Функции корпоративного налогового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции корпоративного налогового менеджмента



 Корпоративный налоговый менеджмент как составная часть системы управления предприятием выполняет ряд функций, которые можно определить как: «направления деятельности корпоративного налогового менеджмента по управлению системой налогового учета с целью достижения максимизации прибыли предприятия».

Большинство специалистов причисляют к функциям корпоративного налогового менеджмента: налоговое планирование, налоговое регулирование, организацию, мотивацию, координацию и налоговый контроль [240, 269].

В целом с представленной классификацией можно согласиться, но с учетом необходимости внесения некоторых поправок, связанных со спецификой налоговых отношений.

Мотивация персонала является одной их главных функций менеджмента персонала, поэтому отдельно ее выделять в числе функций корпоративного налогового менеджмента не вполне корректно. Безусловно, налоговому менеджеру следует ознакомиться с основами персонального менеджмента и сотрудничать в вопросах мотивации сотрудников, осуществляющих налоговый учет с менеджером по кадрам, однако в число основных функций налогового менеджера мотивация персонала, по нашему мнению не включается.

В виду того, что функция координации является одной из составляющих функций планирования, организации и контроля налогового учета и отдельное ее выделение представляется нецелесообразным.

Кроме того, некоторые из вышеприведенных терминов нуждаются в уточнении.

Так, понятия «налоговое регулирование» и «налоговый контроль» традиционно используются для обозначения функций налогов, а не налогового учета предприятия, а термин «налоговое планирование» определяет одну из форм реализации налоговой политики предприятия, поэтому использовать их в качестве определения функций корпоративного налогового менеджмента некорректно.

Принимая же во внимание то, что объектом управления корпоративного налогового менеджмента является система налогового учета предприятия, функции должны быть направлены на управление системой налогового учета предприятия, а не налогов или налогообложения.

Поэтому более точным представляется отнесение к числу функций корпоративного налогового менеджмента таких:

1) планирования системы налогового учета;

2)организации системы налогового учета;

3) контроля системы налогового учета;

4) регулирования системы налогового учета.

Заслуживает внимания точка зрения авторов учебного пособия «Основы менеджмента» [246, с. 108] по поводу того, что: «невозможно провести четкую границу между планированием, организацией, мотивацией и контролем. Практически все функции менеджмента образуют единую систему управления людьми в процессе производства».

 В то же время в укрупненном виде последовательность осуществления функций корпоративного налогового менеджмента можно охарактеризовать следующим образом.

В процессе реализации функции планирования производится планирование мероприятий по организации системы налогового учета на предприятии, составлению планов, далее разработанные планы находят практическое воплощение при осуществлении функции организации системы налогового учета.

После практической реализации система налогового учета подвергается контролю, по результатам которого может приниматься решение о необходимости ее корректировки, то есть осуществляется функция регулирования системы налогового учета.

Далее необходимые изменения в организации системы налогового учета планируются (функция планирования), реализуются на практике (функция организации), контролируются (функция контроля) и при необходимости принимается решение об уточнении некоторых параметров системы налогового учета (функция регулирования).

Таким образом, можно сделать вывод, что функции корпоративного налогового менеджмента осуществляются в цикличной последовательности.

Функция планирования системы налогового учета

Планирование выступает первоначальной функцией корпоративного налогового менеджмента и включает в себя мероприятия по стратегическому (долгосрочному) и текущему планированию системы налогового учета.

Встречается позиция, что оптимальной формой реализации налоговой политики на предприятии всегда выступает налоговое планирование. Такой вывод в целом можно считать правильным, однако он приемлем не для всех ситуаций. Дело в том, что налоговым планированием занимаются квалифицированные специалисты, услуги которых высоко оплачиваются. И при незначительных суммах налоговых платежей (например, при применении упрощенной системе налогообложения) для предприятия может быть более выгодным уплачивать без оптимизации налоги в бюджет, чем использовать консультации дорогостоящих специалистов. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении бюджетирования налогов, которое требует дополнительных расходов на оплату специалистов по бюджетированию.

Поэтому налоговому менеджеру необходимо систематизировать все факторы, влияющие на выбор налоговой политики, и на основе их анализа принять рациональное решение.

Так как от формы реализации налоговой политики зависит состав всех мероприятий по налоговому учету предприятия, правильный ее выбор оказывает решающее значение на эффективность результатов корпоративного налогового менеджмента.

В процессе осуществления текущего планирования системы налогового учета на основе анализа информации, поступающей из внешних и внутренних источников, налоговый менеджер планирует внесение необходимых изменений в существующую форму организации системы налогового учета на предприятии.

Особое место в обеспечении процесса планирования занимает информация законодательной базы и сведения, полученные в ходе осуществления мероприятий по контролю системы налогового учета.

Например, если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, то на процесс ведения налогового учета будут оказывать влияние следующие факторы:

- изменение установленных законодательством ограничительных критериев или условий нахождения на упрощенной системе налогообложения;

- изменение фактических или прогнозных значений показателей, ограничивающих нахождение предприятия на упрощенной системе налогообложения.

В частности, если на предприятии увеличивается установленный законодательством предельный объем выручки или численности работников, в результате чего оно не может оставаться на упрощенной системе налогообложения, налоговому менеджеру следует разработать планы мероприятий по внесению изменений в существующую систему налогового учета предприятия.

Аналогичные действия менеджеру необходимо предпринять и в случае законодательного «ужесточения» параметров нахождения на упрощенной системе налогообложения, если предприятие перестает им соответствовать.

Функция организации системы налогового учета

В процессе осуществления функции организации системы налогового учета налоговый менеджер внедряет на предприятии разработанные плановые мероприятия. То есть организация системы налогового учета, по сути, заключается в практическом воплощении результатов планирования системы налогового учета предприятия и, в частности, предусматривает:

- создание налогового подразделения предприятия. При этом к налоговому подразделению относятся как подразделения, непосредственно осуществляющие налоговый учет предприятия (бухгалтерия, налоговая служба), так и подразделения, обеспечивающие информационное обеспечение и контроль налогового учета предприятия (юридический отдел, плановая служба, отдел внутреннего аудита);

- ресурсное обеспечение налогового подразделения;

- методическое обеспечение - составление внутренних документов, регламентирующих порядок ведения налогового учета на предприятии (в частности должностных инструкций, графика внутреннего документооборота, форм первичных документов налогового учета и регистров налогового учета в случаях, когда таковые не установлены законодательством).

Внедрение этих мероприятий производится с учетом действий по координации системы налогового учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.006 с.)