Проблема «прямого действия» конституции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема «прямого действия» конституции.



Конституционные нормы несут специфику государственно-правовых норм в целом (порядок принятия, введение в действие, порядок размещения норм в статье К). Конституционные нормы реализуются всеми способами, которыми могут реализовываться все нормы права: использование, исполнение, применение. Конституционные нормы: 1) нормы основного текста К; 2) нормы преамбулы К. Преамбула – вводная часть К, в которой содержатся сведения о цели, причинах и условиях принятия К. Преамбула может содержать правовые принципы, иногда закрепляет правовые нормы (в преамбулах К СССР содержались правовые нормы, на сегодняшний день их нет, так как они должны находиться в основной части). Конституционные нормы реализуются теми же способами, что и нормы любых других отраслей права: использование, исполнение, применение конституционных норм. Использование конституционных норм означает реализацию возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений Конституцией. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие право участвовать в выборах представительных органов власти. Таким образом, в данном случае участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права. Исполнение норм заключается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются конституционными нормами. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных, общественных организаций и их органов. Особенности этой формы реализации выражаются в том, что субъекты должны независимо от собственного желания совершать активные действия, предусмотренные конституционными нормами. Соблюдение конституционных норм выражается в обязанности воздержаться от совершения действий, запрещенных конституционными нормами. Суть этой формы реализации норм состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. В отличие от исполнения, соблюдение норм носит пассивный характер. В Конституции РФ закреплен принцип ее прямого действия, но на самом деле ни одна конституция не действует в целом напрямую. Прямое действие – это такое действие Конституции, когда между конституционной нормой и общественными отношениями нет никаких промежуточных норм. Напрямую действуют запреты, нормы о структуре и компетенции органов государства, нормы о свободах, то есть о таких правах граждан, которые реализуются вне правоотношений. Все остальные нормы действуют только в опосредованном порядке.

 

 

Вопрос 55. Охрана и защита Конституции РФ.

Конституция РФ является Основным Законом, а, следовательно, нуждается в дополнительной охране. В литературе встречаются споры по поводу определения понятия охрана. Одни исходят из того, что охрана – это надзор, контроль, пресечение нарушения Конституции и наказание виновных. Другие считают, что охрана – это только стремление не допустить нарушения Конституции. Если же нарушение Конституции уже произошло, то начинает действовать защита. Можно полагать, что эта точка зрения является наиболее правильной. Таким образом, охрана включает в себя защиту. Дискуссионными являются и такие категории как надзор и контроль. В.С. Нерсесянц считает, что надзор – это такая охрана Конституции, когда уполномоченное лицо следит за исполнением Конституции и может по своему усмотрению возбудить производство дела. Контролем Нерсесянц считал меры к наказанию виновных, которые применяются при наличии ходатайства определенных субъектов. Таким образом, можно сделать вывод, что защита Конституции включает надзор за ее соблюдением, а также ее охрану. Существует несколько уровней защиты Конституции: 1) всеобщий уровень защиты, когда Конституцию обязаны защищать все субъекты правоотношений; 2) специфические уровни защиты, осуществляемые специальными субъектами: а) общекомпетенционный уровень, когда защиту Конституции осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления как в своей деятельности, так и в деятельности подчиненных организаций; б) уровень правоохранительной деятельности, на котором работают все правоохранительные органы. Они защищают Конституцию, так как стоят на страже закона; в) специфический уровень – уровень защиты со стороны специально созданных органов (Конституционный Суд РФ).

 

Вопрос 56. Толкование конституционных норм.

Толкование конституционных норм может быть самым различным: грамматическое, логическое, историческое. Толкование конституции по объему аномально, поскольку при расширительном или ограничительном толковании изменяется смысл статей. Необходимо только буквальное толкование. Если же конституция допускает толкование по объему, то создается новая конституционная норма в зависимости от сложившейся на данный момент ситуации. Например, статья 19 часть 3 конституции РФ “мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”, при буквальном толковании такой статьи она кажется абсурдной, поскольку в виду физиологии мужчина и женщина не равны, и надо толковать такую статью в ограничительном смысле, а именно то, что мужчина и женщина имеют равные юридические права и свободы. Таких статей в нашей конституции, к сожалению, много, и они показывают уровень развития права в данной стране.

 

Вопрос 57. Этапы развития российского федерализма.

