Объекты и субъекты инвентаризации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты и субъекты инвентаризации.



В качестве объекта инвентаризации выступают объекты бухгалтерского учета, имеющие материально-вещественное выражение, количественное измерение, стоимостную оценку, а также финансовые обязательства предприятия.

Таким образом, в составе объектов:

- имущество в виде необоротных и оборотных активов;

-   финансовые обязательства, выступающие в 2 разновидностях: текущие и долгосрочные финансовые обязательства.

В качестве субъекта инвентаризации выступают органы, уполномоченные на такие действия на основе законодательно-нормативных актов (налоговая администрация, прокуратура, контрольно-ревизионная служба), а также руководители предприятий и организаций.

Инвентаризация осуществляется коллегиальным органом инвентаризационной комиссией, которая может быть постоянной либо временной.

 

Необходимость коллективности инвентаризационных действий обусловлена следующими причинами:

1) необходимость одновременного выполнения большого количества контрольных действий, что требует участия нескольких работников;

2) необходимость периодического контроля за действиями материально-ответственных лиц с ответственностью вплоть до уголовной;

3) обеспечение объективности и достоверности контроля;

4) использование результатов инвентаризационной комиссии для доказательства фактов хозяйственных нарушений.

 

Инвентаризация классифицируется по различным признакам, в их числе:

1) по частоте проведения:

-   периодические (исходящие из плана финансового контроля и внутреннего аудита);

-   разовые (либо в соответствии с законом, либо исходя из возникшей необходимости);

2) по характеру проведения:

-   плановые;

-   по необходимости;

-   контрольные (в случаях, когда возникают сомнения в достоверности данных результатов инвентаризации и необходимости проверки результатов, предшествующих инвентаризации);

3) по объему охвата объекта контроля:

- полные;

- частичные (либо не все объекты инвентаризации, либо в пределах одного материально-ответственного лица, неполный перечень имущества, числящегося за ним);

4) по охвату материально-ответственных лиц:

- сквозные (как правило, предполагают контроль отдельных видов имущества и по всем материально-ответственным лицам; это позволяет исключить, так называемый, эффект "взаимной выручки" различных материально-ответственных лиц);

- индивидуальные (инвентаризация по отдельным объектам, по отдельным материально-ответственным лицам);

5)  по способу проведения:

- цельные;

- не цельные;

- комбинированные.

Цельная инвентаризация означает полный охват ценностей по контролю материально-ответственных лиц.

Нецельная - лишь некоторых ценностей; в условиях отсутствия информации о хозяйственных нарушениях предпочтение отдается нецельным инвентаризациям, т. к. они в меньшей мере "блокируют" работу предприятия.

 

3. Проведение инвентаризации обеспечивается на основе и с соблюдением следующих принципов:

1) неожиданность;

2) сопоставимость (на организационном этапе необходимо ознакомиться с системой учета данной ценности в бухгалтерии, тем самым обеспечить возможность операционного формирования сличительных ведомостей);

3) плановость;

4) своевременность;

5) точность;

6) объективность;

7) непрерывность;

8) полнота охвата объектов;

9) эффективность по результатам инвентаризации должны быть приняты управленческие решения, например, по устранению недостатков, их профилактику, совершенствованию учетной работы в целом);

10) оперативность (в соответствии с законом продолжительность контрольных действий не может быть больше 1 календарного месяца, поэтому проведение инвентаризации как один из приемов контроля деятельности должно планироваться в "сжатые" сроки);

11) экономичность (минимизация потерь вследствие "временной блокировки" деятельности в целом либо частично и максимизация экономических результатов инвентаризации);

12) гласность (если речь не идет об инвентаризации по решению судебно-следственных органов итоги инвентаризации должны оперативно доводиться до сведения трудового коллектива);

13) юридическое значение результатов инвентаризации (ее проведение и оформление должно производиться с учетом того, что документы могут использоваться как юридические доказательства в суде, арбитраже и т.п.);

14) воспитательный эффект;

15) оценка результатов (результаты инвентаризации должны быть обязательно проведены в учете - излишки оприходованы, недостатки взысканы с ответственных лиц);

16) обязательность (проведение инвентаризации обязательно в соответствии с действующим законодательством);

17) обеспечение материальной ответственности соответствующих лиц (руководитель предприятия должен организовать работу по заключению индивидуальных или коллективных договоров о полной или частичной материальной ответственности).

