Основные правовые системы современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правовые системы современности



Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Лекция № 2

 Сущность и функции государства

Каждый гражданин России имеет право (и обязан) получить необходимый минимум информации, чтобы ответить на вопрос: зачем нужно государство и в чем состоит его социальное предназ­начение? Основой для ответа может послужить следующая ин­формация.

1. Государство обеспечивает регулирование совместной жизни
людей в обществе (решает общие дела), управляет людьми, про-­
оживающими на его территории. И хотя интересы многих граждан,
различных социальных групп не совпадают, однако общим зна-­
менателем для всех выступает потребность жить в стабильном,
безопасном и комфортном обществе. Общие интересы должно
выявить государство и обеспечить их реализацию. В этих целях го-­
сударство разрабатывает общеобязательные правила поведения,
обеспечивает их выполнение, создает органы государственного уп-­
равления сферами деятельности, необходимыми обществу в це-­
лом (оборона, правопорядок, судопроизводство, природопользо-­
вание и экология, организация транспорта и связи, социальная
защита, образование и др.).

2. Государство выступает арбитром (умиротворителем) в разре-­
шении социальных споров, конфликтов (национальных, религи-­
озных, экономических и др.). История развития государственно-­
сти сопровождалась восстаниями, демонстрациями, забастовка­
ми и другими актами насилия, которые жестоко подавлялись. В
современных государствах правящая элита использует различные
формы политических и социальных компромиссов, социальное
партнерство, формирование среднего класса и др.

3. Государство официально применяет принуждение как лега-­
лизованное насилие. Это выражается в применении уголовных и
административных наказаний, имущественных санкций, разгоне
несанкционированных демонстраций, запрете политических объе-­
динений и т.п. Государственное принуждение является мощным
средством воздействия на население со стороны правящей элиты.
Однако оно должно проводиться в рамках правового поля.

В чем же состоит сущность государства? Его сущность «состоит в том, что все его граждане имеют и признают помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо rocу- дарство есть некая духовная община».

Социальное назначение и сущность государства проявляются функциях, под которыми понимаются основные направления е деятельности внутри страны и на международной арене. Имен поэтому функции государства подразделяются на внутренние внешние.

Государство оказывает целенаправленное воздействие на раз- личные сферы общественной жизни. В связи с этим внутренние функции можно подразделить на политическую, экономическую, социальную, правоохранительную и экологическую.

Реализация политической функции выражается прежде всего признании и защите прав и свобод человека и гражданина. Госу- дарство законодательно закрепляет основные права и свободы создает систему их гарантий, принципы организации и деятель- ности политических партий и объединений, их взаимодействие органами государственной власти и местного самоуправления.

В целях обеспечения общественной безопасности государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддер- живает общественное согласие, оказывает помощь беженцам вынужденным переселенцам и т.п. В качестве политических методов используются референдумы, выборы, независимые средств массовой информации, опросы общественного мнения, на основе которых государство выявляет расстановку общественных сил, учитывает в своей политике интересы различных социальных групп и находит способы предупредить возможность открытого столкновения политических сил.

Экономическая функция выражается в поддержке приоритетно направлений экономического развития, охране существующих' форм собственности, обеспечении свободы экономической Дея- тельности, организации внешнеэкономических связей. Экономии- ческая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, льгот хозяйствующим субъек- там, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энер- гетических, информационных и других систем), разработке дол- госрочных и среднесрочных программ экономического развития и т. п. Государство разрабатывает и совершенствует правовые основы рынка, пресекает монополизм, стимулирует предпринимать» скую деятельность, обеспечивает защиту прав потребителей. В ряде отраслей экономики государство осуществляет непосредственное управление (оборона, связь, атомная промышленность, космонавтика).

Социальная функция выражается в обеспечении нормальны
условий жизни для всех членов общества. В задачу государства вхо-

дит поддержание необходимого прожиточного минимума наиме- нее обеспеченных слоев населения. Это установление минималь- ного уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий; выделе- ние необходимых средств на здравоохранение, отдых, образов ние, строительство жилья для малооплачиваемых граждан; обес- печение нормальной работы транспорта и связи. В реализации спе- циальной функции значительное место принадлежит проведение эффективной государственной политики в области образования, культуры, здравоохранения граждан, в жилищной сфере.

