Дифференциация понятий метод и методика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация понятий метод и методика.



Рассмотрим пример дифференциации указанных понятий, взятый из курса аналитической химии, в которой широко используется колориметрический метод, основанный на изменении интенсивности окраски раствора, содержащего определяемое вещество, при соединении его с каким-либо химическим реактивом, привносимым в раствор. По интенсивности окраски определяют концентрацию вещества, как правило, с помощью фотоколориметра. Описан принцип метода (именно метода).

Методика в данном случае относится к определению какого-либо конкретного вещества, для чего регламентируется соответствующий добавляемый в раствор химический реактив, размер кювет, участок спектра и длина волны пропускаемого через раствор в кювете электромагнитного излучения и другие параметры анализа. Это – методика.

Дифференциация понятия методологии с понятиями метод и методика.

Рассмотрим указанную дифференциацию на примере использования инструментальных методов гигиенических исследований для измерения каких-либо факторов среды обитания. Допустим, с помощью соответствующего прибора измеряются параметры шума в помещении. Прибор предполагает использование определенного принципа измерения (метод) и конкретных параметров шума (методика). Алгоритм работы с приборами, особенно современными, весьма прост и легко усваивается даже школьниками младших классов. Но главное не в этом, а в том, чтобы провести измерения с учетом требований именно методологии, которая предполагает определенные условия измерений: время, выбор точки измерения по вертикали горизонтали, режим работы источников шума и т.д. Если не следовать установленным регламентам по указанным условиям, то результаты измерений не могут быть принятыми в качестве корректных и достоверных, характеризующих измеряемый фактор. Эти результаты не могут быть признаны юридически значимыми.

Нарушение условий измерений уровня и характеристик факторов среды обитания – наиболее часто встречаемая грубейшая ошибка исследователей, приводящая к неоправданным затратам соответствующих ресурсов.

Приводим содержание методология, методов гигиены, а также перечень наиболее востребованных в гигиенической практике методик.

Методология гигиены:

- законы и категории диалектики;

- специфические законы, закономерности, постулаты гигиены;

- методы и методики гигиенических исследований;

- методы и методики других наук;

- условия реализации методов и методик.

Методы гигиены:

- эпидемиологический метод;

- визуальный (санитарно-описательный) метод;

- метод гигиенического эксперимента;

- метод гигиенической экспертизы;

- метод гигиенического образования и воспитания населения.

Методики гигиены:

- физические;

- химические;

- бактериологические;

- физиологические;

- токсикологические;

- статистические;

- клинические;

- биохимические;

- иммунологические;

- любые другие.

Заключение

Данный лекционный курс представляет материал, отражающий сущность гигиены и потому усвоению этого материала обучаемыми контингентами уделяется особое внимание. Без знания вопросов данной темы не представляется возможным полноценное, осознанное усвоение разделов программ, овладение необходимыми компетенциями согласно ФГОС. С учетом этого, для реализации курса в тематических планах лекций для разных специальностей отводится достаточное время – не менее 8 академических часов. Усвоение материала строго контролируется, в том числе и особенно при проведении итогового контроля, как в форме курсового экзамена, так и в форме зачета.

Выделить какой-либо вопрос темы по его важности практически невозможно, так как каждый из вопросов отражает отдельные, специфические сущностные положения гигиенической науки и практики.

В рамках данной темы лектор нацеливает обучаемых на особое их внимание к вопросам терминологии, понятийному аппарату гигиены, без чего освоение содержания последующих тем будет весьма проблематичным.

От того, насколько ярко, доступно, наглядно будет представлен данный лекционный курс, зависит обеспечение мотивации к освоению учебных гигиенических дисциплин – важнейшего условия успешной реализации образовательного процесса. В связи с этим, лекционный курс должен представлять наиболее опытный лектор, в частности, имеющий практический опыт работы в системе профилактики.

С учетом возможного отсутствия отдельных обучаемых на лекциях данного курса, важности освоения лекционного материала, все слушатели перед итоговым контролем обеспечиваются электронной версией дидактического материала или в виде презентаций, или в текстовом варианте.


 

Тема 2

История развития гигиены

Лекционный курс

Основные вопросы

1. Формирование гигиены как науки; условия, способствовавшие возникновению гигиенической науки.

2. Развитие гигиены в древних цивилизациях.

3. Основные аспекты развития гигиены в античный период.

4. Гигиена в эпохи средневековья и Возрождения.

5. Развитие гигиены за рубежом в периоды новой и новейшей истории.

6. Развитие гигиены в России.

7. Развитие гигиены в советский период.

Вопрос 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.008 с.)