 

Инвентаризационный процесс включает в себя следующие стадии (этапы):

- организационная;

- подготовительная;

- технологическая;

-  результативная,

Стадия предполагает проведение инвентаризационных процедур с применением различных инвентаризационных приемов. Под триемами понимается совокупность однородных действий, которые проводятся при выполнении инвентаризационных процедур для определения фактического наличия и состояния объектов инвентаризации, определений их качеств, характеристик и выявление возможных отклонений. В числе таких однородных действий:

- осмотр;

- взвешивание;

- экспертиза;

- качественный анализ;

- обмер;

- технические и математические расчеты;

- фотосъемки;

- пояснения материально-ответственным липам и т.п.

 

При инвентаризации активов предприятия, ее стадии предусматривают выполнение следующих инвентаризационных процедур:

1)  организационная стадия: выбор объекта инвентаризации, создание инвентаризационной комиссии подготовка приказа на проведение рабочий инструктаж членов комиссии;

2) подготовительная стадия:

1.  предъявление полномочий на проведение инвентаризации;

2. предварительный осмотр объекта инвентаризации;

3. получение и проверка последнего отчета материально-ответственного лица и первичных документов;

4.  получение от материально-ответственного лица расписки, в том, что им предъявлены к инвентаризации все имеющиеся у него ценности и все места их хранения;

5.  проверка весового хозяйства и измерительных инструментов;

6.  подготовка активов к определению фактического наличия;

3)  технологическая стадия:

1.  проверка наличия объектов инвентаризации;

2.  оценка состояния объектов инвентаризации;

3.  документирование с составлением инвентаризационных описей;

4) результативная стадия:

1.   составление сличительных ведомостей (в них одновременно по видам активов итоги инвентаризационных описей, данные бухгалтерии по ним, сведения о возможных объемах пересортицы, нормы естественной убыли и потерь, суммы недостачи либо излишков);

2.  оформление акта инвентаризации.

В данном акте в сжатом виде фиксируется следующая информация:

-   основание для проведения инвентаризации (приказ руководителя либо план, утвержденный им);

-   состав комиссии;

- сроки проведения;

- общая характеристика выполненной работы;

- основные результаты в виде отклонений;

- анализ причин отклонений;

- установка виновных материально-ответственных лиц;

- методы устранения причин материального ущерба;

- перечень бухгалтерских проводок по результатам инвентаризации.

 

3. разработка плана мероприятий по устранению причин выявленных недостатков, профилактики их в будущем;

4. доведение результатов инвентаризации до сведения трудового коллектива.

Инвентаризация обязательств в отличие от инвентаризации активов характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными спецификой объектов инвентаризации.

Организационная стадия предусматривает те же инвентаризационные процедуры.

На подготовительной стадии выполняется:

1. предъявление полномочий на проведение инвентаризации;

2. проверка бухгалтерских регистров, их правильности, своевременности; разнесение их по расчетным документам;

3. определение всех контрагентов;

4. формирование полного перечня обязательств в инвентаризационных описях.

На технологической стадии:

1.  отсылка контрагенту выписки по соответствующему счету бухгалтерского учета;

2.  сбор и анализ информации, полученной от контрагента.

