III. По отраслевому критерию: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. По отраслевому критерию:



1) Многофункциональные муниципальные образования. К данному виду относятся муниципалитеты, которые имеют на своей территории разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства (как правило, это муниципальные образования – столицы субъектов Федерации, а также крупные и средние города России).

2) Монофункциональные муниципальные образования, к которым относятся муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним или двумя крупными предприятиями, расположенными на их территории, либо несколькими предприятиями одной отрасли, функционирующими в пределах соответствующего муниципального образования.

 

Вопрос 3. Границы муниципальных образований: порядок образования, изменения и упразднения муниципальных образований

Закон о местном самоуправлении 2003 г. ограничивает компетенцию субъектов РФ, которые ранее самостоятельно определяли критерии установления территорий муниципального образования с учетом мнения населения соответствующей территории, а также исторических и иных местных традиций. Новый закон закрепляет подробный перечень требований к установлению и изменению границ муниципальных образований. Впервые на федеральном уровне определяются достаточно строгие критерии установления границ муниципальных образований.

Первый критерий - критерии плотности населения, имеющий большую роль территориальной структуре муниципальной России. В соответствии с ним определяются территории с низкой и высокой плотностью населения.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России.

На территориях с высокой плотностью вводится ограничение, согласно которому основой для поселения, имеющего статус муниципального образования, может быть населенный пункт, с количеством жителей не менее 3000 человек, т.е. втрое больше, чем на остальных территориях..

Во исполнение требований Федерального закона Правительство РФ своим Распоряжением № 707 – р от 25 мая 2004 г. утвердило:

1) перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ, относящихся к территориям с низкой плотностью населения;

2) перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ. Относящихся к территории с высокой плотностью населения.

Согласно этому распоряжению субъекты РФ, относящиеся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, сгруппированы по федеральным округам.

Второй критерий - критерий доступности административного центра. В соответствии с Законом территория сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Это связано с необходимостью обеспечить всем жителям поселения возможность непосредственного обращения в органы местного самоуправления при неразвитости транспортной инфраструктуры в небольших территориальных образованиях.

Третий критерий – критерий иерархичности, который подразумевает три условия:

1) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

2) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

3) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

 

В новой редакции Федерального Закона можно выделить две процедуры установления территориальных границ муниципальных образований. Первая процедура устанавливает порядок определения границ и преобразования действующих муниципальных образований, вторая относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района.

Ко вновь созданным муниципальным образованиям относятся муниципальные образования либо первого уровня (городские и сельские поселения), либо муниципальные образования второго уровня (район, городской округ) в субъектах РФ, в которых действовала одноуровневая система МСУ.

Для вновь образованных муниципалитетов новой редакцией Федерального закона обязательность получения согласия населения при установлении границ их территорий в большинстве случаев не предусмотрена.

Границы этих муниципальных образований и наделение их статусом городского, сельского поселения, муниципального района производится законом субъекта РФ без обязательного получения согласия населения по поводу установления их границ и статуса. Наделение же вновь созданного муниципального образования статусом городского округа является преобразованием района. Поэтому для наделения городского населенного пункта статусом городского округа необходимо согласие населения всего района и населения городского населенного пункта.

Таким образом, в тех субъектах РФ, в которых действуют муниципальные образования только на уровне административных районов и городов, закон субъекта РФ определяет, что:

1) города в своем большинстве должны быть наделены статусом городского округа;

2) районы, если они не подлежат преобразованию, будут наделяться статусом муниципального района;

3) установление границ наукограды и статуса сельских и городских поселений не предусматривает обязательности процедуры получения согласия населения на подобного рода действия..

В субъектах РФ с двухуровневой территориальной организацией МСУ для преобразования и изменения границ территорий муниципалитетов требуется согласие населения на такие действия.

В субъектах РФ с территориальной организацией самоуправления только на уровне городских и сельских поселений всякое изменение границ и преобразование муниципальных образований требует согласия населения.

Согласие населения при изменении границ муниципальных образований необходимо в следующих случаях:

1) если изменение границ муниципальных районов связано с отнесением территорий поселений и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района. (ч. 2 ст. 12 ФЗ);

2) если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся в границах данного поселения, к территории другого поселения (ч. 3 ст. 12 ФЗ).

В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование граждан по указанным вопросам.

С инициативой об изменении границ и преобразовании муниципальных образований могут выступить:

1) население;

2) органы МСУ;

3) органы государственной власти субъекта РФ;

4) федеральные органы государственной власти.

В Законе определяется, что население реализует свою инициативу в порядке, установленном для реализации гражданами инициативы проведения местного референдума.

В Законе о местном самоуправлении 2003 г. специально оговорен случай, при котором не может быть осуществлена инициатива органов МСУ и органов государственной власти по изменению границ поселений. Это невозможно только в том случае, если произойдет уменьшение численности населения сельских населенных пунктов до нижнего порогового значения, обеспечивающего получение статуса муниципального образования: 1000 человек для территорий с низкой плотностью населения и 3000 человек для территорий с высокой плотностью населения.

Для реализации инициативы граждан по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования необходимо выполнить следующие действия, предусмотренные ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ»:

1) образовать и зарегистрировать инициативную группу;

2) получить регистрационное свидетельство;

3) осуществить сбор подписей в поддержку инициативы проведения голосования по изменению границ, которые должны пройти проверку в избирательной комиссии муниципального образования;

4) направить в представительный орган муниципального образования проверенные подписи для принятия решения о проведении голосования.

 

Законом о местном самоуправлении 2003 г определено и понятие преобразования муниципальных образований. Под преобразованием муниципального образования понимаются:

1) объединение муниципальных образований;

2) разделение муниципальных образований;

3)  изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Объединение муниципальных образований осуществляется путем создания одного (единого) муниципального образования на территории нескольких упраздненных муниципальных образований.

Разделение – разделение одного муниципального образования на два и более. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории. Прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Присоединение – вхождение одного муниципального образования в состав другого тс передачей преобразуемому своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.

Выделение – создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории т обязанностей последнего.

Упразднение – означает прекращение существования муниципального образования вследствие объединения с другим муниципальным образованием, установленным ФЗ на территории муниципального образования запретом на осуществление МСУ.

Согласно Закону 2003 г. объединение двух или более поселений, не влекущих изменения границ муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования в установленном законом порядке. Объединение двух или более муниципальных районов, за которым не стоит изменение границ других муниципальных образований, осуществляется в другом режиме – учета мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

  При разделении поселения, влекущего образование двух и более новых поселений, требуется согласие на основе ст. 24 Закона 2003 г. каждого из образуемых поселений, выраженное путем голосования. Разделение муниципального района производится с учетом мнения населения выраженного представительным органом района.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)