Сущность и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции



Конкурентоспособность продукции является одним из важнейших показателей товарной политики предприятия, который ставит перед товаропроизводителями задачу получения конкурентных преимуществ за счет качественных показателей выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью, согласно “Словарю русского языка” C.И. Ожегова, понимается способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Это довольно сложное и многоаспектное понятие, означающее способность товара занять и удержать позицию на конкретном целевом рынке в рассматриваемый период времени при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения.

Подходы к определению конкурентоспособности:

1) возможность продажи товаров на внешних рынках (традиционное определение);

2) возможность сбыта товара в условиях конкуренции;

3) комплекс потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости;

4) конкурентоспособность определяется ценой товара, т.е. цена рассматривается как важная характеристика товара.

 Особенности конкурентоспособности:

1) конкурентоспособность может быть выявлена только в результате сравнения товаров, т.е. является относительной характеристикой;

2) конкурентоспособность выражает различие сравниваемых товаров по степени их соответствия требованиям, существующим на рынке.

Под конкурентоспособностью товара понимается комплексная характеристика, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена.

Качество и конкурентоспособность представляют собой различные характеристики товара. 

В отличие от качества конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют определенный интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться.

Например, многие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют показатели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия.

Различия в определении конкурентоспособности и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества в качестве эталона берется аналогичный товар. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители.

Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество – это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность – отношение потребителей к этим свойствам товара.

Второй составляющей конкурентоспособности является цена товара. Каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).

Цена потребления (ЦП ) складывается из цены приобретения товара (ЦПР), расходов на транспортировку (РТ), стоимости установки или монтажа (СУ), затрат на хранение (ЗХ), расходов по обслуживанию (РО), затрат на ремонт (ЗР), затрат на ликвидацию (ЗЛ), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (ЗН)и прочих затрат (ЗПР):

 

(22.1.1)

 

Следует сказать, что по многим видам сложно технических товаров цена эксплуатации как часть цены потребления превышает цену приобретения, т. е. рыночную продажную цену. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют около 85% цены потребления, тракторам – 80%. Поэтому потребитель, решая вопрос о покупке товара, учитывает не только продажную (рыночную) цену, но и цену эксплуатации товара. Однако следует иметь в виду, что для товаров, которые уже реализуются на рынке в течение достаточно длительного времени, продажные цены концентрированно отражают отношение покупателя к продавцу, престиж последнего, способность организовать эффективный сбыт и послепродажное обслуживание, т. е. все, с чем связаны эксплуатационные расходы.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию.

Основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции приведены на рисунке 22.1.1.

                                                                                                                                                                                                          

 

 

Рисунок 22.1.1  Основные факторы конкурентоспособности продукции

 

Также факторы конкурентоспособности продукции можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам  конкурентоспособности продукции относятся:

- уровни конкурентоспособности страны, отрасли, регио­на, предприятия;

- сила конкуренции на рынке товаров;

- сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде­лий, информации;

- сила конкуренции среди товарозаменителей;

- появление новых потребностей;

- уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;

- активность контактных аудиторий (общественных органи­заций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам  конкурентоспособности продукции относятся:

- патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;

- рациональность организационной и производственной структур предприятия;

- конкурентоспособность персонала предприятия; м прогрессивность технологических процессов, оборудова­ния и информационных технологий;

- уровень активизации инновационно-инвестиционной дея­тельности на предприятии;

- уровень системы управления (менеджмента);

- обоснованность миссии предприятия с точки зрения ори­ентации его на достижение конкурентоспособности товаров.

Таким образом, основными факторами конкурентоспособности продукции являются:

- цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;

- уровень качества товара (в сравнении с товаром конкури­рующих предприятий);

- соотношение цены потребления товара (полных расхо­дов потребителя по приобретению и потреблению товара в те­чение всего срока его эксплуатации) и качества товара;

- неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;

- сводные параметрические индексы конкурентоспособ­ности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени инте­ресуют покупателя.

Среди факторов конкурентоспособности продукции наиболее важным является соотношение качества товара и цены его по­требления. Для определения степени «тесноты» этого соотноше­ния применяется показатель эластичности цены товара при изменении его качества, который определяется как частное от деления процентного изменения цены товара к процентному из­менению качества товара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.007 с.)