На заключительной стадии:

1. разрешение спорных вопросов;

2. составление протоколов согласования;

3. составление инвентаризационных записей по спорным вопросам;

4. передача итоговых документов субъекту, назначившему инвентаризацию (зачастую, инвентаризация обязательств на основе решения судебно-следственных органов, прокуратуры, налоговой инспекции);

5. принятие окончательных решений по результатам инвентаризации;

6. отображение результатов на счетах бухгалтерского учета.

 

4. Важнейшим элементом инвентаризации является регулирование и отображение результатов инвентаризации. Отображение | результатов инвентаризации включает в себя оценку предварительного^ результата. Это предполагает:

1)  установление достоверности результатов инвентаризации (выборочный контроль раеерк^ отдельных пшйщй^};

2)  составление сличительных ведомостей;

3) установление разницы между учетными и фактическими данными;

4) установка причин отклонений фактических данных от данных учета в количественном, качественном и денежном выражении.

Регулирование предварительного результата по следующим направлениям:

1) уточнение достоверности учетных данных;

2) регулирование на предмет возможной пересортицы;   )

3) расчет величины возможной естественной убыли ьГ~ее~учет при формировании сличительной ведомости.

Под пересортицей следует понимать хозяйственный факт, являющийся результатом движения ценностей вследствие хозяйственной деятельности.

Пересортицей следует считать выявление фактов недостачи и излишков одного и того же вида ценностей и в пределах одного материально-ответственного лица. Пересортица как явление применяется по отношению к ценностям, отражаемым по следующим счетам: 20, 21, 22, 25,26, 27, 28.

Списание недостач по причине естественной убыли осуществляется в следующих случаях:

1) по результатам инвентаризации;

2) естественная убыль нормируется соответствующими нормативными актами;

3) в случаях, если материально-ответственное лицо не причастно к образованию недостач;

При списании естественной убыли придерживаются следующих правил:

- списание с материально-ответственного лица запасов в пределах образовавшейся недостачи без проведения инвентаризации, которая фиксирует величину недостачи, не допускается;

- списание естественной убыли производится в пределах фактической недостачи, но не больше нормы;

- экономия запасов, по которым установлены нормы убыли, не может служить источником покрытия недостач по другим запасам.

До формирования акта инвентаризации его содержание обсуждается на собрании инвентаризационной комиссии. В случае, если отдельные члены инвентаризационной комиссии имеют особое мнение, они вправе выразить его в акте инвентаризации отдельно. Итоги собрания оформляются протоколом. В случае, если руководящее лицо, отвечающее за результаты работы по объекту инвентаризации, несогласно с отдельными положениями акта, оно также вправе выразить особое мнение, которое является неотъемлемой частью акта инвентаризации. В случае если данное лицо. отказывается от подписи акта, в нижней его части производится пометка: "От подписи материально-ответственное лицо (ФИО) отказалось".

По итогу инвентаризации инвентаризационная комиссия должна иметь в оформленном виде следующий пакет документов:

1) протокол собрания инвентаризационной комиссии;

2) инвентаризационные описи;

3) сличительные ведомости;

4) расчет имевшей место естественной убыли и нормативных потерь;

5) расчет по зачислению имевший место пересортицы;

6) письменное пояснение материально-ответственных лиц относительно выявленных недостатков и замечаний;

7) акт обследования объекта инвентаризации на предмет обеспечения условий сохранности;

8) расчет материального ущерба.

Обработка данных документов осуществляется по той же схеме, что и первичные документы.

В документах, которыми оформляется списание ненормируемых и сверхнормативных расходов, необходимо предусмотреть и отразить меры по их предупреждению в будущем.

Документы, связанные с инвентаризацией, хранятся в течении 3 лет, а в том случае, если обнаруженные недостатки обусловили открытие уголовного дела - до принятия решения соответствующими органами.

Вышеперечисленный пакет документов передается работником инвентаризационной комиссии в центральную, либо напрямую руководителю предприятия в пятидневный срок. В свою очередь, руководитель предприятия рассматривает его и утверждает также в пятидневный срок. При этом окончательное решение - за руководством предприятия.

