Формирование кадровой службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование кадровой службы



Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности деятельности организации, то среди наиболее значимых ее задач можно выделить:

помощь фирме в достижении ее целей;

эффективное использование мастерства и возможностей работников;

обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;

стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;

развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;

связь управления персоналом со всеми служащими;

помощь в сохранении хорошего морального климата;

управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

Можно выделить две структуры управления персоналом в организации.

Штабная структура — специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).

Линейная структура — менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

Для того чтобы иметь возможность реализовать различные направления кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную и пронизывающую различные уровни организации сеть.

Однако вновь создающейся организации все это “велико-лепие” широкого многообразия структур и подразделений пока недоступно.

Что же необходимо учитывать при проектировании структуры управления персоналом в первую очередь?

1. Уровень, на котором предполагается реализовывать управление персоналом.

Либо это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, и мы сможем говорить о корпоративном управлении персоналом.

Либо это будет вменено только в обязанность среднему уровню и тогда мы сможем говорить об организации работы с персоналом, которую будет проводить руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами.

Либо в организации речь будет идти об исполнительском уровне управления персоналом, что, как правило, выражается или в кадровой работе (документировании трудовых отношений), или в решении отдельных проблем (разрешении конфликтных ситуаций, наборе персонала), и тогда мы будем говорить об уровне исполнителей — сотрудников кадровых подразделений (как правило, отдела кадров в традиционном представлении).

 

 

Заместитель генерального директора

По управлению персоналом

 

 

 

 

 

 

Отдел кадров

 

Отдел труда
и заработной платы

 

Отдел (сектор)
социального развития

 

 

 

 

 

Сектор планирования и развития кадров

 

Разработка системы оплаты труда

 

Планирование социального развития предприятия

 

 

 

 

 

Оформление движения кадров

 

Координация тарифов и зарплаты

 

Планирование социальных услуг, предоставляемых персоналу

 

 

 

 

 

Группа учета, анализа и информации о кадрах

 

Совершенствование управления и организационных структур

 

Медицинское обслуживание

 

 

 

 

 

Сектор подготовки и переподготовки кадров

 

Подготовка коллективных договоров

 

Работа с профсоюзами

 

 

 

 

 

Группа подготовки и переподготовки

 

Экономика и психология труда

 

 

руководителей и специалистов, резерва на руководящие должности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа подготовки и переподготовки рабочих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководство и связь с учебными центрами, разработка учебно-методических пособий и программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование поступления молодых специалистов и подрастающего поколения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь с советами трудовых коллективов

 

 

 

 

                                     

Рис. 6.1. Организационная структура управления персоналом на уровне предприятия

2. Штат службы управления персоналом. Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 человек. В среднем один специалист приходится на 200 занятых.

Более точно количество сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рассчитать по следующей формуле:

Ч = ,

где Т 1 — суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), ч; К 1 — численность персонала; Ф п — фонд оплаты труда.

Штат служб управления персоналом для некоторых типов предприятий иллюстрирует табл. 6.1.1.

Таблица 6.1. Штаб служб управления персоналом

Отрасль и размер предприятия Норма персонала на одного сотрудника кадровой службы Число сотрудников кадровой службы
Обрабатывающая    
до 500 — 999 чел. 116 1 — 20
1000 — 4 999 чел. 130 2 — 90
свыше 5 000 чел. 352 7 — 126
Исследования и развитие 102 1 — 60
Общественные нужды 154 1 — 110
Больницы 180 1 — 28
Банки 98 1 — 72
Страховые компании 101 1 — 142
Транспортировка и распространение 272 1 — 75
Правительственные учреждения 272 2 — 104
Образование 161 1 — 46
Другие фирмы 194 1 — 120

Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 — 100 человек, в Германии — 130 — 150, во Франции — 130, в США — 100, в Японии — 40 человек.

3. Основные задачи, решаемые службой по управлению персоналом. При характеристике в целом содержания деятельности служб по управлению персоналом выделяют следующие основные задачи1:

решение штабных проблем (набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина) — 33%,

компенсации и пособия — 28,5%,

обучение, повышение квалификации — 1%,

трудовые отношения — 10%.

Система хранения и использования кадровой информации

Уже на стадии формирования организации важно разработать такую систему сбора, хранения и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны, соответствовала проектируемой структуре организации, а с другой, — была достаточно гибка к возможным изменениям в будущем.

Под кадровой информацией можно понимать определенным образом организованное множество данных о персонале организации. Это и личные дела, и карточки по учету кадров, и всевозможные приказы о назначениях, перемещениях, командировках, отпусках и увольнениях. Важно, чтобы все данные о персонале позволяли руководству организации в каждый момент времени принимать оптимальные управленческие решения на основе адекватного представления о внутриорганизационной кадровой ситуации.

К наиболее типичным задачам, требующим информационного обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопроизводство, внутриорганизационное кадровое планирование и оценку персонала.

Кадровое и управленческое делопроизводство прежде всего включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработной платы сотрудников организации.

Внутриорганизационное кадровое планирование включает работу по анализу, оценке затрат и контролю. Так, при организации обучения персонала необходимо проанализировать потребность в обучении и загрузку работников, иметь информацию по планированию их использования, произвести оценку затрат на предполагаемое обучение. После чего можно переходить к составлению собственно плана подготовки, его реализации и контролю.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.021 с.)