Правоохранительная функция реализуется в деятельности госу- дарства по обеспечению выполнения требований законодатель- ства всеми гражданами, организациями, государственными орга- нами и их должностными лицами. Сюда входят прежде всего зако- нотворчество, правоприменительная деятельность, борьба с пра- вонарушениями и др.

Экологическая функция реализуется государством путем охраны и рационального использования природных ресурсов в целях улуч- шения условий жизни людей. В содержание этой деятельности вхо- дят законотворчество, разработка нормативов природопользова- ния, государственный экологический контроль, применение юридической ответственности за нарушение законодательства области охраны природной среды.

К внешним функциям государства относятся: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; обороне страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международ- ным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; сотрудничеств решении глобальных проблем современности и др.

Функции государства классифицируются также и по другим основаниям. В этом случае они подразделяются на регулятивные и охранительные, которые реализуются в правовых и организации- онных формах.

В правовые формы включаются законотворческая деятельность государства, государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права, правоприменительная дея- тельность по осуществлению контроля и реализации юридичес- кой ответственности (прокуратура, милиция, суд). К организации- онным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение.

 

Лекция № 3

           Форма государства

Форма государства — это сложное понятие, включающее следующие элементы: форму правления, государственное устройство и тип политического режима. В мире более двухсот государств. Форма каждого из них складывалась исторически под влиянием политических, экономических, природных, климатических факторов, религиозных воззрений, национальных особенностей, и др. В настоящее время конституция каждой страны (включая Россию) регламентирует структуру, способы формирования и правовой статус высших органов государственной власти (парламент, правительство, суд), а также порядок взаимоотношений между ними.

Форма правления

Форма правления выражает основные принципы организации верховной власти в стране, порядок образования ее органов компетенцию и взаимоотношения с населением, а также стег участия народа в формировании этих органов. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия характеризуется следующими признаками:

• глава государства — монарх (король, царь, император,
эмир);

• власть монарха передается по наследству или династически;

• монарх исполняет свою власть пожизненно.

Монархии бывают абсолютные и ограниченные. При абсолют- ной монархии верховную государственную власть единолично осу- ществляет глава государства — монарх. Ранее — это самодержав- ная Россия, Англия, Франция. Сейчас — это Бутан, Бруней, Ка- тар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Наличие в этих странах парламентов не меняет сути власти: власть — от монарха парламент лишь консультативный орган.

Ограниченная монархия — это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Основные ее признаки:

• наряду с монархом функционируют иные высшие органы го-
сударственной власти (парламент, правительство);

• правительство формирует партия, занявшая большинство мест
в парламенте;

• лидер партии становится главой правительства;

• правительство ответственно перед парламентом, и ему может
быть вынесен вотум недоверия (отставка);

• действует принцип разделения властей;

• властные функции монарха ограничены и в основном нос5
церемониальный характер (представление государства за рубежом
принятие отставки правительства, вручение наград и др.).

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика — это такая форма правления, при которой органы государственной власти - глава государства (президент) и парламент - избираются народом на определенный срок. В случае неисполнения функций должностные лица этих органов несут политическую ответственность перед избирателями: это досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, отставка правительства, от­решение от должности президента.

Республики подразделяются на президентские и парламентские.

Основные черты президентской республики. Глава государства — президент — избирается не парламентом, а населением или кол­легией выборщиков. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права роспуска парламента. Формальная отличительная особенность — отсутствует пост премьер-министра.

Президентская республика позволяет сосредоточить в руках президента широкие полномочия, что способствует стабилизации государственной власти. Данная форма правления является пред­почтительной в период проведения реформ, а также в крупных или многонациональных государствах (США, Аргентина, Брази­лия).

Основные черты парламентской республики. Глава государства — президент — избирается парламентом; правительство формирует­ся парламентом и ему подотчетно. Парламент может выразить пра­вительству недоверие, за которым следует его отставка. Президент после совещания с главой правительства, председателями палат парламента имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия). Формальная отличительная особенность та­кой республики — наличие поста премьер-министра. Парламент­ская республика менее распространена по сравнению с президент­ской. Она существует в экономически развитых странах (Герма­ния, Италия, Греция и др.).

Состав правительства и его политика реально отражают соот­ношение сил в парламенте. Это может быть как достоинством, так и недостатком власти. При отсутствии прочного большинства од­ной партии в парламенте, а также в случае ее раскола или кризи­са правительство утрачивает стабильность. А слабость правитель­ства создает нестабильность политической обстановки в стране.