Реализация результатов инвентаризации, регулирование величин фактического наличия ценностей осуществляется в следующем порядке:

1) внесение необходимых изменений в соответствующие учетные регистры, руководствуясь общими правилами исправления ошибок в бухгалтерских документах;

2)  осуществление операции по зачету пересортицы при соблюдении вышеизложенных условий. Если 100% зачет не возможен, то величина сальдо возлагается к компенсации на материально-ответственное лицо;

3) основные средства, нематериальные активы, запасы, ценные бумаги, наличные деньги и т. п. в излишках берутся на баланс;

4) недостача корректируется в пределах норм естественной убыли, а также потерь. Прочее возлагается на виновное лицо либо, если нет возможности его установить, компенсируется за счет финансовых результатов предприятия;

5) окончательное решение о порядке списания недостачи – за руководителем предприятия, либо собственником;

6) недостача запасов в пределах норм естественной убыли может быть списана с отнесением затрат на себестоимость, однако такая недостача должна существовать; перед решением данной процедуры производятся операции по учету пересортицы.

Нормируемые и сверхнормативные недостачи ценностей, а также потери вследствие их повреждения компенсируются виновным лицом по величине материального ущерба, исчисляющегося по особой методике и может превышать величину недостач.

Если виновные лица не установлены, либо в удовлетворении иска по компенсации отказано судом, то недостача списывается на убытки.

Суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, относится на результаты хозяйственной деятельности (юр. лицо-юр, лицо - 1 год; физ. лицо-юр, лицо - 3 года; физ. лицо-физ. лицо -3 года, если иное не предусмотрено законодательством).

Бухгалтерские проводки:

1) недостача:

- виновное лицо не установлено

Дт 947, Кт счет вида производственных запасов.

Дт 72 - (относим на забалансовый счет).

- виновное лицо установлено:

Дт 947, Кт счета производственных запасов.

Дт 375, Кт 716

Дт 375, Кт 719 (сумма разницы между фактической недостачей и рассчитывается в соответствии с действующим законодательством) Начисленная сумма перечислена в бюджет

Дт 719, Кт 642.

Получена сумма компенсации затрат.

Дт 3О, Кт 375.

Перечислена в бюджет разница между суммой и балансовой стоимостью запасов.

Дт 642, Кт 31

2) недостача основах средств:

-   виновное лицо не установлено:

Дт 947,Кт 10.

Дт 072

-   виновное лицо установлено:

1) Дт 131, Кт 10.

2) Дт 976, 'Кт 10.

3) Дт 375, Кт716.

4) Дт 375, Кт 719.

5) Дт 719 Кт 642.

6) Дт ЗО, Кт 375.

7) Дт 642, Кт З11.

3) недостача основных средств вследствие кражи или хищений и др. чрезвычайных ситуаций:

1)  Дт 99, Кт 10 - потеря основных средств вследствие чрезвычайной ситуацищ;

2)  Дт 977, Кт 10 - недостача основных средств вследствие кражи, виновное лицо не установлено;

3)  Дт 99, Соответственно счета I, II, и III классов - списанные активы, утраченные вследствие чрезвычайной ситуации;

Дт 209, Кт 75 - получейные отходы от списания запасов, вследствие чрезвычайных происшествий;

4) Излишки производственных запасов:

    Дт производственные запасы, Кт 719.

ТЕМА Оценка и калькуляция

 

1. Оценка и калькуляция как элемент метода бухг. учета. Их суть и характеристика.

2. Виды оценок.

3. Методы калькулирования себестоимости продукции.

 

 

1. Для правильного определения количественных и качественных характеристик хоз. деятельности предприятий важное значение имеет оценка средств и их источников, а также калькулирование себестоимости производимой продукции.

 

В составе количественных показателей, прежде всего, объем запасов, величина необоротных активов, объем произведенной и реализованной продукции, объем выполненных работ, оказанных услуг.