Современную историю российского федерализма можно условно разделить на несколько этапов. I. С июня 1990г. по август 1991г. Он носит условное публицистическое название «Революция или парад суверенитетов». 25 мая 1989г. на I съезде народных депутатов СССР был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета, в результате чего были созданы предпосылки для расшатывания целостности республик, особенно РСФСР, в составе которой было больше всего национальных образований. Законодательством СССР был поставлен знак равенства между союзной и автономной республиками. Автономные республики становились полноправными субъектами СССР. Отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах. Проблема двух договоров – Союзного и Федеративного обрекла один из них на поражение, так как вопрос о двойной субъектности республик на практике вел либо к распаду РСФСР, либо к распаду СССР. Поэтому уже на I Съезде РСФСР была поддержана идея подписания Федеративного договора в России. II. С сентября до середины декабря 1991г. Условное название – «Распад СССР». В результате событий августа 1991г. сорвался процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами. Был предложен союз по типу конфедерации. Семь суверенных республик высказались за его создание. 8 декабря руководители Белоруссии, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании СНГ. 21 декабря руководители 11 суверенных государств на встрече в Алма-Ате достигли договоренности о прекращении существования СССР. К соглашению об образованию СНГ присоединились на правах учредителей еще 8 республик бывшего Союза. 24 декабря 1991г. СССР перестал быть членом ООН, его место заняла РФ. III. Со второй половины декабря 1991г. до марта 1992г. – можно озаглавить «Федеративный договор – поиск компромисса». В это время продолжилась работа над созданием Федеративного договора в России. В его основу был положен разумный принцип: сила государства – не в механизмах подчинения и подавления, а в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес. Федеративный договор от 31 марта 1992г. приостановил нарастание открытого всеобщего национального конфликта, перевел его на время в локальные формы. Федеративный договор изначально был компромиссом между слабой центральной властью и рядом сильных республик. IV. С апреля 1992г. по 12 декабря 1993г. – «От конфедерации к конституционной федерации». Сразу же после подписания Федеративного договора началась борьба руководителей республик с федеральным центром за его практическую реализацию. Особенность этого периода заключалась в том, что федеральный центр противостоял сепаратизму и экономическому эгоизму республик уже не в одиночку: края, области и регионы начиная с 1993г. стали все решительнее противостоять сложившемуся неравенству. Появились первые ростки будущего государственного устройства России, построенной не по этническому, а по территориальному принципу. Такое развитие событий зимой – летом 1993г. благоприятно сказалось на подготовке новой Конституции России, предусматривающей выравнивание прав субъектов Федерации. V. С 12 декабря 1993г. по настоящее время – можно характеризовать как «Укрепление российской государственности». Этот этап отличают: углубление и расширение межрегиональных ассоциаций в стране; подписание Договора об общественном согласии, соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов власти с более чем 40 субъектами РФ, в том числе краями и областями.

 

Вопрос 58. Виды избирательных округов в РФ.

Избирательные округа: 1) подразделяются по количеству мандатов: а) одномандатные; б) многомандатные; 2) по охвату территории: а) общефедеральные (выборы президента, депутатов Государственной Думы от избирательных объединений); б) региональные (выборы депутатов законодательного органа или высшего должностного лица субъекта федерации); в) территориальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица города); г) локальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица местного самоуправления); 3) производственные (создаются на предприятиях).

 

 

Вопрос 59. Списки избирателей.

На созданных избирательных участках формируются списки избирателей, если избирательные участки создаются главами муниципальных образований, то списки формируются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 26-ть дней до дня голосования на основе данных переданных органами местного самоуправления. Эти данные уточняются 2-раза в год, передаются не позже чем за 2-а месяца до дня голосования. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного либо преимущественного проживание в настоящее время на территории избирательного участка. Если вы включены в списки, но на момент голосования будете в деревне (или в каком-либо другом месте), то можете получить открепительное удостоверение. Если в списках указаны неверные данные, то вы имеете право обжаловать эту неточность в избирательную комиссию. Срок рассмотрения - сутки, а в день голосования 2-а часа с момента обращения, но не позже момента окончания голосования. Если решение избирательной комиссии вас не устраивает, вы имеете право обжаловать его в суд, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Это судебное решение должно состоятся в 3-ый срок, а в день голосования или менее чем за 3-дня - немедленно.

 

 

Вопрос 60. Политическая партия как субъект конституционно-правовых отношений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.009 с.)