. Хотя Омейяды перенесли свою столицу из Медины в Дамаск в Сирии, значение города Пророка сохранялось. И пусть Медина не была больше политической столицей Ислама, она сохраняла ведущую роль как образец лучшей общины из когда-либо существовавших.

Учителя Имама

1). Абу Радим Нафи’ ибн ‘Абдуррахман. Имам учился чтению и рецитации Корана в соответствии с установленными правилами у этого знаменитого ученого, хорошо известного в этой области даже в наше время всему миру.

В ранний период жизни Имама Малика Нафи’ был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдаллаха ибн ‘Умара, так как Нафи’ был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет. Те, кому известно место, занимаемое ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром в хадисоведческой литературе, могут оценить, какая это была замечательная возможность для Нафи’ – учиться у такого великого ученого, всегда окруженного учениками. ‘Абдуллах ибн ‘Умар был сыном ‘Умара ибн Хаттаба, второго халифа Ислама и одного из ближайших сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Кроме того, что Нафи’ изучал хадисы у ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, ему также посчастливилось служить другим сподвижникам и видным знатокам хадисов; это были ‘Айша, Умм-Салмак, знаменитый рассказчик хадисов Абу Хурайра, Абу Са‘ид аль-Худри и многие другие. В число его учеников входят не только Имам Малик, но и другие светила того периода, чьи имена прославлены в исламской науке: Ибн Джаридж, Имам Зухри, Имам Аузаи и Айуб Сахтийани. Имам Малик имел обыкновение спрашивать своего выдающегося учителя об его мнении по юридическим вопросам, добавляя: «А что говорил об этом Ибн ‘Умар?» – потому что кто же мог лучше судить об юридических решениях и мнениях ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, чем такой близкий к нему человек, как Нафи’. Имам также любил своего учителя за его преданность, чистоту и честность, и часто говорил, что если он слышал мнение относительно хадисов, рассказанных Ибн ‘Умаром, от своего учителя, Нафи’, ему больше не нужны никакие другие доводы.

Вот почему в «Муватте», выдающемся труде Имама Малика, есть множество различных хадисов, рассказанные Имамом Маликом со ссылкой на Нафи’, который слышал их от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Благочестивый халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль’азиз, который сам был большим ученым, избрал Нафи’ учителем для египтян и послал его туда. Только в Исламе раб, благодаря своему благочестию, преданности и учености, смог приобрести такой авторитет, что хадисы, рассказанные им, считались подлинными, и его, как выдающегося ученого, уважали правящие халифы. Он умер в 117 году Хиджры.

2). Джафар аc-Садык.Имам Джафар ас-Садык также был одним из учителей Имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка. Он был правнуком Имама Хусайна, внука Пророка, мир ему и молитва. Его отец, Имам Бакыр, тоже был выдающимся ученым. Цепь его рассказов хадис восходит к его отцу Имаму Мухаммаду Бакыру, Урве ибн Зубайру, Мухаммаду ибн Мункадиру. Кроме Имама Малика, в число его учеников входили Суфьян ас-Саури, Шабах, Абу Йахья аль-Ансари, Имам Абу Ханифа и Суфьян ибн Айнийя. Имам Джафар ас-Садык умер в 198 году Хиджры.

3). Мухаммад ибн Йахья аль-Ансари.Мухаммад ибн Йахья был еще одним из учителей Имама Малика. Он обычно преподавал в Пророческой Мечети (Масджид ан-Набави) в Медине. Мухаммад ибн Йахья умер в 121 году Хиджры в возрасте 74 лет.

4). Абу Хазим Сальмах ибн Динар. Абу Хазим был еще одним ученым-табиином и учителем Имама Малика. Он также преподавал в Пророческой Мечети и умер в 140 году Хиджры.

5). Йахья ибн Са‘ид. Йахья ибн Са‘ид также был ученым-табиином и учеником Имама ‘Али ибн Зайна аль-‘Абидина ибн Хусайна, Ади ибн Сабийа и Анаса ибн Малика. Кроме Имама Малика, его прославленными учениками были Хаммад, Шаабах и Суфьян ас-Саури. Он умер в 143 году Хиджры.

