Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №18. Тема: Конфликты и стрессы.
Вопросы: 18.1 Конфликты и их виды. 18.2 Методы разрешения конфликтов. 18.3 Природа и причины стресса. Конфликты и их виды. Конфликты не являются патологией, они — типичные формы проявления социальных процессов. С точки зрения конфликтной ситуации, выделяется три типа конфликтов. Первый – конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. Последний - чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности. 18.2 Методы разрешения конфликтов. Различают пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов. Если они воспринимают себя как находящиеся в оппозиции друг к другу с позиции целей, расположении, ценностей или поведения. Это самый распространенный тип конфликта. Индивиды вступившие в межличностный конфликт, имеют пять возможностей выхода из него. Уход от конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны. Разрешение конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиции другой стороны. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль. Сотруднический стиль отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая сторона.
Стиль разрешения конфликта, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Обладатели данного стиля воспринимаются окружающими положительно, но в тоже время воспринимаются как слабые натуры.
Таблица 18.1- Стили разрешения межличностного конфликта.
Внутригрупповой конфликт является больше, чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы в целом. Часто такой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такой противостояние может носить профессионально-производственную (рабочие-руководство) или эмоциональную (лентяи-трудяги) основы. Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту. Внутриорганизационный конфликт чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом. Выделяют четыре разновидности этого конфликта: вертикальный (между уровнями управления), горизонтальный (вовлекает равные по статусу части организации, чаще всего выступает как конфликт целей), линейно-функциональный (носит сознательный или чувственный характер, это отношения между линейными руководителями и специалистами) и ролевой (когда индивид получает неадекватное его роли задание).
Природа и причины стресса. Процесс адаптации зачастую бывает, сопряжен со стрессом, во-первых, представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое, расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых, т.е. воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении, и становится причиной нервно-психических расстройств. Во-вторых, стресс—это психологический процесс приспособления к такому состоянию организма, направленный на его самосохранение. Различают несколько видов стресса: 1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками; 2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими; 3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации; 4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени; 5)эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости. Основными источниками стрессовых ситуаций принято считать: - во-первых, особенности трудового процесса (ритм, напряженность, однообразие, монотонность, отсутствие необходимых перерывов и т.п.); - во-вторых, положение индивида в организации (высокое обычно связано со значительными нервными и физическими перегрузками, низкое — с малой престижностью, плохими условиями труда, невозможностью реализовать себя, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, неудовлетворительной заработной платой); - в-третьих, служебные конфликты, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, стресс может возникнуть, когда работник не получает от руководителя того, что необходимо, по его мнению, для работы); - в-четвертых, трудности согласования служебных и семейных отношений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.011 с.) |