Тема 3 Предмет и метод бухгалтерського учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 Предмет и метод бухгалтерського учета



 

1. Общая характеристика предмета БУ.

2 .Хоз-ые ср-ва (активы) и источники их образования.

3 .Классификация хозяйственных ср-в по составу (видам) и размещению.

4 .Классиф-ция источников образования хоз-ых ср-в.

5 .Объекты БУ. Общая характеристика хоз-ных процессов.

6 .Метод БУ.

 

1. Для осуществления хоз-ной деятельности каждое предприятие как хозяйствующий субъект сферы материального производства должен обладать: - средствами пр-ва,

- денежными средствами, осуществляя мобилизацию их источников.

В процессе хоз. деят-сти происходит постоянное изменение величины хоз-ных ср-в, измен-ся их источники, возникают расчетные, бюджетные, кредитные отношения и т.п.

Таким образом, хоз-ные ср-ва и их источники, хоз-ные процессы и явления, результаты хоз-ной деят-сти выступают основными объектами БУ.

Предмет БУ – это экономические процессы, которые сопровождаются изменениями в составе хоз-ных ср-в и их источниках в процессе воспроизводства. Иначе под предметом БУ понимают количественные и качественные характеристики наличия и движения хоз. ср-в, источников их формирования в процессе производственной деятельности, а также результатов этой деятельности.

Конкретное наполнение предмета БУ определяется формами собственности и видом общественно-экономической формации.

 

2. Каждое предприятие осуществляет деятельность на основе бизнес-плана, в котором определяются размер и состав хоз-ных ср-в для выполнения производственной программы. При этом, количество хоз-ных ср-в, задействованных в обеспечении производственной программы, должно быть четко определено.

В целом все средства прозв-ва предприятия делятся на

- средства труда;

- предметы труда.

Под средствами труда понимается вещь или положение вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда для придания последнему нужных потребительских свойств и удовлетворения потребностей человека.

Под средствами труда и прежде всего орудиями труда понимаются станки, транспортные средства, инструмент и т. п.

Предмет труда – это в-во природы, на которое человек воздействует в процессе производства с целью приспособления предметов труда для личного или общественного потребления.

К предметам труда относят сырье, материалы, запчасти, топливо и т. п.

В зависимости от сроков использования ср-ва труда делятся на:

- основные средства;

- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В соответствии со стандартом БУ №49 под малоценными и быстроизнашивающимися предметами понимаются предметы, используемые в течение не более 1 года или одного операционного цикла, если он превышает 1 год.

В их составе:

- спец. одежда;

- хоз. инвентарь;

- инструменты.

Принято средства труда относить к основным средствам, а предметы – к оборотным средствам. Малоценку, как средство труда учитывают как оборотные.

Ср-ва труда участвуют в хоз-ной деятельности предприятия длительное время, не меняя при этом натурально-вещественной формы. В процессе использования переносят часть своей стоимости на стоимость вновь создаваемого продукта. Этот процесс называется амортизацией.

Предметы труда, находящ-ся в первом операционном цикле полностью меняют свою натурально-вещественную форму, полностью включают свою стоимость в стоимость создаваемого продукта.

Формирование активов обеспечивается различными источниками, в числе кот. уставный и прочие виды фондов предприятия, прибыль, бюджетное финансирование, амортизационный фонд, привлеченные и заемные средства (средства от эмиссии ценных бумаг, кредиты) и т. п.

 

3. Хоз. средства по составу (видам) и размещению делятся на следующие группы:

- активы в сфере производства;

- активы в сфере реализации (обращения);

- активы непроизводственной сферы;

- изъятые необоротные активы.

Активы в сфере производства делятся на

· необоротные активы (средства труда);

· оборотные активы (предмет труда, т.е. запасы).

В составе необоротных активов:

· основные средства (здания, сооружения, земельные участки, машины и транспортные средства, многолетние насаждения, силовое оборудование, передаточные устройства, хозяйственный и производственный инвентарь и инструмент);

· другие необоротные материальные активы (малоценка, сроком службы более 1 года, временные нетитульные сооружения, природные ресурсы, инвентарная тара);

· нематериальные активы (право на использование имущества, патенты и лицензии, право интеллектуальной собственности).

Оборотные активы в сфере производства включают в себя:

· сырьё и материалы

· запчасти

· топливо

· готовая продукция

· семена, корма

· строительные материалы

· животные на выращивание и откорм

· затраты незавершенного производства

· расходы будущих периодов

· малоценка сроком службы до 1 года.

Активы в сфере обращения включают в себя:

· предметы для реализации (готовая продукция, товары, скот)

· денежные средства (в кассе, на текущих счетах в национальной и иностранной валюте, финансовые инвестиции, прочие счета в банках, прочие денежные средства).

