Учет платежей в органах налоговой службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет платежей в органах налоговой службы



Основными целями оперативного учета налогов в органах налоговой службы являются следующие:

1) Контроль за своевременной и полной уплатой налоговых обязательств плательщиков налогов;

2) Сбор данных для анализа и прогнозирования налоговых поступлений и налоговой задолженности;

3) Сбор данных о платежах конкретного плательщика для повышения эффективности проведения налоговых проверок плательщика.

Оперативный учет налогов осуществляется работниками отдела учета и отчетности государственной налоговой инспекции. Учет ведется с использованием компьютерной системы, обеспечивающей автоматическое выполнение некоторых операций, а также хранение поступающей в нее информации, программное обеспечение для которой подлежит обязательному тестированию в ГНАУ.

Суммы начисленных и уплаченных налогов, финансовых санкций отражаются в лицевых счетах плательщиков. На текущий год органы налоговой службы открывают лицевые счета в разрезе отдельных плательщиков и видов платежей.

Лицевые счета плательщиков открываются ежегодно по плательщикам, которые:

находятся на налоговом учете - с начала года;

поставлены на налоговый учет на протяжении текущего года - с момента начисления или уплаты платежа (в зависимости от того, какое из этих событий наступило раньше).

На лицевой стороне карточки отражаются условия взимания платежа и данные о налогоплательщике, оборотная сторона карточки отражает состояние расчетов плательщиков с бюджетом (в частности, суммы начисленного и уплаченного платежа, пени, штрафных (финансовых) санкций, платы за кредит, суммы налогового долга, излишне уплаченные суммы).

Если плательщик переходит на учет из одного органа государственной налоговой службы в другой, новый лицевой счет не открывается. Учет поступления платежей осуществляется в лицевом счете, который передается из органа государственной налоговой службы по предыдущему месту регистрации плательщика.

В лицевых счетах плательщика отражаются такие платежи:

1) налоговые обязательства и штрафные санкции, самостоятельно определенные плательщиком;

2) налоговые обязательства и штрафные санкции, начисленные органом государственной налоговой службы и согласованные плательщиком;

3) пеня за нарушение установленных сроков погашения согласованного налогового обязательства;

4) проценты за пользование рассрочкой (отсрочкой) налоговых обязательств;

5) непогашенные суммы векселя, выдаваемого субъектом хозяйствования при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях.

Операции в лицевых счетах плательщиков проводятся в хронологическом порядке.

С целью контроля за правильностью разнесения в лицевые счета плательщиков данных налоговой отчетности предусмотрено ежемесячное проведение в автоматическом режиме сверки данных реестра подразделения учета и отчетности и других структурных подразделений.

Согласованные налоговые обязательства в лицевых счетах начисляются датой предельного срока их уплаты. В случае, когда последний день предельного срока уплаты приходится на выходной или праздничный день, начисление платежей в лицевых счетах плательщиков налогов осуществляется на следующий за выходным или праздничным рабочий день. А при представлении уточняющего расчета, изменяющего сумму налоговых обязательств прошлых налоговых периодов, начисление проводится датой представления этого уточняющего расчета.

В то же время не начисляются в лицевых счетах налоговые обязательства по платежам, по которым не предусмотрено представление плательщиком налоговой отчетности в орган государственной налоговой службы, кроме случаев доначисления таких платежей по актам документальных проверок. К таким платежам относится, например, налог с доходов физических лиц.

Переплаты, излишне уплаченные платежи и авансы учитываются в лицевых счетах в отдельных графах. В лицевых счетах ежемесячно подводятся итоги за месяц, и нарастающим итогом с начала года.Не менее, чем раз в квартал работником отдела учета и отчетности проводится выборочная проверка правильности проведения учетных операций по лицевым счетам.По окончании года после проведения всех учетных операций на 31 декабря по старому лицевому счету подводятся итоги в автоматическом режиме. Если имеет место налоговый долг или излишне уплаченные суммы, неуплаченная пеня и тому подобное, то эти суммы переносятся в лицевой счет текущего года. Нулевое сальдо лицевого счета предыдущего года тоже переносится в лицевой счет текущего года.

В случае снятия с учета плательщика в одном органе государственной налоговой службы и постановке на учет в другом, например, при изменении местонахождения плательщика или переводе его в состав крупных плательщиков, подразделения учета и отчетности осуществляют такие операции: проводят сверку с налогоплательщиком с составлением в 3-х экземплярах (для двух налоговых органов и налогоплательщика) соответствующих актов; формируют карточки лицевых счетов в электронном виде, справку о состоянии расчетов с бюджетом и заполняют соответствующие пункты уведомления о подаче плательщиком налогов заявления о снятии с учета в связи с изменением местонахождения; передают подразделениям по учету плательщиков уведомление, заверенную справку, акт сверки с плательщиком и электронную копию лицевых счетов для направления в органы ГНС по новому местонахождению.

