Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Муниципально-правовые отношения: понятие и структура.Муниципально-правовые отношения – урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Будучи главным элементом механизма правового регулирования в сфере местного самоуправления, они выполняют три основные функции: 1. фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм; 2. закрепляют конкретное поведение участников этих отношений; 3. являются условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в области местного самоуправления.
Мупиципально-правовым отношениям свойственны все признаки, которые присущи правоотношениям в целом. 1. Муниципально-правовое отношение — это связь между лицами, возникающая на основе норм права. Нормы муниципального права предусматривают условия возникновения, изменения, прекращения муниципально-правовых отношений, права и обязанности участников конкретных правоотношений, а также ответственность за нарушение этих норм. 2. Содержанием муниципально-правового отношения являются субъективные юридические права и обязанности. Юридические нормы предоставляют одному лицу право, на другое возлагают обязанность, а право и обязанность (и в этом суть правоотношений) едины. 3. Муниципально-правовые отношения обеспечиваются принудительной силой государства. Государство поддерживает, гарантирует действие носителя субъективного права, обеспечивает исполнение обязанностей. Местное самоуправление гарантируется государством, поэтому запрещается ограничение прав субъектов муниципально-правовых отношений, установленных Конституцией и федеральными законами. 4. Муниципально-правовое отношение имеет индивидуализированный, определенный характер. Правоотношение прежде всего индивидуализируется по своим субъектам. Основной субъект муниципаль- но-правовых отношений — население соответствующей территории, которое является носителем определенных субъективных прав и обязанностей, например, обязанности исполнять соответствующие федеральному законодательству муниципальные правовые акты. Муниципально-правовые отношения имеют присущие только им отличительные признаки, которые свидетельствуют об их качественной обособленности и позволяют рассматривать эти отношения как самостоятельный вид правоотношений. Эти особенности обусловлены той сферой, в которой возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Характер и сущность муниципально-правовых отношений обусловлены в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений. Особая сфера существования муниципально-правовых отношений — местное самоуправление — определяет следующие отличительные признаки этих отношений. 1. Муниципально-правовые отношения имеют четко выраженный локально-территориальный характер. Они возникают, развиваются и прекращаются на местном (муниципальном) уровне, на тех территориях, где осуществляется местное самоуправление. Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Осуществление местного самоуправления закон связывает не с административно-территориальными единицами, как было в прежнем законодательстве, а с муниципальными образованиями (что не исключает осуществления местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц). 2. Особенностью муниципально-правовых отношений является основной субъект реализации права на местное самоуправление. Это либо население муниципального образования, которое непосредственно — путем прямого волеизъявления — решает вопросы местного значения, либо органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению этих вопросов. Специфическими субъектами муниципально-правовых отношений являются муниципальные образования, органы территориальную общественного самоуправления, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие, ассоциации и союзы муниципальных образований и органов местного самоуправления, собрания (сходы) граждан. Кроме того, субъектами муниципально-правовых отношений выступают граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица (в том числе муниципальные предприятия и учреждения), общественные объединения (в том числе политические партии), органы государственной власти РФ и субъекты РФ (в том числе судебные, государственные органы), а также государство — субъекты РФ и Российская Федерация в целом. 3. Муниципально-правовые отношения, как правило, имеют комплексный характер. Местное самоуправление — комплексное правовое явление, и его задачи и функции реализуются во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социальной, культурной, жилищной, в области строительства, транспорта, охраны общественного порядка, коммунального хозяйства и др. Комплексность муниципально-правовых отношений объясняется и своеобразием муниципально-правовых норм, которые одновременно являются и нормами других отраслей права. Общность данных правоотношений определяется природой местного самоуправления. Предназначение местного самоуправления проявляется в самостоятельном решении вопросов местного значения. Через муниципально-правовые отношения главным образом и реализуются следующие основные функции местного самоуправления: обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; удовлетворение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; обеспечение общественного порядка; защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами Состав муниципально-правовых отношений, как и других правоотношений, образуют объекты правоотношений, субъекты правоотношений, содержание правоотношений. Специфика муниципально-правовых отношений выражается в содержании каждого из этих элементов. Объекты муниципально-правовых отношений можно определить как предметы и явления окружающего мира, с которыми нормы муниципального права связывают поведение участников правоотношений. Наиболее полное представление о составе объектов муниципально-правовых отношений можно получить при их классификации, которую можно провести в зависимости от характера правоотношений, т.