 

Оценка – способ отражения средств и источников в денежном выражении.

 

В процессе оценки хоз. средств обеспечивается соблюдение следующих принципов:

- реальность;

- потенциальная полезность;

- единство.

 

Обеспечение принципа реальности означает, что хоз. средства учитываются по фактической себестоимости, а их источники – по фактическим размерам.

 

В Украине предусмотрены единые гос. подходы к оценке объектов учета, что нашло отражение в системе нац. стандартов учета. В рамках данных подходов отдельные виды активов предприятия оцениваются таким образом.

 

Основные средства:

- учитываются в процессе эксплуатации по первоначальной стоимости, которая, как известно, включает стоимость приобретения (создания, строительства) и сопутствующие затраты (транспортно-заготовительного характера);

- в процессе эксплуатации начисляется износ по одному из существующих методов начисления амортизации, что дает возможность отражать основные средства в балансе по остаточной стоимости.

 

 

Производственные запасы:

- оцениваются по фактической себестоимости, при этом их состав, а также методика учета наличия и движения регламентируется стандартом бухг. учета №9 “Запасы”.

 

Продукция собственного производства:

- оценивается по плановой или фактической себестоимости.

 

Незавершенное производство:

- оценивается по фактическим затратам на отчетную дату.

 

Дебиторско - кредиторская задолженность:

- оценивается по фактическим записям в учетных регистрах, при этом предусмотрена корректировка в пределах объемов сомнительной и безнадежной задолженности.

 

Калькуляция – способ определения себестоимости в денежной оценке определенных объектов учета.

 

В качестве таких объектов учета могут выступать:

- готовая продукция – определяется себестоимость произведенной продукции на стадии производства;

- себестоимость реализованной продукции – в которой одновременно отражаются не только затраты в связи с производством, но и затраты, связанные с реализацией.

 

Для определения себестоимости товарно-материальных ценностей подсчитываются затраты предприятия по всем стадиям хоз. процесса: на стадии приобретения – затраты приобретения, на стадии производства – затраты производства и приобретения тех ценностей, которые используются в данный момент при создании готовой данной продукции. На разе реализации дополнительно затраты, связанные со сбытом реализованной продукции.

 

Калькуляция может рассчитываться как в целом по объекту в абсолютном выражении, так и на единицу его объема (калькуляционную единицу).

 

Под калькуляционной единицей могут выступать объемы производственной продукции в штуках, метрах (квадратных, кубических), объемах транспортной работы.

 

Различают такие виды себестоимости:

- производственная – отражает лишь затраты, непосредственно занятие в процессе производства;

- полная (коммерческая) – здесь учитываются и затраты производства и затраты общепроизводственного и реализованного характера;

- плановая себестоимость – рассчитывается, исходя из плановых объемов работ по действующим нормам и нормативам затрат;

- фактическая – исходя из фактических объемов затрат и выполненных работ;

- ожидаемая – к примеру, за соответствующей год, исходя из фактической субъективности 9 месяцев и прогнозных значений IV квартала.

 

 

2. Теория бухг. учета различает такие виды оценок:

 

1) экономические оценки – в основе эконом. оценки лежит, как правило, соответствующая калькуляция. Разновидностью эконом. оценок являются фин. оценки, которые предназначены, прежде всего, для определения различных сторон фин. состояния предприятия (платежеспособность – способность предприятия в установленные сроки погашать все виды задолженности; ликвидность – способность трансформации активов в денежные средства; оборачиваемость – характеристика использования денежных средств, что выражается двумя показателями: длительность одного оборота и количество оборотов за анализируемый период; прибыльность – по сравнению с вложенными ресурсами в необоротные активы какую-то их часть прибыльность на одну акцию в акционерных обществах).