В соответствие со стандартом БУ №12 под финансовой инвестицией понимается вложение денежных средств с целью получения прибыли.

· средства в расчетах (дебиторская задолженность). Под ней понимается задолженность нам чья-то: поставщику, банку, бюджету. В составе средств в расчетах: векселя полученные, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по компенсации материальных затрат, расчеты за выданные авансы, расчеты с работниками по выданным им ссудам, расчеты с разными дебиторами, расчеты с участниками по взносам в уставный фонд предприятия, расчеты по претензиям.

· активы, обслуживающие сферу обращения (магазины, склады, тара, транспортные средства, оборудование магазинов, складов и т.п.).

Активы непроизводственной сферы включают в себя:

Ø библиотечные фонды

Ø здания детских учреждений, медпунктов, объектов коммунального назначения

Ø оборудования и инвентарь в них.

Изъятые активы (необоротные), в их числе:

v изъятые прибыли в отчетном году на оплату дивидендов, формирование резервного фонда,

v изъятый капитал (выкупленные акции, изъятые вклады и паи, др. изъятый капитал).

 

 

4. Классификация источников осуществляется по признаку принадлежности его предприятию. Источники делятся на 2 группы:

1 – источники создания собственных активов;

2 – источники привлеченных и заемных активов.

В первой группе выделяют:

- собственный капитал, в составе которого

v уставный капитал

v дополнительный капитал

v резервный капитал

v паевой капитал

v нераспределенная прибыль

v доходы будущих периодов.

Уставный капитал – величина определяется учредительными документами либо по решению учредителей.

Дополнительный капитал – разница по сравнению с уставным в связи с рыночной стоимостью акций.

Резервный капитал – образован либо по требованию закона либо исходя из учредительных документов.

Паевой капитал – аналог уставного для союзов, товариществ, кооперативов.

Нераспределенная прибыль – прибыль может быть распределена на фонды с каким-то нераспределенным остатком либо использоваться без фондов напрямую.

- обеспечение обязательств будущих затрат и платежей:

v обеспечение оплаты отпусков

v дополнительное пенсионное обеспечение

v резерв сомнительных долгов

v целевое финансирование

v целевые поступления

Во второй группе выделяют:

- долгосрочные обязательства

- текущие обязательства.

В составе долгосрочных обязательств:

v обязательства по расчетам с банком (а внутри долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты),

v обязательства по расчетам с финансовыми и налоговыми органами (в их составе: налоговое обязательство, налоговый кредит, отсроченное налоговое обязательство, расчеты по налогам, расчеты по социальному страхованию, расчеты по пенсионному обеспечению, расчеты по индивидуальному страхованию, расчеты по страхованию имущества).

В составе текущих обязательств (обязательства по кредиторской задолженности):

а) векселя выданные

б) обязательства по облигациям

в) обязательства по аренде

г) расчеты по зарплате

д) расчеты с депонентами

е) расчеты с поставщиками и подрядчиками

ж) расчеты с участниками по дивидендам

з) расчеты по авансам полученным

и) внутренние расчеты и прочие расчеты с кредиторами.

По экономическому содержанию хоз-ные ср-ва делятся на

- основные

- оборотные.

В соответствие со стандартом БУ №7 Основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе произв-ва или поставки товаров, или предоставления услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для осуществления администрацией социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования которых более 1 года.

Оборотные средства – используются в пределах одного года и делятся на нормируемые и ненормируемые. В составе нормируемых:

v запасы

v незавершенное производство

v расходы будущих периодов.

В составе ненормируемых:

v фонды обращения (смотри выше).

 

 

5. Объектами БУ являются:

1. Хозяйственные средства по составу и размещению (активы),

2. Хоз. ср-ва по источникам формирования и целевому назначению (пассивы),

3. Хоз-ные процессы,

4. Результаты хоз. деятельности,

5. Инвестиции и ценные бумаги.

Как известно, кругооборот стоимости предполагает выделение трёх фаз:

1. Фаза приобретения (снабжения).

2. Фаза производства.

3. Фаза реализации.

На первом этапе предприятие осуществляет хозяйственные операции, связанные с приобретением производственных запасов, основных средств и т. п. На этой фазе объектами учета выступают издержки на приобретение, транспортировку, погрузку-разгрузку, а также расчеты с поставщиками.

 В фазе производства (2) объектами учета выступают издержки производства, его объемы и себестоимость.

На заключительном этапе (3) объектами учета выступают:

v объем реализованной продукции в натуральном и денежном выражении

v расчеты, возникающие в процессе реализации

v результаты реализации.

В современных условиях формирования финансового рынка важнейшими объектами учета становятся ценные бумаги по законодат.-предсмотр. перечню. Современная система учета и отчетности в качестве объекта учета предполагает нематериальные активы, под кот. понимают условную стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также других аналогичных прав, которые определяются правом собственности.

