Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950) и ее развитие (1950 – 1988). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950) и ее развитие (1950 – 1988).



Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на регулирование производственных отношений между людьми является основной отличительной хар-ой школы человеческих отношений, которая подвергла критике концепцию «экономического человека», считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивидуума.

Представителями этой школы являются: Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу).

Наука управления, или количественный подход (1950 – 1988)

В основе этого подхода лежит применение в управлении теории исследования операций, то есть применение математики, статистики, точных инженерных наук, ЭВТ.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе создавались и разрабатывались. Однако развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений: задача, человек, управленческая деятельность. На начальной стадии развития учений об управлении был характерен упор на какое – то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать «синтетический» подход, связывающий эти и другие явления воедино. В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла или задачи, или человека, или администрирование (управленческую деятельность), для «синтетических» подходов характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, скрепленное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Во второй половине XX – го в. В менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг. и ситуационный (80-е гг.).

Процессный подход

Этот подход предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Управление рассматривается как процесс, как работа по достижению целей с помощью других людей. Это не какое – то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет сбой процесс. Процесс управления является общей суммой всех функций. При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию.

Системный подход

Этот подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам.

Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов, обладающих специфическими функциями. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Поэтому другой важной особенностью этого научного направления является наличие так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей. Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная система стремиться к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе – входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным.

Ситуационный подход

Ситуационный или кейсовый подход к управлению, так же как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США). Этот подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Ситуационный подход признает использование специфических приемов в зависимости от обстоятельств. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он определяет каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;

2) каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации; руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения данной методики или концепции;

3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;

4) руководитель должен уметь связывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект.

Инновационный подход

Высокий уровень влияния факторов внешней среды, высокий уровень конкуренции привел к появлению нового подхода к управлению предприятием. Инновационный подход – подход к управлению предприятием, основанный на постоянном внедрении новаций и инноваций. Так как в обратном случае предприятие может оказаться за бортом рыночной ниши.

Инновационный подход основан на выработке и достижении организацией цели получения конкурентных преимуществ, развития и выживания в долгосрочной перспективе в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой. Средствами достижения целей в этом случае служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие.

Новация – это какое - либо изменение: новый продукт, изменение структуры предприятия, изменение процесса и т.д.

Управление предприятием, основанное на данном подходе является сложным, креативным, подразумевающем наличие высоко-профессионального персонала, наличие продуманной долгосрочной стратегической политики, наличие различного рода ресурсов, начиная от административных и заканчивая денежными ресурсами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.006 с.)