В числе фин. оценок различают:

- налоговые;

- кредитные;

 

2) Юридические оценки, – которые характеризуются большой разновидностью, но могут быть сгруппированы таким образом:

- вытекающие, исходя из условий заключенных контрактов, договоров;

- вытекающие, вследствие правонарушения повлекшего причинение вреда и возникновения ответственности в части компенсации;

 

3) Статистические оценки – выражаются в определении различного рода статист. показателей: разного рода средних величин, разного рода абсолютных и относительных приростов (цепкие, базисные, средние, арифметические) и другое;

 

4) Административные оценки – те оценки событий и явлений, которые даются со стороны администрации, иногда они основываются на условных денежных измерителей, прогнозных значениях;

 

5) Информационные оценки – каждый факт хоз. деятельности несет в себе определенные возможности. Чем выше возможности предприятия в количественной и качественной оценке данных явлений, тем выше информационность оценки, тем лучше;

 

6) Экспертная оценка – предполагает оценку событий и явлений специалистами высокой квалификации в той или иной области; к примеру, бухг. экспертиза, как разновидности эконом. экспертизы предполагает наличие у эксперта спец. лицензии (высшее экон. образование, стаж практической работы, высокая квалификация, спец. обучение, аттестационные экзамены);

 

7) Страховые оценки – разновидность экспертных оценок, применительно к процедуре страхования имущества, здоровья, жизни.

 

В соответствии с международными стандартами бухг. учета, а также нац. стандартами учета Украины предусмотрены следующие виды оценок:

1. по первоначальной стоимости;

2. по стоимости выбытия;

3. по чистой стоимости реализации;

4. по справедливой стоимости;

5. ожидаемая оценка.

 

Выбор метода оценки активов и пассивов – важнейшая задача бухг. учета.

При выборе метода бухгалтер должен уяснить следующее:

1. что оценивается;

2. где осуществляется оценка;

3. кто оценивается;

4. для чего производится оценка – кто пользователь информации;

5. когда проводится оценка;

6. цель оценки;

7. используемые приемы и методы.

 

Как известно, первоначальная стоимость оценки – оценка по фактической исторической себестоимости (затраты на изготовление, транспортировку, заготовительные расходы).

 

По стоимости выбытия 6 подходов:

1) по каждому виду выбывающих активов – трудоемка, так как их много;

2) по средневзвешенной величине предполагаемых выбытию (продаже) активов (общая стоимость выбывающих ценностей, деленная на их количестве);

3) Списание по первым поступлениям – метод ФИФО – при списании выбывающих активов исходят из того, что вначале списываются первоначально поступившие на предприятие;

4) Выбытие по стоимости последних поступлений – метод ЛИФО;

5) Списание с применением нормативного метода – списание в отчетном периоде по утвержденным нормам и нормативам, а в конце отчетного периода – корректировка до фактической величины затрат;

6) Выбытие по совокупным розничным ценам – применяется на предприятиях торговли при большом разнообразии товаров и объемов продаж.

 

По чистой стоимости реализации (с учетом предоставляемых скидок, возраста проданных товаров, уценок, затрат связанных с реализацией товара).

 

Междунар. стандартами бухг. учета при оценки запасов применяют метод меньшей из двух оценок: первоначальная стоимость или чистая стоимость реализации.

 

Под справедливой стоимостью понимают сумму денежных средств или их эквивалентов, на которую можно обменять актив при заключении соглашения между хорошо знакомыми друг друга сторонами, желающими заключить такое соглашение и независимости в деятельности друг от друга.

 

Справедливая стоимость наиболее актуальна в условиях активного рынка.

Признаки активного рынка:

1. торги ведутся по однородной продукции;

2. участники сделки купли-продажи могут найти друг друга в любой момент;

3. информация оценок на продукцию общедоступна.

 

Если активный рынок не обеспечен, то для определения справедливой стоимости используют такие технические приемы:

1. ориентируются на стоимость по предыдущему соглашению, если за истекший период экон. условия сильно не менялись;

2. сопоставление с рыночной стоимостью другого очень сходного объекта.

