В романтическом балете возросла роль ведущей танцовщицы, поднялось значение и унисонного женского кордебалета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В романтическом балете возросла роль ведущей танцовщицы, поднялось значение и унисонного женского кордебалета.



Хореографическая культура Англии эпохи Просвещения

В 1720 году в Лондоне была организована Королевская Академия музыки, имевшая большое значение для развития английского балета. В первой половине XVIII века в Англии получила распространение пантомима, разнообразная по тематике, насыщенная зрелищными эффектами и включающая элементы оперы, арлекинады и фарса.

Джон Уивер – педагог, балетмейстер и теоретик танца, долго изучал историю и теорию балетного искусства. И на основании всего изученного написал трактат, где изложил свою классификацию танцев, свою систему сценических жестов, своё понимание гармонии сюжета и пластики. Новым было то, что он изобразил естественные человеческие характеры, зритель впервые увидел танцы разных народов – шотландские, голландские, ирландские, французские.

Второй его балет уже начинался увертюрой и герои наделены человеческими чертами: воинственные, коварные, хитрые и

Т.д.

Английская пантомима оказала влияние и на творчество реформатора французского балета Ж. Ж. Новерра.

В конце XVIII века начале XIX века на Лондонской сцене ставили спектакли и выступали многие известные европейские танцовщики и балетмейстеры: Ж. Доберваль, Ш. Дидло.

К середине XIX века большое развитие в Англии

получила так называемая рождественская пантомима, содержащая элементы балетного спектакля.

Если истоки балета в эпоху Возрождения были, безусловно, итальянскими, то в дальнейшем балет полностью перешёл на французский язык – весь балетный лексикон, все его термины и наименования стали исключительно французскими. Однако не следует забывать, что ещё в XVIII веке французские исследователи балета и законодатели его правил шли по


следам того, что было придумано и наработано их предшественниками в Италии. Например, родившийся в конце XIV века Доменико да Пьяченца был не только родоначальником всех исследователей танца, но и создателем современной теории танца. В своём труде «Об искусстве танца и танцевальных движений» (1460) он первый определил танец как вид искусства и показал, что для того, чтобы заниматься импрофессионально, необходима некоторая сумма знаний. Он поистине был первым хореографом и рассказал нам о том, как отдельные па должны связываться в единый контекст, а также показал, что в танце кроется нечто таинственное, какое-то особое очарование, которое способен раскрыть лишь сам танцовщик в качестве единственной и неповторимой личности.

Другой итальянский исследователь танца в XVI веке Фабриццио Карозо описывал в учебнике танцев для аристократов танцевальные движения и па, которые потом вошли в словарь балета как батман, фраппе, жете, пируэт, антраша.

А французский аббат Туан Арбо в 1588 году написал учебник, который был адресован любому, кто желал овладеть этим искусством, не прибегая к услугам дорого стоящего персонального учителя танцев.

В XVIII веке теоретиками балета был разработан универсальный словарь балетных терминов.

 

Ж. Ж. Новерр и его реформа

Жан Жорж Новерр (1727-1810) стремился воскресить искусство пантомимы, наполнить балетный спектакль глубоким содержанием. До Новерра во Франции танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как интермедия, как дивертисмент.

Новерр утверждал, что танец должен стать действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи всех слагаемых балетного спектакля.

Темы для своих балетов Новерр брал из античной литературы, истории, мифологии. Репертуар Новерра состоял из одноактных и многоактных балетов, пасторалей, дивертисментов.

Новерровские преобразования коснулись и декораций, и костюмов, и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

В 1760 году он издал «Письма о танце и балете». Книга Новерра построена в распространённой для XVIII века форме писем к воображаемому корреспонденту. Как бы отвечая на вопросы адресата, Новерр рассматривал разные стороны и разные возможности балетного искусства («Письма о танце и балете» вы найдете в приложении).

 

Время и стиль


К концу XVIII века западноевропейский балет прочно утвердился в равных правах среди театральных искусств.

Балетное действие строилось по законам драмы, то есть могло уложиться в один или несколько актов, имело завязку, развитие и развязку, свободно владело контрастами чувств, сталкивало характеры и судьбы, знало разные типы конфликтов. Но теперь это действие балет воплощал с помощью собственных выразительных средств.

Наряду с балетной трагедией, комедией, драмой сохранялись старинные формы дивертисмента.

Балет откликался на то, что возникало в литературе, живописи, смежных театральных искусствах.

В предреволюционной Франции преромантизм выделял в естественном существовании личности её гражданские права, пафос самоутверждения. В балете это наиболее полно выразилось в творчестве Жана Доберваля. Своеобразным жанром английского преромантизма был «готический роман». Все эти мотивы отразились в хореографии времени, плодотворнее всего – в балетах Шарля-Луи Дидло. Крупнейшей фигурой итальянского балетного преромантизма был хореограф Сальваторе Вигано.

Балет радикально обновился, наряду со всеми искусствами, когда свершилась французская буржуазная революция 1789 – 1794 годов. Она положила предел одной исторической эпохе и начала другую. Краткий период революции демократизировал театр, в нём появились новые жанры, изменился характер театральных зрелищ.

Созданием балетного спектакля теперь распоряжался хореограф. Хореограф – активный соавтор сценариста, да и для композитора воля постановщика часто более весома, чем писательский текст.

Автором оперы был композитор. Он мог создавать музыку по оригинальному сценарию или обращаться к текстам, которыми до него пользовались предшественники. Ибо музыка, а не текст главенствовал в оперном спектакле. Автором балета считался хореограф.

В самом начале XIX века уроки содружества подытожил Бетховен балетом «Творения Прометея, или Власть музыки и танца».

Вместе с тем уже в XVIII веке повседневна жизнь балета знала крупных композиторов-профессионалов. Хореограф Франц Гильфердинг работал с выдающимся композитором Йозефом Старцером. Позже и ЖанЖорж Новерр ставил балеты на музыку Старцера.

Заметную роль в истории балетного театра сыграл композитор Жан Шнейцхоффер. С 1818 года он сочинял музыку для разных балетмейстеров: среди них были Андре-Жан-Жак Деге, Жан Батист Блаш, Альбер (Франсуа Декомб) и Анатоль (Пети). Ему предстояло написать музыку первого романтического балета «Сильфида».

В 1821 году Кастиль-Блаз, автор «Словаря современной музыки», подвёл итог подобной практике балетного театра. «Исполнение балетной


музыки, – сообщал он, – целиком поручается оркестру. Звучание инструментов, занимая второе место в опере, не имеет соперников в балетах».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)