е. от того, в какой сфере они складываются: в административно-политической сфере — муниципальная власть, устав муниципального образования, проекты муниципальных правовых актов, неприкосновенность депутатов представительных органов, депутатские запросы и вопросы, депутатские проверки и их результаты (заключения), соглашения и договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, периодические отчеты главы муниципального образования перед представительным органом местного самоуправления, территория и границы муниципального образования, символика муниципального образования и другие объекты властных правоотношений; в имущественной, гражданско-правовой области — муниципальная собственность (в том числе жилой и нежилой фонд, муниципальные земли, транспорт, предприятия), муниципальные ценные бумаги, отдельные услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и др.; в финансовой сфере — местные налоги и сборы, местные бюджеты и их проекты, планы социально-экономического развития муниципальных образований, финансовый контроль представительного органа и местных контрольных органов за деятельностью органов и лиц, исполняющих местный бюджет. 3. Субъекты муниципально-правовых отношений имеют особый статус, который определяется их положением в системе управления обществом, их правами и обязанностями, отвечающими социальной роли этих лиц в механизме осуществления народовластия на местном уровне. Все субъекты муниципально-правовых отношений по публично-территориальному признаку подразделяются следующим образом: ■ индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие); ■ коллективные (население муниципального образования, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе муниципальные предприятия и учреждения, общественные объединения, в том числе политические партии, ассоциации и союзы муниципальных образований и органов местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления и их объединения, собрания (сходы) граждан, органы государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе судебные, государственные органы); ■ публично-территориальные образования (муниципальные образования, государство — субъекты РФ и Российская Федерация в целом). Особая классификация субъектов муниципально-правовых отношений предложена О.Е. Кутафиным, В.И. Фадеевым: а) особый субъект — муниципальное образование; б) субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения; в) субъекты, которые содействуют осуществлению местного самоуправления. Такой подход также заслуживает внимания, поскольку адекватно и полно отражает круг субъектов муниципально-правовых отношений. Содержание муниципально-правовых отношений имеет сложную структуру. В теории права выделяют материальное и юридическое содержание правоотношения. Материальное содержание муниципально-правового отношения непосредственно индивидуализирует его среди иных правоотношений и выражается в фактическом поведении субъектов этого отношения в пределах предоставленных им субъективных прав и юридических обязанностей. Оно связывает муниципально-правовое отношение с социальными, экономическими, политическими процессами, фактически протекающими на местном уровне, с реальными отношениями по осуществлению самоуправления на местах. Юридическое содержание муниципально-правовых отношений является средством обеспечения соответствия материального содержания этих отношений требованиям муниципального законодательства, обслуживает механизм сцепления юридических и фактических отношений в области местного самоуправления. Оно унифицировано, не зависит от его участников, а материальное содержание в каждом конкретном случае значительно отличается своим социальным наполнением и по характеру, и по структуре поведения субъектов. В муниципально-правовых отношениях субъективное право как элемент юридического содержания представляет собой гарантируемые муниципальным законодательством вид и меру возможного мер дозволенного поведения лица, а юридическая обязанность выступает как установленные муниципально-правовыми нормами вид и мера должного или требуемого поведения. Субъективное право состоит из четырех элементов: а) право на собственные действия, т.е. возможность положительного поведения самого управомоченного (например, право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения органам и должностным лицам местного самоуправления); б) право на чужие действия, т.е. возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица (право гражданина получить ответ на свое обращение в течение месяца); в) притязание, т.е. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (федеральным законом, законом субъекта РФ может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан); г) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом (возможность в результате ответа на обращение воспользоваться льготой, субсидией, совершить определенные действия и т.д.). Обязанности участников муниципально-правовых отношений связаны с правами субъектов этих отношений. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права (только с противоположным содержанием): а) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них (в приведенном ранее примере: обязанность органа местного самоуправления принимать поступающие в его адрес индивидуальные и коллективные обращения граждан); б) необходимость для обязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного (обязанность органа местного самоуправления рассмотреть конкретное обращение в месячный срок и ответить на него); в) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований (за нарушение установленного порядка рассмотрения виновные лица несут ответственность — дисциплинарную, административную); г) необходимость не препятствовать лицу, пользоваться тем благом, в отношении которого оно имеет право (если гражданин имеет право на какие-либо блага, на совершение каких-либо действий, орган местного самоуправления обязан не препятствовать этому).
