Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления



Любая социально-экономическая или техническая система за свой жизненный цикл проходит сферы производства и потребления. К стадиям жизненного цикла сферы производства (например, сложной технической системы) относятся стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, собственно производство, тактический маркетинг. К стадиям жизненного цикла сферы потребления для этой системы относятся подготовка ее к функционированию, собственно эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, утилизация системы после отработки ее ресурса.

Исследование структуры затрат за жизненный цикл отечественного технологического оборудования и различных машин показывает, что затраты в сфере их потребления в 5—25 раз больше затрат в сфере производства. По лучшим японским, американским, немецким машинам и оборудованию это соотношение в 3-4 раза выше, чем по российским изделиям аналогичного назначения. Основными причинами огромных затрат в сфере потребления машин и оборудования являются сложность их конструкции, низкое качество, низкий уровень организации работ на всех стадиях жизненного цикла машин.

Закон эффекта масштаба производства. Закон эффекта опыта

С увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общецеховые и общезаводские расходы, на единицу продукции уменьшаются.

Если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков (выполнения данной работы).

Закон экономии времени

В экономической теории закон экономии временирассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить для получения от товара полезного эффекта).

Закон конкуренции

Закон конкуренции- закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции.

Сущность законов организации

Закон синергии

Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения:

· Возможностей, потенциала, конкурентных преимуществ, перспектив развития;

· Качества, производительности, эффективности и результативности деятельности каждого работника и организации в целом;

· Микроклимата в коллективе, лояльности персонала;

· Адаптивности организации к изменениям во внешней и внутренней среде;

· Репутации и имиджа (внешнего и внутреннего) организации.

 

Все это, вместе взятое, определяют потенциал организации, ее способность к стабильной деятельности и устойчивому развитию.

Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией искусственной интеллектуальной системы; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников.

В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.

Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Закон развития

Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

· изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.),

· изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.); 

· потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

· старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

· изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);

· техническим прогрессом;

· глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы (рис.), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8). Восемь этапов включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие.

Закон развития формулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

В аналитическом виде данный закон записывается:


, где Rj — потенциал системы на этапе j жизненного цикла;

Rij — потенциал (ресурс) системы в области i (экономика, политика, финансы) и на этапе j;

Kj — весовой коэффициент влияния каждого предыдущего потенциала этапа на последующие;

Fj — функция этого влияния;

Rmax — запланированные результаты по конкретным видам деятельности (в бизнес-плане или в других документах).

Первая формула рассчитывает потенциал системы на каждом этапе жизненного цикла. Основу потенциала организации составляют материальные и нематериальные ресурсы. Вторая и третья формулы определяют наиболее приемлемый коэффициент влияния Kj каждого предыдущего потенциала этапа на последующие путем подбора функции Fj.

Закон самосохранения

Почти каждая реально существующая организация проходила через состояния бифуркации, с последующим кризисом, спадом, возможно банкротством. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

,

где Ri — потенциал (ресурс) организации в области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию.

V 1 i — ресурс внешнего разрушительного воздействия;

V 2 i ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Левая часть в формуле носит название «энергия удержания» (У), а правая часть — «энергия ликвидации» (Л). Формулу можно представить в виде:

У>Л

V 1 i и  V 2 i   могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно. Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:

1) У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенные убытки или ликвидируется.

2) Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.

3) Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.

При позитивном влиянии параметры V 1 i и V 2 i увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном — увеличивают только энергию ликвидации.

Таким образом, реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов.

К внутренним факторам относятся:

· философия организации;

· принципы ее деятельности;

· использование ресурсов и технологии;

· качество и уровень реализации маркетинга и др.

К внешним факторам относятся:

· демографические;

· экономические и политические;

· развитие науки и техники;

· развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями и др.

Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить потенциал организации.

Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.

Далее, в табл. представлены диапазоны значений семи уровней самосохранения организации, а также предложения и комментарии относительно положения организации и дальнейших действий руководства по управлению компанией, оказавшейся в рисковой ситуации.

Семь уровней самосохранения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.012 с.)