Существуют и смешанные республики, где сочетаются черты пар­ламентской и президентской форм правления. При этом главой исполнительной власти является премьер-министр с широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и пре­зидент, и парламент. Поэтому правительство ответственно и пе­ред парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия, и перед президентом, который может отправить пра­вительство в отставку. Смешанные формы правления существуют во Франции и Финляндии.

Российская Федерацияреспублика, где главой государства является Президент, а парламентом — Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). По форме правления Россия сочетает черты президентской и парламентской респуб­лик. Так, Государственная Дума, во-первых, дает согласие Пре­зиденту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ. В-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. Кроме того, Совет Федерации может принять ре­шение об отрешении Президента РФ от должности в случае госу­дарственной измены или совершения иного тяжкого преступле­ния.

Есть специфическое полномочие и у Президента РФ: он мо­жет распустить Государственную Думу и назначить ее новые вы­боры.

 

 

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается адми­нистративно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его частями, а также между централь­ными и местными органами. Все государства по этому признаку подразделяются на три вида: унитарное, федеративное, конфеде­ративное.

Унитарное государство — это единое государство. В нем дей­ствуют один высший орган представительной власти, одно пра­вительство, единая система законодательства. Само государство делится только на административно-территориальные единицы (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Фран­ция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.).

Федерация. В ее состав входят на правах членов другие государ­ства - субъекты федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью.

Субъекты федерации имеют свое собственное административ­но-территориальное деление. Сама федерация в целом имеет два уровня высших органов власти — общефедеральные и субъектов федерации (земли, штата, республики) и два уровня законода­тельства. Федерациями являются США, Германия, Индия, Рос­сия, Швейцария и др.

Основной проблемой любой федерации является разграниче­ние предметов ведения и полномочий между центром и субъекта­ми федерации. Отношения между ними определяются конститу­цией или федеративными договорами. В зависимости от этого е федерации реализуется либо конституционный, либо договорный принцип государственного устройства.

Конфедерация — это союз государств, образованный на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных, экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. В настоящее время такими объединениями государств являются Ево- пейский союз, СНГ.

Проводится работа по созданию Союзного государства — Союза Беларуси и России, но для реального союза пока еще не создано необходимых условий.

Особенностью конфедерации является то, что ее члены сохра- няют свой суверенитет и независимость.

Государственный (политический) режим

Государственный режим — это совокупность средств и спосо- бов осуществления государственной власти, выражающих ее а держание и особенности. Различают два вида государственных (политических) режимов: демократический и антидемократичес- кий. Признаки демократического государственного режима: га- рантированность прав и свобод граждан; наличие системы раз- деления властей; существование свободной прессы; множество партий и других политических объединений; равенство всех перед законом. Антидемократический (тоталитарный, фашистский, расистский) режим: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с госу- дарственным аппаратом; ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

 

ТЕОРИЯ ПРАВА

Лекция № 4

Понятие, признаки и функции права

Право в реальной жизни выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно устанавли- ваются государством, и за их нарушение применяются различные меры государственного воздействия.

Хотя приведенная формула широко употребляется в специаль­ной литературе, она не обеспечивает глубинного понимания сущ­ности права как социального явления. Понятие права шире «сово­купности норм». Власть может установить такие «правила жизни», которые превратят жизнь граждан в каторгу.

В обыденной жизни право иногда уравнивают с законами госу­дарства. Это не так. Законы могут быть «неправовыми». Право возникает только тогда, когда государством признается свободная личность, ее права и свободы, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Поэтому в законодатель­ных актах должны содержаться не просто «правила поведения». Государство, принимая законы, должно официально признать и закрепить естественные, неотчуждаемые права и свободы челове­ка. Именно в них проявляется общесоциальная природа права и его сущность.

Государство как политическая организация (сила) общества призвано охранять эти права и свободы и само должно действо­вать в рамках права.

Права и основные свободы с рождения принадлежат каждому человеку, они неотъемлемы и гарантируются законами. Их за­щита и содействие им — первейшая обязанность государства. Их уважение — существенная гарантия против чрезмерной власти государства. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира. И только с учетом названных принципов можно говорить о понятии права как о системе об­ щеобязательных норм (правил поведения), установленных госу­дарством и обеспечивающих их соблюдение государственным при­нуждением.