Вопрос 3. Муниципально – правовые нормы - это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Классификация муниципально – правовых норм: I. По объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) подразделяются на нормы, закрепляющие: - местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ); - основы деятельности местного самоуправления (территориальные, финансово – экономические, организационные); - предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); - гарантии местного самоуправления; - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. II. По степени определенности (характеру предписаний): - управомочивающие (нормы – разрешения, устанавливающие, какие действия можно совершать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления); - обязывающие (содержат предписания, что можно делать, а также требования исполнить то или иное предписание, например, рассмотреть обращение граждан и дать ответ по существу в установленные законом сроки); - запрещающие (нормы – запреты на осуществление тех или иных действий, например, на ограничение прав местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления должностными лицами государственных органов). III. В зависимости от методов правового регулирования: - императивные (содержащие властные предписания, например наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляются федеральными законами); - диспозитивные (содержащие возможность выбора поведения). IV. По территории действия: - действующие на всей территории РФ (нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, регулирующие местное самоуправление); - действующие на территории субъекта РФ (нормы, содержащиеся в конституциях республик в составе РФ, уставах краев, областей, автономных образований); - действующие в границах муниципальных образований (устав муниципального образования, правовые акты органов местного самоуправления). V. Материально – правовые и процессуально – правовые нормы: - материально – правовые (нормы, закрепляющие полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и других субъектов муниципального права; - процессуально – правовые (нормы, регулирующие порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, местной администрации, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов, порядок изменения границ муниципальных образований). VI. По юридической силе: - нормы, содержащиеся в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и.т.д.). VII. По времени действия: - постоянные (нормы, содержащиеся в законах); - временные (например, нормы, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, проведение различных экспериментов в сфере МСУ…). Вопрос 4. Юридические источники муниципального права Российской Федерации как правовой отрасли могут быть разделены на три группы: ■ нормативные правовые акты федерального уровня; ■ нормативные правовые акты регионального уровня (субъектов РФ); ■ нормативные правовые акты муниципального уровня. Основным источником муниципального права федерального уровня является Конституция России, в которой закреплено право населения на местное самоуправление. Правовому регулированию местного самоуправления посвящены следующие нормы Конституции России: 1) в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12); 2) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12); 3) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); 4) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); 5) в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности (ч. 2 ст. 8); 6) в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9); 7) органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); 8) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); 9) органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); 10) граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); 11) граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные сообщения в органы местного самоуправления (ст. 33); 12) решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд и.'п. 46); 13) установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации п ее субъектов (ст. 72); 14) местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); 15) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130); 16) местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций, структура органов местного самоуправлении определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131); 17) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ч. 2 ст. 131); 18) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132); 19) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132); 20) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133). Особое место в системе нормативных источников отрасли муниципального права занимают также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью ее правовой системы. Основным международным источником правового регулирования муниципальных отношений в Российской Федерации является Европейская хартия местного самоуправления, которая была подписана от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 г. и вступила в силу на территории России с 1 сентября 1998 г. Согласно Европейской хартии местного самоуправления: 1) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом, однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач; 2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти; 3) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам; передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии; 4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными; они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким- либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом; 5) при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям; 6) необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся. Следующий вид источников муниципального права — федеральные законы. Важнейшим источником правового регулирования в сфере местного самоуправления на данном уровне является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Источниками муниципального права являются также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, некоторые акты Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты Государственной Думы и Российской Федерации. Вторая группа источников муниципального права Российской Федерации — нормативные правовые акты регионального уровня — включает в себя: ■ конституции республик и уставы иных субъектов Федерации (краем, областей, автономной области, автономных округов и т.д.); ■ законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления, о местном референдуме, о муниципальной службе, о собраниях и сходах граждан и т.д.; ■ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; ■ нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов РФ; ■ нормативные правовые акты главы исполнительной власти субъекта РФ. К числу источников муниципального уровня относятся: ■ устав муниципального образования. ■ решения представительного органа местного самоуправления. ■ решения исполнительного органа местного самоуправления. ■ решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления. ■ решения, принимаемые на местном референдуме, собрании или сходе граждан. Вопрос 5. Наука муниципального права - совокупность знаний об объективных закономерностях существования и развития отрасли муниципального права России. Предмет науки, т.