Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 Предмет и метод бухгалтерського учета
1. Общая характеристика предмета БУ. 2 .Хоз-ые ср-ва (активы) и источники их образования. 3 .Классификация хозяйственных ср-в по составу (видам) и размещению. 4 .Классиф-ция источников образования хоз-ых ср-в. 5 .Объекты БУ. Общая характеристика хоз-ных процессов. 6 .Метод БУ.
1. Для осуществления хоз-ной деятельности каждое предприятие как хозяйствующий субъект сферы материального производства должен обладать: - средствами пр-ва, - денежными средствами, осуществляя мобилизацию их источников. В процессе хоз. деят-сти происходит постоянное изменение величины хоз-ных ср-в, измен-ся их источники, возникают расчетные, бюджетные, кредитные отношения и т.п. Таким образом, хоз-ные ср-ва и их источники, хоз-ные процессы и явления, результаты хоз-ной деят-сти выступают основными объектами БУ. Предмет БУ – это экономические процессы, которые сопровождаются изменениями в составе хоз-ных ср-в и их источниках в процессе воспроизводства. Иначе под предметом БУ понимают количественные и качественные характеристики наличия и движения хоз. ср-в, источников их формирования в процессе производственной деятельности, а также результатов этой деятельности. Конкретное наполнение предмета БУ определяется формами собственности и видом общественно-экономической формации.
2. Каждое предприятие осуществляет деятельность на основе бизнес-плана, в котором определяются размер и состав хоз-ных ср-в для выполнения производственной программы. При этом, количество хоз-ных ср-в, задействованных в обеспечении производственной программы, должно быть четко определено. В целом все средства прозв-ва предприятия делятся на - средства труда; - предметы труда. Под средствами труда понимается вещь или положение вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда для придания последнему нужных потребительских свойств и удовлетворения потребностей человека. Под средствами труда и прежде всего орудиями труда понимаются станки, транспортные средства, инструмент и т. п. Предмет труда – это в-во природы, на которое человек воздействует в процессе производства с целью приспособления предметов труда для личного или общественного потребления. К предметам труда относят сырье, материалы, запчасти, топливо и т. п.
В зависимости от сроков использования ср-ва труда делятся на: - основные средства; - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. В соответствии со стандартом БУ №49 под малоценными и быстроизнашивающимися предметами понимаются предметы, используемые в течение не более 1 года или одного операционного цикла, если он превышает 1 год. В их составе: - спец. одежда; - хоз. инвентарь; - инструменты. Принято средства труда относить к основным средствам, а предметы – к оборотным средствам. Малоценку, как средство труда учитывают как оборотные. Ср-ва труда участвуют в хоз-ной деятельности предприятия длительное время, не меняя при этом натурально-вещественной формы. В процессе использования переносят часть своей стоимости на стоимость вновь создаваемого продукта. Этот процесс называется амортизацией. Предметы труда, находящ-ся в первом операционном цикле полностью меняют свою натурально-вещественную форму, полностью включают свою стоимость в стоимость создаваемого продукта. Формирование активов обеспечивается различными источниками, в числе кот. уставный и прочие виды фондов предприятия, прибыль, бюджетное финансирование, амортизационный фонд, привлеченные и заемные средства (средства от эмиссии ценных бумаг, кредиты) и т. п.
3. Хоз. средства по составу (видам) и размещению делятся на следующие группы: - активы в сфере производства; - активы в сфере реализации (обращения); - активы непроизводственной сферы; - изъятые необоротные активы. Активы в сфере производства делятся на · необоротные активы (средства труда); · оборотные активы (предмет труда, т.е. запасы). В составе необоротных активов: · основные средства (здания, сооружения, земельные участки, машины и транспортные средства, многолетние насаждения, силовое оборудование, передаточные устройства, хозяйственный и производственный инвентарь и инструмент); · другие необоротные материальные активы (малоценка, сроком службы более 1 года, временные нетитульные сооружения, природные ресурсы, инвентарная тара); · нематериальные активы (право на использование имущества, патенты и лицензии, право интеллектуальной собственности).
