Понятие источников (форм) права и их виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие источников (форм) права и их виды



Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, пре­цеденты формами права, другие — источниками. Но разные оп­ределения одних и тех же явлений только подчеркивают много­образие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

Об источниках права пишут не только в широком смысле, но также в узком, формально-логическом, понимая под источником права то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.

Принято выделять следующие виды источников права в узком смысле:

· правовой обычай, который в той или иной степени ис­пользуется во всех правовых семьях прошлого и настоящего;

· пра­вовой прецедент (судебный и административный), который слу­жит основным источником права в англосаксонской правовой семье;

· нормативный акт, имеющий распространение в континен­тальных государствах или романо-германской правовой семье и близких к ней правовых системах, в том числе России;

· правовая доктрина (религиозно-нравственная), довольно широко используемая, например, в англий­ской правовой системе и в некоторых мусульманских государст­вах, где суд при разрешении конкретных дел может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами прини­маемые судебные решения;

· нормативный договор, имеющий ши­рокое распространение в таких отраслях права, как: государст­венное, гражданское, аграрное, семейное, трудовое в государствах с развитой рыночной экономикой, и в международном праве.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале ха­рактеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, вы­разить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном; счете должна быть обусловлена существующим социально-эконо- мическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политичес- кую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократичес­кой процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, ус­ танавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяю­ щие или отменяющие правила общего характера. Этим они от­личаются от актов применения права и от остальных индивиду­альных актов, рассчитанных на однократное действие, привязан­ных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются сме­шанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменитель­ного характера.

Набор предписаний не единственное и не самое главное осно­вание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников — это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовно­му и т.д.

Другое основание деления нормативных актов — по субъек­там их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявле­ния (например, референдума). К данной классификации примы­кают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муни­ципального органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма государства, следует особо обратить внимание на акты органов государственной власти и акты органов государ­ственного управления.

Центральным и главным является подразделение норматив­ных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативного акта к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юриди ческая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.003 с.)