е. то, на что направлена познавательная деятельность представителей той или иной отрасли научного знания, следует отличать от объекта её изучения. Во-первых, согласно общетеоретическим представлениям, предмет науки - это отраженная в ее понятиях "совокупность объективных закономерностей", а объект - "совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает наука в процессе познания своего предмета". Во-вторых, по определению предмет науки остается неизменным, в противном случае можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания. Тогда как объект науки в зависимости от целей, либо смены приоритетов научных исследований, а так же в связи с объективными изменениями в предмете науки или новыми научными открытиями может видоизменяться, расширяться, менять свой состав и т.д. Ярким примером может служить наука муниципального права, предметом которой является одноименная отрасль права, а объектом - проявления данной отрасли в реальной действительности. Муниципальное право Российской Федерации как правовая отрасль в настоящее время находится в процессе становления, что непосредственно отражается на науке муниципального права, в частности на ее объекте. Наука муниципального права изучает: 1) Муниципально-правовые нормы и институты 2) Общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права 3) Практику реализации норм муниципального права 4) историю самой науки муниципального права, ее теоретические построения, понятия, концепции; 5) местное самоуправление как особую форму организации публичной власти в обществе, зарубежный и отечественный опыт его организации и деятельности и др. Результаты познавательной деятельности «подвергаются научной систематизации, в процессе которой формируется наука и выделяются отдельные части и блоки знания, включаемые в ее систему по правилам системной и методологической заданности». Система науки муниципального права Российской Федерации представлена следующими разделами. 1. Введение в муниципальное право. Этот раздел включает: исследования соответствующего понятийного аппарата (понятие муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; предмет, метод и система отрасли муниципального права Российской Федерации, ее нормы и источники; муниципально-правовые отношения; режимы и конструкции в муниципальном праве и др.); вопросы истории муниципального права в России и зарубежных странах. 2. Исследование местного самоуправления. Этот раздел науки муниципального права России содержит: историю исследования местного самоуправления в отечественной и зарубежной правовой науке; международно-правовое регулирование местного самоуправления; понятие, принципы и систему местного самоуправления в России, его правовую и территориальную организацию; модели и организационные формы местного самоуправления; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В данном разделе изучаются: понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 4. Гарантии и защита прав местного самоуправления. В этом разделе рассматриваются: понятие и система гарантий местного самоуправления; судебная защита права на местное самоуправление; общий надзор прокуратуры за законностью в системе местного самоуправления; муниципальный контроль. 5. Компетенция органов местного самоуправления. В рамках данного раздела исследуются полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики, в бюджетной и финансово-кредитной сфере в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка, в области земельных отношений, а также полномочия по управлению муниципальной собственностью. С начала 1990-х гг. наука муниципального права в России активно развивается: расширился объект научного познания; обновлена методологическая база науки; существует свобода выбора методов научных исследований а также возможность широко использовать достижения зарубежной политической и правовой мысли; появилось много научных публикаций по проблемам местного самоуправления, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются учебники, учебные пособия, монографии. К настоящему времени в России сформировалось несколько научных школ активно занимающихся проблемами отрасли муниципального права Российской Федерации: московская, санкт-петербургская, поволжская, (самарская, саратовская, татарская), северо-кавказская (ростовская), уральская (екатеринбургская, челябинская), западно-сибирская (алтайская, омская, томская, тюменская), восточно-сибирская (иркутская, красноярская), дальневосточная (владивостокская, хабаровская). Современная наука муниципального права России представлена работами следующих специалистов: В.Ф. Абрамова, В.М. Авакьяна, И.А. Алебастрова, И.А. Алексеева, и многими другими. Конкретные направления научных исследований фундаментально изложены в учебнике А.Н. Кокотова и А.А. Саломаткина «Муниципальное право России». Вопрос 6.Учебная дисциплина «Муниципальное право Российской Федерации, представляет собой систему основных сведений о науке и отрасли муниципального права России, расположенных в определенной логической последовательности. Если система науки муниципального права строится на основе системы одноименной отрасли, то система учебной дисциплины основана на системе науки. При этом по объему учебная дисциплина «Муниципальное право Российской Федерации» намного уже, что обусловлено ее задачами. Назначение рассматриваемой учебной дисциплины заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у студентов знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности, содействовать наиболее эффективному освоению будущими специалистами основных понятий, категорий, конструкций отрасли муниципального права, чтобы они могли уверенно ориентироваться в муниципально-правовом законодательстве, толковать и применять законы, регулирующие муниципально-правовые отношения и т.д. Таким образом, система учебной дисциплины муниципального права включает в себя только наиболее существенные вопросы, необходимые для получения систематических знаний об отрасли муниципального права, муниципально-правовых отношениях, законодательстве в сфере местного самоуправления, проблемах его применения и др., а также навыков по применению таких знаний на практике. Структура соответствующего учебного курса в различных юридических вузах и юридических факультетах может быть разной. Вместе с тем Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2002 г., установлены следующие требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по муниципальному праву в рамках специальности «Юриспруденция». Учебная программа курса согласно государственному стандарту, предусматривает изучение определенного круга вопросов, к числу которых относятся: понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантия и защита прав местного самоуправления. Структура учебной дисциплины «Муниципальное право Российской Федерации» включает общую и особенную части (некоторые специалисты предлагают разделить ее на общую, особенную и специальную части). В общей части рассматриваются: понятие, содержание и система муниципального права; история местного самоуправления в России, в зарубежных странах; понятие, принципы, система местного самоуправления; международно- правовое регулирование местного самоуправления; правовая и территориальная организация местного самоуправления в России; модели и организационные основы местного самоуправления в России; муниципальная служба; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления. Особенная часть предполагает изучение компетенции органов местного самоуправления в различных сферах жизни местного сообщества.
Подготовил: старший преподаватель кафедры ТиИГП, к. ю. н __________Н.А. Овчинникова
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.004 с.) |