6). Хишам ибн Урва. Хишам ибн Урва, почтенный и широко известный табиин, также был учителем Имама Малика. Он слышал предания от многих сподвижников и был учителем нескольких других выдающихся знатоков хадисов, таких как Суфьян ас-Саури и Суфьян ибн Айнийя. Позже он отправился в Куфу во времена халифа из династии Аббасидов Абу Джафара Мансура, и люди толпились вокруг него, чтобы послушать его уроки по толкованию Священного Корана (тафсир) и хадисам. Халиф Мансур очень уважал его и руководил поминальными молитвами, когда Хишам умер. Согласно Ибн Саду, на него можно полагаться в науке о хадисах, и он знал множество хадисов. Абу Хатим назвал его Имамом в науке о хадисах.

Лучшие ученики Имама Малика

Маликитский фикх передавался двумя путями. Первый путь – через работы Имама Малика, такие как «Муватта». Второй путь – посредством его учеников. Они передавали его юриспруденцию (фикх), и множество книг дошло через них.

Никакой другой Имам, как известно, не имеет такого количества учеников, как Имам Малик. Его ученики были многочисленны и представляли все известные тогда континенты. В основном это были такие страны, как Египет, Ирак, Иран, Сирия, североафриканские земли. Хотя большинство было конечно из Медины. Причиной этому являлось то, что Имам Малик вообще никогда не покидал Хиджаз. Он оставлял Медину только для того, что бы совершить хадж. Медина была домом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. После Мекки многие мусульмане, совершающие хадж, направляются сюда, и в том числе к Имаму Малику за знаниями. Имам Малик прожил более чем 80 лет, а преподавал около шести десятков лет своей жизни.

Важность роли его студентов в формировании фикха этой правовой школы подчеркивается тем фактом, что основной труд Имама Малика «Муватта» содержит небольшое количество тем, которые он преподавал и на которые давал свои фетвы, остальные его фетвы, не вошедшие в «Муватту», дошли до нас через записи его учеников. Невозможно рассказать обо всех из них, остановимся на наиболее важных.

1). ‘Абдуллах ибн Вахб. Он учился у Имама Малика порядка двадцати лет и занимался распространением фикха в Египте. Он учился не только у Малика, но и других ученых. Он получил знания от более четырех сотен ученых в области хадисов в таких странах, как Египет, Хиджаз, Ирак. Его учителями были Суфьян аc-Cаури, Ибн Уяйна, Ибн Джурайдж, ‘Абдуррахман ибн Зийяд аль-Ифрики, Са‘ид ибн Абу Аюб, и многие другие.

2). Асба, один из учеников сподвижников Имама Малика сказал: «Ибн Вахб был сподвижником Имама Малика с большим знанием Корана и Сунны, но так же он передавал хадисы от передатчиков, которые были слабы». Ибн Вахб сам понимал, что некоторые из хадисов, которые он передал, были слабыми. Он как-то сказал: «Если бы Аллах не спас меня посредством Имама Малика и аль-Ляйса, я был бы потерян». Его спросили: «Как же так?» Ибн Вахб ответил: «Я знал очень много хадисов, и это смущало меня. Я имел обыкновение показывать их Имаму Малику и он указывал мне на те, которые следует оставить и те, которые следует убрать».

Имам Малик уважал и любил его. Он не разделял критики кого-либо из его сподвижников, кроме Ибн Вахба. Обычно он называл его факих, когда писал ему. Ибн Вахб был одним из тех, кто распространил школу Имама Малика в Египте и Магрибе. Люди приезжали к нему учится фикху Имама Малика в течение жизни самого Имама Малика и после его смерти. Он оставил после себя множество превосходных книг, включая, то, что он слышал от Имама Малика, и это заняло примерно тридцать томов. Он умер в 197 году по Хиджре в возрасте 72 лет.

3). ‘Абдуррахман ибн аль-Касим. Этот ученый был одним из сподвижников Малика и пользовался огромным влиянием. Фактически он осуществил запись его школы. В мазхабе Имама Малика он занимал примерно такую же позицию, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани в мазхабе Имама Абу Ханифы. Есть абсолютное сходство между этими двумя людьми. Они оба являлись передатчиками своих школ и самостоятельно осуществляли индивидуальное законотворчество (иджтихад). Ибн аль-Касим имел мнения, отличные от его Шейха Имама Малика. О нем говорили, что он был во власти собственного мнения. Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Он факих, у которого доминирует собственное мнение. Он справедливый и устойчивый в своем мнении человек». Он встретил Имама Малика после Ибн Вахба и был его учеником около двадцати лет. Он изучал его фикх. Так же он встречал таких ученых, как аль-Ляйси, ‘Абдульазиз ибн Маджишуна и Муслим ибн Халид аз-Зандж.