Основные черты нематериальных активов:

- отсутствие материально-вещественной формы (патент)

- использование в течение длительного периода времени

- способность оказывать (обеспечивать) экономическую выгоду предприятию

- неопределенность в будущем возможных размеров экономической выгоды.

В составе нематериальных активов в соответствие со стандартом №8 признаются

Ø права пользования природными ресурсами

Ø права пользования имуществом (земельный участок, здания)

Ø права на знаки для товаров и услуг (фирменные названия, товарные знаки)

Ø права на объекты промышленной собственности (промышленные образцы, породы животных)

Ø авторские и смежные с ними права (права на литературные и музыкальные произведения).

 

6. В соответствие с законом Украины о БУ и финансовой отчетности предусмотрен принцип учетной политики, под которым понимается совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и предоставления отчетности (стандарт БУ №1).

Наряду с принципами организации БУ для решения организации БУ важное значение относится методу БУ – совокупность приемов и способов, кот. отражают состав и движение хоз. ср-в и их источников в процессе хоз. деятельности предприятия.

В числе элементов метода БУ:

- документация

- инвентаризация

- оценка и калькуляция

- система счетов и двойная запись

- бух. баланс

- отчетность

Документация каждой хоз-ной операции отражается документом, кот. является единственным основанием для произв-ва записей в бух. учете. Отражение существа хоз. операции может производится как в натуральном, стоимостном так и в денежном отражении.

Существуют различные подходы классификации фондов по периоду осуществления хоз. операции:

- плановые

- отчетные

По методу составления:

- внутренние

- внешние

По характеру использования:

- разовые

- накопительные

Документация, как элемент метода БУ – это способ первичной регистрации хоз. операций для бесперебойного и сплошного их отражения в БУ.

Отчетный период для финансовой отчетности с 01.01. по 31.12., промежуточный отчетный период – квартал – нарастающим итогом с начала года, т.е. 1 квартал, 1-ое полугодие, 9 месяцев, 1 год.

Инвентаризация – способ сопоставления данных БУ с фактическим наличием и состоянием хоз. средств. Проводится периодически в соответствие с инструкцией Министерства Финансов.

Технология предполагает:

1. Составление инвентаризационных описей путем натурного обследования объекта учета (пересчет, взвешивание, обмер).

2. Составление сравнительных ведомостей в, кот. накладываются материалы инвентаризационных описей и данные БУ, при этом учитываются нормы инвентаризационной убыли и потерь, пересортица, нормативы допустимых недостач.

3. Формирование акта инвентаризации - учитываются излишки и недостачи, виновное лицо, способ возмещения, бух. проводки.

Оценка – это способ денежного изменения хоз. средств, их источников, хоз. процессов, результатов деятельности. В процессе оценки натуральные и трудовые измерители приводятся к стоимостному выражению.

Калькуляция – способ определения себестоимости результата деятельности. В управленческой деятельности важен не только абсолютный объем затрат, но в большей мере величина «затратности» на единицу производственной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Калькулирование позволяет оценить эффективность хоз. деятельности.

Система счетов – это способ систематизации и текущего отражения наличия и движения хоз. средств, их источников, хоз. процессов и их результатов.

При помощи системы счетов производится классификация хоз. средств в однородные группы, что позволяет отражать их в учете, контролировать эффективность на каждой фазе кругооборота.

Двойная запись – это способ отражения каждой хоз. операции с одной стороны с позиций размещения хоз. средств и с другой – с позиций их источников.

Пример: формирование производственных запасов означает с одной стороны их оприходование на складе в составе определенного вида запасов, а с другой – уменьшение величины денежных средств предприятия в какой-то их форме (наличные, в кассе, у подотчетного лица, безналичные – по текущему и специальному банковскому счету, вексель – как ценная бумага и т.п.).

Бух. баланс – это способ получения обобщенных данных о хоз. средствах, хоз. процессах и их результатах за определенный период времени. Группировка в соответствии с системой счетов. В балансе находит отражение более упрощенная группировка, в соответствующих разделах и статьях.

Отчетность – это способ получения итоговых сведений о хоз. средствах, хоз. процессах и результатах. В соответствии с законом Украины о БУ и финансовой отчетности представляет собой бух. отчетность, содержащую информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период. Данный закон в составе финансовой отчетности предусматривает:

- баланс

- отчет о финансовых результатах

- отчет о движении денежных средств

- отчет о собственном капитале

Отчетный период для финансовой отчетности с 01.01. по 31.12., промежуточный отчетный период – квартал – нарастающим итогом с начала года, т.е. 1 квартал, 1-ое полугодие, 9 месяцев, 1 год.

 

 

Тема 4 Бухгалтерский баланс

1. Характеристика бух. баланса, его содержание и строение.

Структура бух. баланса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.05 с.)