Субъекты административной юрисдикции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты административной юрисдикции



Борьба с правонарушениями нуждается в сложном механизме судов и административных органов. В их системе значительное место занимают государственные органы, применяющие нормы об административной ответственности. Применение норм права по одному и тому же делу об административном правонарушении, как правило, осуществляется органами (должностными лицами), каждый из которых совершает определенные законом правоприменительные действия. Так, сотрудники полиции выявляют нарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о нарушении; судьи рассматривают дела о нарушениях; учреждения банков принимают штрафные суммы и т.д. Вместе с тем среди многочисленных правоприменителей административно-деликтных норм обоснованно выделяется центральное звено – орган (должностное лицо), который решает по существу дело об административном правонарушении[7]. Этим центральным звеном в рассматриваемой сфере является субъект административной юрисдикции, полномочный рассматривать и разрешать по существу дело об административном правонарушении. Именно такая роль субъектов административной юрисдикции предопределила специфику их правового статуса.

Слайд № 7.

Категория «статус» (от лат. status – состояние, положение) означает правовое положение гражданина, юридического лица, государства и характеризуется совокупностью представленных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и преимуществ[8]. Для характеристики правового статуса субъекта административной юрисдикции важно выяснить, для чего создан тот или иной орган, какова его организация, какими правами и обязанностями он обладает. Ответы на эти вопросы дают представление о целевом, структурно-организационном и ком петенционном блоках правового статуса. Такая структура правового статуса была предложена в свое время Д.Н. Бахрахом[9]. Исходя из такого понимания правового статуса рассмотрим каждый из названных его блоков применительно к субъектам административной юрисдикции.

1. Целевой блок предполагает выделение тех задач, для решения которых создан тот или иной орган. Государство при формировании системы субъектов административной юрисдикции исходит из наличия угрозы для общественных отношений, которую представляют административная деликтность, и необходимости противодействия этой угрозе. Именно наличие такой угрозы обусловливает потребность выработки и реализации административной политики – основных направлений деятельности государства по противодействию административным правонарушениям. В реализации данной политики участвуют и субъекты административной юрисдикции. Их роль в этой сфере сводится к защите общественных отношений от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ) путем рассмотрения и разрешения дел об этих правонарушениях. Подчеркнем, данная функция является общей для всех субъектов административной юрисдикции.

2. Структурно-организационный блок дает представление о действующей системе субъектов административной юрисдикции. Масштабы и многообразие административных правонарушений обусловили специфику построения системы субъектов, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об этих противоправных деяниях. В отличие от правосудия, которое осуществляет только суд, административная юрисдикция отнесена законом к компетенции многих субъектов. При этом множественность органов (должностных лиц), рассматривающих дела об административных правонарушениях, – не единственный признак системы субъектов административной юрисдикции, другая ее особенность – неоднородность этих субъектов. Они различаются по многим признакам: по принадлежности к соответствующей ветви государственной власти, объему и характеру полномочий, территории деятельности и др.

Слайд № 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.006 с.)