 

Ожидаемая стоимость, к примеру, информация за 9 месяцев по данным учета + прогноз IV = ожидаемая величина.

 

При оценки активов и пассивов предприятия важное место отводится оценки его средств. На практике чаще всего применяются оценка по фактич. историч. себестоимости.

 

Помимо того метода существуют следующие виды стоимостной оценки средств:

1) по восстановительной стоимости – первоначальная скорректированная до рыночной, на основе утвержденных правительством коэффициентов;

2) текущая рыночная стоимость;

3) по остаточной стоимости – за минусом износа;

4) по ликвидационной стоимости – с учетом затрат на ликвидацию или реализацию;

5) дисконтированная стоимость – стоимость с учетом возможных ожидаемых выгод в будущем;

6) другие виды оценок средств предприятия.

 

 

3. Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимают совокупность приемов и отображения производственных затрат в учете, которые обеспечивают определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за ее формированием.

 

В основе классификации методов 3 признака:

1. Объекты учета затрат;

2. Объекты калькулирования;

3. Способы контроля за себестоимостью продукции;

 

Существует большое количество методов учета затрат и калькуливарония продукции. Чаще всего их делят на виды по двум факторам:

- по степени оперативности контроля за затратами;

- по объектам учета затрат.

 

По первому признаку:

1) методы учета затрат в текущем периоде;

2) методы учета затрат прошлых периодов.

 

По второму признаку:

1) методы учета затрат при массовом и серийном производстве, которые организуются по отдельным деталям, частям изделия, изделию в целом, по этапам технологического процесса;

2) вторая группа методов учета затрат при мелкосерийном и индивидуальном производстве, поэтому в практической деятельности различают попередельный метод учета и калькулирования продукции (многосерийное производство);

3) позаказный метод – малосерийное и индивидуальное производство;

4) комбинированный, с элементами первого и второго.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции используют в основном при индивидуальном и мелкосерийном производстве.

Объектом учета по данному методу выступает отдельный заказ, заявка, контракт, проект или партия продукции, конкретные виды и объемы работ и услуг, которые имеют одинаковый технологический цикл.

 

К таким видам деятельности относят:

- судостроение;

- авиастроение;

- производство мебели;

- аудиторские;

- информационные;

- иные виды услуг;

- издательство;

- строительство;

- обслуживание и ремонт автомобилей;

- другие аналогичные производства.

 

Характерная черта - возможность четкого определения затрат в отношении конкретного объекта, заказа изготовления партии продукции или вида работ, в т.ч. научно-исследовательского, изыскательного, проектно-конструкторского характера.

При выборе показного метода калькуливарония должно выполняться одно из следующих условий:

1. каждый образец или партия идентичных образцов продукции легко отделяются от других видов продукции;

2. изготовление данной продукции с точки зрения технологии регламентируется техническими условиями (ТУ) или условиями конкретного индивид. заказа;

3. выпускается относительно небольшая партия продукции;

4. величина затрат на производство отдельных видов продукции относительно невелика.

 

Основным моментом при использовании позаказного метода калькулирования является необходимость точного определения и отделения затрат на производство данного вида продукции от других затрат в связи с выпуском других изделий.

 

Если отдельные виды затрат не могут быть четко идентифицированы и относят к данному виду продукции, то применяется либо один из методов перераспределения (в примеру, как по общехозяйственным расходам), то использование позаказного метода не производится, рекомендуется к применению попередельный или комбинированный методы.

 

Использование позаказного метода предполагает аккумуляцию затрат всех видов в рамках отдельного заказа, которому присваивается индивид. номер.

Общепроизводственные расходы в конце каждого месяца распределяются между отдельными заказами на основе разных количественных показателей. Чаще всего в его качестве используют фонд з\п основного персонала.

 

Себестоимость продукции определяется отношением совокупного объема затрат собранных в пределах индивид. заказа от начала работ до полного их завершения.