Многие спрашивали у него совета относительно фикха Имама Малика. Ибн Вахб однажды сказал: «Если вы хотите знать фикх Имама Малика, вы должны учится у Ибн аль-Касима. Он уникален в познании сего». Его пересказ «Муватты» является наиболее полноценным, и Сахнун узнал у него содержание труда «Мудаввана», представляющее собой наиболее всестороннее собрание фикха Имама Малика. Таким образом, можно смело рассматривать его как главного передатчика маликитского фикха, потому что «Мудаввана» – главный источник мазхаба.

Он был очень щедрым человеком. Он не принимал денег от какого бы то ни было правителя. Он сказал как-то: «Нет Бога вблизи к правителю». Однако, поначалу он довольно часто их посещал, но затем через некоторое время стал держатся от них подальше. Он умер в 191 году Хиджры, в возрасте 63 лет.

4). Йахья ибн Йахья аль-Масмуди(умер в 234 году Хиджры). Принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать Имама Малика и учиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность кади Кордовы, но он отказался. Он был одним из самых благочестивых людей своего времени. Йахья отправился в Медину в последний год жизни Имама Малика и изучил под его руководством его знаменитый труд «Муватта», кроме трех глав книги «Итикаф», потому что Имам Малик умер в 149 году по Хиджре. Йахья присутствовал при поминальной молитве по нему и погребении. Йахья также сблизился с другими учениками Имама Малика, такими, как ‘Абдуллах ибн Вахаб, Ляйс ибн Са’ад аль-Масри, Суфьян ибн Аийина и Ибн аль-Касим, автор «Мудаввана».

5). Асад ибн аль-Фурат. Считается, что Асад происходит из Хорасана, хотя он родился в Харране. Затем его отец вместе с ним перебрался в Тунис, хотя есть версия, что он родился в Тунисе. Он выучил весь Коран и затем стал изучать фикх. Он отправился в путешествие на восток, что бы изучать «Муватту» от самого Имама Малика. Затем он оправился в Ирак и встретил Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани.Асад сумел скомибнировать фикх иракской школы и фикх мединской школы. Он сумел обучаться, как у Мухаммада ибн Хасана, так и у Имама Малика. Он очень много почерпнул от Имама Малика, позднее только Ибн аль-Касим сумел стать более знающим, чем он.

Когда Асад прибыл в Египет, он пошел в Ибн Вахбу и сказал: «Это книги Абу Ханифы», и Асад попросил Ибн Вахба дать на них ответ в соответствии с маликитской правовой школой. Ибн Вахб проявил щепетильность и отказал ему. Затем Асад отправился Ибн аль-Касиму, который, основываясь на ответах, полученных в свое время от Малика, сумел разрешить его вопросы. Когда он был не уверен, он говорил, «я полагаю», «я думаю», «мне представляется, что это так». Относительно одного случая он сказал, «я слышал его (Имама Малика), говорящим по одному вопросу, и я полагаю, что Ваш вопрос подобен тому вопросу». Другой случай он разобрал, основываясь на своем собственном иджтихаде, безусловно, основанном на словах Имама Малика. Затем эти ответы были им собраны в единый сборник, который получил название «Аль-Асадийя».

Этот труд явился основой для знаменитой работы «Мудаввана» Имама Сахнуна. Асад был назначен судьей Кайруана. Он умер в 212 году по Хиждре, во время осады города Сиракузы, будучи командующим армией, а также исполняя функции судьи. А родился Имам Асад в 145 году по Хиджре.

6). Другими учениками были: Абу ‘Абдуррахман ‘Абдуллах ибн Муслима аль-Харис (умер в 221 году Хиджры), Абу Йахья Маан ибн ‘Иса ибн Динар аль-Мадани (умер в 198 году Хиджры), Са‘ид ибн Кясир ибн Афир ибн Муслим аль-Ансари (умер в 226 году Хиджры), Йахья ибн Йахья ибн Бикир аль-Масри (умер в 231 году Хиджры), судья Медины Абу Масб аз-Зухри, (умер в 242 году Хиджры), Масаб аз-Зубайри, Мухаммад ибн аль-Мубарак, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани.

В число тех, которые с пользой для себя занимались в кружке Имама Малика, входят аббасидские халифы Абу Джа’фар Мансур, Махди, Харун ар-Рашид и его сыновья Амин и Маймун ар-Рашид, и ученые-юристы Имам Абу Ханифа, Имам аш-Шафи‘и, Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, судья Абу Йусуф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.016 с.)