При ликвидации налогоплательщика в учете проводятся такие операции: по налогоплательщикам, которые не имеют задолженности перед бюджетом, лицевые счета закрываются в общем порядке в конце года; по налогоплательщикам, которые имеют задолженность перед бюджетом, но уже ликвидированы, на основании документов, подтверждающих признание налогового долга безнадежным, проводится списание этой суммы долга.

Налоговый контроль

 Понятие, сущность и принципы налогового контроля

Налоговый контроль занимает особое место в налоговой системе государства, так как он является одной из главных мер обеспечения поступлений налоговых платежей в бюджет.

В связи с этим, в налоговых системах государств предусматриваются мероприятия по контролю за полнотой уплаты плательщиками налоговых платежей в бюджеты и государственные целевые фонды и меры применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Налоговый контроль одновременно носит обеспечительный (охранительный) и предупредительный характер.

Обеспечительный (охранительный) характер налогового контроля проявляется в том, что в результате его применения пресекаются мероприятия по уклонению от уплаты налогов и обеспечивается полнота налоговых поступлений в бюджет.

Предупредительный характер налогового контроля заключается в стимулировании налогоплательщиков к правильной уплате налогов, поскольку при наличии налогового контроля налогоплательщики предполагают, что недоплаченные суммы налогов по результатам проверок будут взысканы с финансовыми санкциями в бюджет и, следовательно, уклоняться от налогообложения опасно. То есть посредством налогового контроля повышается уровень «сознательности» налогоплательщиков в отношении обязательности уплаты налоговых платежей в бюджеты и государственные целевые фонды.

Налоговый контроль - установленный законодательством процессуальный порядок осуществления мероприятий по контролю (надзору) за действиями налогоплательщиков, связанными с ведением налогового учета и уплатой налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды.

  Объектом налогового контроля выступают действия налогоплательщиков, связанные с ведением налогового учета и уплатой налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды.

Предмет налогового контроля составляет правильность ведения налогоплательщиками налогового учета, полнота и своевременность уплаты ими налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды.

Основной целью налогового контроля выступает своевременное формирование налоговых доходов государства за счет:

- выявления и изъятия в бюджеты и государственные целевые фонды налогового долга (недоимки) по налогам и сборам;

- предотвращения совершения нарушений налогового законодательства.

В задачи налогового контроля включается:

- контроль действий налогоплательщиков по поводу правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды;

- предупреждение нарушений налогового законодательства;

- возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Субъектами налогового контроля выступают:

1) контролирующие субъекты - специализированные государствен­ные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков;

2) контролируемые субъекты - юридические и физические лица налогоплательщики, налоговые агенты;

3) вспомогательные или факультативные субъекты - юридические и физические лица, исполняющие вспомогательные функции в процессе проведения налогового контроля (свидетели, переводчики, эксперты, понятые, органы, представляющие необходимую для налогового контроля информацию, в частности органы бюро технической инвентаризации (БТИ), товарные биржи и т.п.).

В отношении состава контролирующих субъектов нужно обратить внимание на то, что к ним относятся только лица, имеющие законодательные полномочия по проверке налогов и сборов в государственные целевые фонды.

1) таможенные органы в отношении налогов и сборов, взимаемых при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

2) органы Пенсионного фонда Украины в отношении сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

3) органы фондов общеобязательного государственного социального страхования - в отношении взносов на общеобязательное государственное социальное страхование;

4) налоговые органы - в отношении налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме налогов и сборов, контролируемых таможенными органами, органами ПФУ и фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Следует обратить внимание на то, что остальные государственные органы, в частности: органы Контрольно-ревизионного управления (КРУ), Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП), министерства внутренних дел (МВД) и т.д. не наделены законодательством полномочиями по проведению налогового контроля. Некоторые из этих органов (например, ГСБЭП и МВД) осуществляют контроль в рамках правоохранитель­ных, а не налоговых отношений, при проведении следствия, дознания или в процессе реализации других видов правовых отношений (например, бюджетных отношений), и контролирующими субъектами налогового контроля не считаются.

формами налогового контроля являются предусмотренные законодательством способы осуществления органами налогового контроля контрольных мероприятий в отношении оценки правильности ведения налогового учета и уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды.

Как видим, наиболее широкие полномочия по налоговому контролю предоставлены налоговым органам, которые контролируют все налоги и сборы за исключением отнесенных к сфере полномочий других контролирующих органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.012 с.)