В Основном законе РФ — Конституции Российской Федера­ции — закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Дос­тоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Каждый имеет право на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Нарушение этих прин­ципов может повлечь за собой как применение предусмотренные гражданским законодательством способов защиты граждански?» прав, включая компенсацию морального вреда, так и уголовную, административную и иную ответственность.

В праве неизбежно сочетаются групповые интересы с общесо­циальными, национальные, классовые и иные — с общечелове­ческими, и это естественно, ибо право порождается и развивает­ся не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего чело­вечества. В качестве аргумента можно назвать Всеобщую деклара­цию прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 годе Генеральной Ассамблеей ООН, а также другие правовые доку­менты международного сообщества.

Государство и право взаимозависимы, но в то же время они относительно самостоятельны. Во-первых, без принятия законов и других нормативных актов, то есть без права, государство не могло бы воздействовать на поведение граждан, деятельность пред­приятий и организаций, регулировать общественные отношения. Во-вторых, государство необходимо для реализации правовых норм, то есть оно выступает гарантом их осуществления. В этих целях создается государственный аппарат, способный принуждать к соблюдению норм права. В-третьих, право активно воздействую на государство путем установления общеобязательных для всех ор­ганов, должностных лиц и организаций правил поведения. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию ивзаимоотношения его органов, регулирует государственную службу и т.п. Образно говоря, с помощью права государство само себя организует.

Праву присущи следующие функции:

1. Регулятивная. Право регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц,
организаций), право вносит определенный порядок в общество и
государство, создает юридические предпосылки для их активности и эффективности.

2. Воспитательная. Она проявляется в том, что закон опирается
не только на государственное принуждение, но и на убеждение
Воспитательная роль права проявляется в том, что оно призвано
развивать в людях стремление к справедливости, правде, добру,
гуманности.

3. Охранительная. Она проявляется в защите прав и интересов
граждан от любых посягательств.

      Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать следующее определение:

Право – это система общеобязательных формально закрепленных юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в т.ч. и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

                                                                                      

 


Признаки права

Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают специфику права и выделяют его среди дру­гих регулятивных образований, например, правил этикета, нрав­ственных установок, технических норм, стандартов.

Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеж­дений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения.

Право — не просто какие-то идеи, пожелания, а воля, выраженная в нормах законов и иных признаваемых государ­ством источниках.

Основным свойством права является нормативность, т.е. право.

Когда мы говорим о роли права, его функциях, важно не забывать, что государство и право взаимозависимы. Но в то же время они относительно самостоятельны. По отношению к госу­дарству и обществу право выступает как регулятор обществен­ных отношений. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй, устанавливает конкретные права и обязанности сторон (граждан, государствен­ных органов и общественных организаций), воспитывает граждан в законопослушности.

Основные признаки права:

٭волевой характер — право выражает государственную волю, а через нее - классовые, религиозные, общече­ловеческие и иные интересы;

٭общеобязательность — нормы права обязательны к ис­полнению теми, кому они адресованы;

٭формальная определенность — нормы права конкрет­ны, однозначны, четко сформулированы и закреплены в письменном виде;

٭связь с государством — правовые нормы принимаются только государством в лице специально уполномочен­ных им на то органов с соблюдением специальной про­цедуры;

٭охрана мерами государственного воздействия — в слу­чае несоблюдения норм права возможно применение мер принудительного характера.

Принципы права

v справедливость — правовые нормы должны быть близ­ки к нормам морали и нравственности, укреплять спра­ведливость в обществе;

v равенство всех перед законом и судом — все члены об­щества независимо от материального состояния, соци­ального положения, пола, расы, вероисповедания и т.д. признаются равными в правах и обязанностях;

v единство прав и обязанностей — наряду с правами и свободами человека на последнего возлагаются и обя­занности, которые для него обязательны. Невозможно существование права без обязанности и наоборот;

v гуманизм — нормы права основываются на идее уваже­ния к личности, ее правам и свободам;

v демократизм — принадлежность власти народу, т.е. нор­мотворчество есть прерогатива прежде всего народа, ко­торую он осуществляет через представительные органы;

v сочетание убеждения и принуждения – нормы права обязательны к исполнению, которое достигается прежде всего мерами убеждения, однако, если этого не происходит, применяются меры принуждения.

