Теории мотивации и потребности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории мотивации и потребности человека.



 

Потребности людей имеют определенную иерархию. Удовлетворение «низших» потребностей является предпосылкой удовлетворения потребностей более высокого ранга. Иерархичная структура пирамиды потребностей не означает того, что потребности определенного уровня могут быть удовлет­ворены лишь после полного удовлетворения потребностей предшествующих уровней. Достаточно осознать, что гарантировано в принципе регулярное их удовлетворение. Пирамида потребностей Маслоу имеет следующую струк­туру (снизу вверх): *

5

Самоутверждение: мудрость, целевая ори­ентация, стремление к одиночеству, за­мкнутость, склонность к мистике; чувство общности; демократичность; способность различать причинно-следственные связи; юмор; гибкость; индивидуальность

4

Самоуважение: уважение со стороны окружающих; желание быть сильным; успех, деловитость, власть и знания; статус, ощущение господства, значимости

3

Социальные потребности: симпатии; антипатия к одиночеству, отверженности, отсутствию жизненных "кор­ней"

2

Безопасность: стабильность, надежность, защита; отсутствие 2 страха, угрозы и хаоса; потребность в правилах, порядке, за­конах и границах; желание иметь сильного покровителя

1

Физиологические потребности: жажда, голод, сексуальность, потребность в сне, движении, волнении и возбуждении, а также в покое, комфорте..

           

Схема 17.1. Пирамида потребностей Маслоу

К пирамиде потребностей Маслоу можно предъявить ряд претензий: неоднозначно разграничение между отдельными уровнями (например, чувство общности [5] и антипатия к одиночеству [3]);

ряд потребностей на низших уровнях не попадают в разряд гаран­тированных, растут по мере их удовлетворения (например, потребность в безопасности);

пирамида потребностей не может быть всеохватывающей, так как у разных индивидуумов неодинаковы оценки значимости отдельных потреб­ностей.

Поэтому вызывает сомнение существование всеобщего «структурного плана» потребностей.

Герцберг разделил иерархию потребностей на двухфакторную модель: мотиваторы и гигиенические факторы. Эта теория основана на предпосылке, что человек на предприятии может быть доволен или не доволен различными обстоятельствами. Наличие мотиваторов повышает удовлетворенность тру­дом, но их отсутствие не делает работника недовольным. Совсем иначе обстоит дело с гигиеническими факторами. Их отсутствие порождает у рабо­тника недовольство, а их наличие не повышает степень удовлетворенности. Мотиваторы (называемые также сатисфакторами) — хорошие трудовые пока­затели, признание, ответственность, повышение по службе, труд как таковой. Гигиенические факторы (они же фрустраторы) — это отношения с вышесто­ящим руководством, коллегами, стиль руководства на предприятии, условия труда, характер надзора за персоналом, частная жизнь, безопасность на рабочем месте и заработная плата.Отсюда можно сделать вывод, что отсрочка в повышении работника по службе не порождает у него недовольство и особенно хорошее вознаграждение не делает его недовольным. Повышение в должности ведет к росту степени удовлетворенности трудом, в то время как низкая заработная плата ее сущест­венно снижает.

    Короче говоря, согласно теории Герцберга удовлетво­ренность сотрудника является результатом его труда, его не­довольство порождается условиями труда. Хорошая работа делает его довольным, но плохая не ведет (на перспективу) к росту недовольства, напротив, плохие условия труда порожда­ют недовольство, а хорошие (на перспективу) — удовлетворен­ность.

Недостаточность эмпирической базы теорий трудовой мотивации постоянно подвергается сомнениям. Прежде всего критикуется подчиненность есте­ственных потребностей и указывается на то, что в значительной степени потребности, а тем самым мотивацию людей определяет социальная окружающая среда (профессия и труд, социальное происхождение и культурный фон).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.006 с.)