Оборотные активы в сфере производства включают в себя: · сырьё и материалы · запчасти · топливо · готовая продукция · семена, корма · строительные материалы · животные на выращивание и откорм · затраты незавершенного производства · расходы будущих периодов · малоценка сроком службы до 1 года. Активы в сфере обращения включают в себя: · предметы для реализации (готовая продукция, товары, скот) · денежные средства (в кассе, на текущих счетах в национальной и иностранной валюте, финансовые инвестиции, прочие счета в банках, прочие денежные средства). В соответствие со стандартом БУ №12 под финансовой инвестицией понимается вложение денежных средств с целью получения прибыли. · средства в расчетах (дебиторская задолженность). Под ней понимается задолженность нам чья-то: поставщику, банку, бюджету. В составе средств в расчетах: векселя полученные, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по компенсации материальных затрат, расчеты за выданные авансы, расчеты с работниками по выданным им ссудам, расчеты с разными дебиторами, расчеты с участниками по взносам в уставный фонд предприятия, расчеты по претензиям. · активы, обслуживающие сферу обращения (магазины, склады, тара, транспортные средства, оборудование магазинов, складов и т.п.). Активы непроизводственной сферы включают в себя: Ø библиотечные фонды Ø здания детских учреждений, медпунктов, объектов коммунального назначения Ø оборудования и инвентарь в них. Изъятые активы (необоротные), в их числе: v изъятые прибыли в отчетном году на оплату дивидендов, формирование резервного фонда, v изъятый капитал (выкупленные акции, изъятые вклады и паи, др. изъятый капитал).
4. Классификация источников осуществляется по признаку принадлежности его предприятию. Источники делятся на 2 группы: 1 – источники создания собственных активов; 2 – источники привлеченных и заемных активов. В первой группе выделяют: - собственный капитал, в составе которого v уставный капитал v дополнительный капитал v резервный капитал v паевой капитал v нераспределенная прибыль v доходы будущих периодов. Уставный капитал – величина определяется учредительными документами либо по решению учредителей. Дополнительный капитал – разница по сравнению с уставным в связи с рыночной стоимостью акций. Резервный капитал – образован либо по требованию закона либо исходя из учредительных документов. Паевой капитал – аналог уставного для союзов, товариществ, кооперативов. Нераспределенная прибыль – прибыль может быть распределена на фонды с каким-то нераспределенным остатком либо использоваться без фондов напрямую. - обеспечение обязательств будущих затрат и платежей: v обеспечение оплаты отпусков v дополнительное пенсионное обеспечение v резерв сомнительных долгов v целевое финансирование v целевые поступления Во второй группе выделяют: - долгосрочные обязательства - текущие обязательства. В составе долгосрочных обязательств: v обязательства по расчетам с банком (а внутри долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты), v обязательства по расчетам с финансовыми и налоговыми органами (в их составе: налоговое обязательство, налоговый кредит, отсроченное налоговое обязательство, расчеты по налогам, расчеты по социальному страхованию, расчеты по пенсионному обеспечению, расчеты по индивидуальному страхованию, расчеты по страхованию имущества).
В составе текущих обязательств (обязательства по кредиторской задолженности): а) векселя выданные б) обязательства по облигациям в) обязательства по аренде г) расчеты по зарплате д) расчеты с депонентами е) расчеты с поставщиками и подрядчиками ж) расчеты с участниками по дивидендам з) расчеты по авансам полученным и) внутренние расчеты и прочие расчеты с кредиторами. По экономическому содержанию хоз-ные ср-ва делятся на - основные - оборотные. В соответствие со стандартом БУ №7 Основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе произв-ва или поставки товаров, или предоставления услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для осуществления администрацией социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования которых более 1 года. Оборотные средства – используются в пределах одного года и делятся на нормируемые и ненормируемые. В составе нормируемых: v запасы v незавершенное производство v расходы будущих периодов. В составе ненормируемых: v фонды обращения (смотри выше).
5. Объектами БУ являются: 1. Хозяйственные средства по составу и размещению (активы), 2. Хоз. ср-ва по источникам формирования и целевому назначению (пассивы), 3. Хоз-ные процессы, 4. Результаты хоз. деятельности, 5. Инвестиции и ценные бумаги. Как известно, кругооборот стоимости предполагает выделение трёх фаз: 1. Фаза приобретения (снабжения). 2. Фаза производства. 3. Фаза реализации. На первом этапе предприятие осуществляет хозяйственные операции, связанные с приобретением производственных запасов, основных средств и т. п. На этой фазе объектами учета выступают издержки на приобретение, транспортировку, погрузку-разгрузку, а также расчеты с поставщиками. В фазе производства (2) объектами учета выступают издержки производства, его объемы и себестоимость. На заключительном этапе (3) объектами учета выступают: v объем реализованной продукции в натуральном и денежном выражении v расчеты, возникающие в процессе реализации v результаты реализации.