 

Лекция № 5

 

Принципы законности:

1) единство законности;

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность  Конституции и законам всех иных нормативных и иных индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону,  есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность   служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление является показателем состояния законности и демократии  в обществе);

4)связь законности с культурой (от культурного уровня    общества и должностных лиц зависит состояние закон­ности, и наоборот, соблюдение законодательства явля­ется одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5)связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопус­тим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступ­ления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным зако­ном порядке и установлена вступившим в законную си­лу приговором суда».

Гарантии законности — это средства и условия, обеспе­чивающие соблюдение законов и подзаконных актов, бес­препятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Источники бюджетного права

Исходные начала бюджетного права определяются Конституцией РФ, а также конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов.

10 октября 1991 г. был принят Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», окончательно утвердивший бюджетную самостоятельность Российской Федерации. Как источник бюджетного права этот Закон занимает особое место и закрепляет общие правовые основы. В ном даются понятия бюджетного устройства, бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетного регулирования и т.д. Законодательное закрепление данных категорий придает им юридическое содержание, исключающее их вольное толкование.

Наиболее важным и емким законодательным актом в области бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, принятый Государственной Думой Федерального Собрания 17 июля 1998 г. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Бюджетный кодекс РФ законодательно закрепил компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Налоги и сборы

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физи­ ческих лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера тивного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации действуют следующие виды на­логов и сборов:

  1) федеральные налоги и сборы:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог на прибыль организаций;

г) налог на доходы физических лиц;

д) единый социальный налог;

е) государственная пошлина;

ж) таможенная пошлина;

з) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

и) налог на добычу полезных ископаемых;

к) платежи за пользование природными ресурсами;

л) налог на операции с ценными бумагами;

м) плата за пользование водными объектами;

н) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их ос­нове слов и словосочетаний;

о) сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и ал­когольной продукции;

п) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ре­сурсов;

2) налоги и сборы субъектов РФ:

а) налог на имущество организаций;

б) лесной доход;

в) транспортный налог;

г) налог на игорный бизнес;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обя­зан платить законно установленные налоги и сборы. Нало­гоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмот­рению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государ­ства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые за­коном интересы других лиц, а также государства. Взыска­ние налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержание социального равновесия путем изменения
соотношения между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства между ними
(социальная функция);

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

 

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому  налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать  налоги и (или) сборы.

                 Налоговые правонарушения

Налоговое правонарушение — противоправное и ви­ новное деяние в виде умышленного либо неумышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоот­ ношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое зако­ нодательством установлена определенная ответственность финансового,, административного либо уголовного харак­ тера.

Признаки налогового правонарушения:

1) противоправность действия или бездействия, т.е. несо­блюдение правовой нормы. Действия, хотя и причи­няющие определенный ущерб защищаемым обществен­ным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями;

2) виновность лица, нарушившего закон.

3) причинная связь противоправного действия и вредных
последствий. Вредные последствия    — это результат
именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности;

4) наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за
совершение правонарушения. Если за совершение конкретных противоправных деяний лица взыскания не
предусмотрено, то привлечение его к правовой ответст­венности исключено.

Состав налогового правонарушения:

1) объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны,
включающий в себя общественные отношения или интересы;

2) субъект правонарушения — это дееспособное лицо, со­
вершившее данное правонарушение;

3) объективная сторона правонарушения. Здесь имеется в
виду само противоправное деяние, т.е. способ, место,
время и т.д., его отрицательные последствия и причин­ная связь между деянием и результатом;

4) субъективная сторона правонарушения характеризуется
элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

 

Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от харак­ тера совершенного деяния правонарушения делят на:

1) административные;

2) финансовые;

3) уголовные.

Исходя из направленности подобных деяний (объекта

правонарушения) их можно разделить на:

  1)  правонарушения против системы налогов;

 2) правонарушения против прав и свобод налогоплатель­щиков;

 3) правонарушения против исполнения доходной часта бюджетов;

 4) правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

 5) правонарушения против контрольных функций нало­говых органов;

 6) правонарушения против порядка ведения бухгалтер­ского учета, составления и представления бухгалтер­ской и иной отчетности;

7) правонарушения против обязанностей по уплате нало­гов.

Ответственность за налоговые правонарушения преду­ смотрена следующими нормативными правовыми актами:

1) Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»;

2) Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением»;

3) Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в
бюджет налогов и иных обязательных платежей»;

4) Кодексом об административных правонарушениях
(КоАП);

5) Уголовным кодексом РФ.

                                 Лекция № 22 -24

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА

Трудовое право является одной из



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.137 с.)