 

Попередельный метод учета затрат по наименованию произошел от термина, “попередел”, что означает совокупность технологических операций, итогом которых являются либо промежуточное состояние продукции (работ), которые означают либо их полное завершение, либо возможность их использования в рамках следующего попередела.

Например, сборка кузова автомобиля I-й попередел, дающий возможность перехода к другому – покрасочным работам.

 

Попередельный метод применяется в таких видах деятельности:

- нефтеперерабатывающая промышленность;

- металлургическая;

- пищевая;

- производство сахара.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования продукции используется при массовом серийном производстве и предполагает учета затрат по изготовлению полуфабриката по каждому попеределу на непрерывной основе, вплоть до завершения полного технологического цикла.

 

При определении себестоимости изготовленной продукции общий уровень затрат отчетного периода делится на объем изготовленной продукции.

 

Различают 2 разновидности попередельного метода:

- однопередельный (простой) – технологический процесс производства продукции не делится на отдельные этапы (попеределы) и весь технологический процесс однопередел и взаимосвязан, предоставляет собой один попередел. К примеру, выпечка хлеба;

- многопопередельный – используется при сложных технологических процессах, когда в их составе можно выделить однородные группы технологических операций, итогом выполнения которых является изготовление полуфабриката и лишь на завершающем попеределе – изготовление готовой продукции.

 

Многопопередельный метод используется без промежуточного калькулирования каждого попередела с изготовлением полуфабриката, а лишь при полном завершением производства готовой продукции.

Смешанный метод учета затрат и калькуливароние применяется в основном в серийных автоматизированных производственных, где готовая продукция имеет много индивид. общих характеристик. К примеру, конвейерное производство автомобилей, производство бытовой электрической техники разных видов может означать, что производство отдельных комплектующих до сборки на линии можно производить на основе позаказного метода, а сборочные технологические операции поделить на попеределы с использованием попередельного метода.

Выбор метода учета затрат и калькулирования продукции зависит от особенности технологических процессов, применяемых на предприятии, а также квалификации и эффективности работы бухг. службы предприятия.

В условиях стабильности эконом. процессов возможно применяется так называм. нормативного метода планирования и учета затрат на производство и калькулирования продукции.

 

На плановой стадии на основе действующей системы норм и нормативов, а также смет, определяется плановый объем затрат и плановая величина себестоимости продукции, исходя из планируемых объемов выпуска продукции.

 

В идеальных условиях при неизменности цен, тарифов, совпадении фактического объема выпуска продукции с плановым возможно совпадение фактического объема затрат и фактической калькуляции с плановыми (нормативными) значениями.

 

В реальных объективных условиях такого совпадения не бывает. Поэтому бухгалтерия выполняет по завершении отчетного периода расчет возникших отклонений, на величину которых осуществляется корректировка как факт. объема затрат, так и факт. себестоимости произведенной продукции.

 

 

Т ЕМА Учетные регистры и современные формы бухгалтерского учета

 

1. Учетные регистры, их сущность, значения и классификация.

2. Порядок ведения учетной регистрации. Способы и техника записей в учетных регистрах.

3. Исправления ошибочных записей в учетных регистрах.

4. Сущность систем и форм бухгалтерского учета.

5. Формы бухгалтерского учета.

 

 

1. Для получения нужной информации о деятельности предприятия все хозяйственные операции, после их отражения в первичных документах, необходимо зарегистрировать в определенной последовательности и сгруппировать по экономическому содержанию.

Эта работа осуществляется на основе учетных регистров.

В случае “бумажных” форм бухгалтерского учета учетные регистры представляют собой листы бумаги, приспособленные для регистрации и обработки в них всех данных о наличии и движении хоз. средств, их источников, хоз. процессов и результатов.

 

Учетные регистры и работа с ними – важнейший элемент ведения бухг. учета. В них бухг. документы группируются по экономически однородным признакам в соответствии с системой показателей учета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.269 с.)