В современных условиях формирования финансового рынка важнейшими объектами учета становятся ценные бумаги по законодат.-предсмотр. перечню. Современная система учета и отчетности в качестве объекта учета предполагает нематериальные активы, под кот. понимают условную стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также других аналогичных прав, которые определяются правом собственности. Основные черты нематериальных активов: - отсутствие материально-вещественной формы (патент) - использование в течение длительного периода времени - способность оказывать (обеспечивать) экономическую выгоду предприятию - неопределенность в будущем возможных размеров экономической выгоды. В составе нематериальных активов в соответствие со стандартом №8 признаются Ø права пользования природными ресурсами Ø права пользования имуществом (земельный участок, здания) Ø права на знаки для товаров и услуг (фирменные названия, товарные знаки) Ø права на объекты промышленной собственности (промышленные образцы, породы животных) Ø авторские и смежные с ними права (права на литературные и музыкальные произведения).
6. В соответствие с законом Украины о БУ и финансовой отчетности предусмотрен принцип учетной политики, под которым понимается совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и предоставления отчетности (стандарт БУ №1). Наряду с принципами организации БУ для решения организации БУ важное значение относится методу БУ – совокупность приемов и способов, кот. отражают состав и движение хоз. ср-в и их источников в процессе хоз. деятельности предприятия. В числе элементов метода БУ: - документация - инвентаризация - оценка и калькуляция - система счетов и двойная запись - бух. баланс - отчетность Документация каждой хоз-ной операции отражается документом, кот. является единственным основанием для произв-ва записей в бух. учете. Отражение существа хоз. операции может производится как в натуральном, стоимостном так и в денежном отражении. Существуют различные подходы классификации фондов по периоду осуществления хоз. операции: - плановые - отчетные По методу составления: - внутренние - внешние По характеру использования: - разовые - накопительные Документация, как элемент метода БУ – это способ первичной регистрации хоз. операций для бесперебойного и сплошного их отражения в БУ. Отчетный период для финансовой отчетности с 01.01. по 31.12., промежуточный отчетный период – квартал – нарастающим итогом с начала года, т.е. 1 квартал, 1-ое полугодие, 9 месяцев, 1 год. Инвентаризация – способ сопоставления данных БУ с фактическим наличием и состоянием хоз. средств. Проводится периодически в соответствие с инструкцией Министерства Финансов. Технология предполагает: 1. Составление инвентаризационных описей путем натурного обследования объекта учета (пересчет, взвешивание, обмер).
2. Составление сравнительных ведомостей в, кот. накладываются материалы инвентаризационных описей и данные БУ, при этом учитываются нормы инвентаризационной убыли и потерь, пересортица, нормативы допустимых недостач. 3. Формирование акта инвентаризации - учитываются излишки и недостачи, виновное лицо, способ возмещения, бух. проводки. Оценка – это способ денежного изменения хоз. средств, их источников, хоз. процессов, результатов деятельности. В процессе оценки натуральные и трудовые измерители приводятся к стоимостному выражению. Калькуляция – способ определения себестоимости результата деятельности. В управленческой деятельности важен не только абсолютный объем затрат, но в большей мере величина «затратности» на единицу производственной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Калькулирование позволяет оценить эффективность хоз. деятельности. Система счетов – это способ систематизации и текущего отражения наличия и движения хоз. средств, их источников, хоз. процессов и их результатов. При помощи системы счетов производится классификация хоз. средств в однородные группы, что позволяет отражать их в учете, контролировать эффективность на каждой фазе кругооборота. Двойная запись – это способ отражения каждой хоз. операции с одной стороны с позиций размещения хоз. средств и с другой – с позиций их источников. Пример: формирование производственных запасов означает с одной стороны их оприходование на складе в составе определенного вида запасов, а с другой – уменьшение величины денежных средств предприятия в какой-то их форме (наличные, в кассе, у подотчетного лица, безналичные – по текущему и специальному банковскому счету, вексель – как ценная бумага и т.п.). Бух. баланс – это способ получения обобщенных данных о хоз. средствах, хоз. процессах и их результатах за определенный период времени. Группировка в соответствии с системой счетов. В балансе находит отражение более упрощенная группировка, в соответствующих разделах и статьях. Отчетность – это способ получения итоговых сведений о хоз. средствах, хоз. процессах и результатах. В соответствии с законом Украины о БУ и финансовой отчетности представляет собой бух. отчетность, содержащую информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период. Данный закон в составе финансовой отчетности предусматривает: - баланс - отчет о финансовых результатах - отчет о движении денежных средств - отчет о собственном капитале Отчетный период для финансовой отчетности с 01.01. по 31.12., промежуточный отчетный период – квартал – нарастающим итогом с начала года, т.е. 1 квартал, 1-ое полугодие, 9 месяцев, 1 год.
Тема 4 Бухгалтерский баланс 1. Характеристика бух. баланса, его содержание и строение. Структура бух. баланса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.05 с.) |