Структура, основные нормы и положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, основные нормы и положения



Закона о федеральном бюджете

Положения Закона о федеральном бюджете базируются на Бюджетном послании Президента РФ, в котором Президент характеризует положение в стране и основные направления политики государства; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ).

Кроме того, проектирование Закона о федеральном бюджете основывается на перспективном финансовом плане – документе, формируемом одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и содержащем данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета; балансе финансовых ресурсов; долгосрочных целевых программ; соотношения закона о бюджете и других законов, решений; документов и материалов, составляемых одновременно с проектом закона о бюджете; исходных макроэкономических показателях.

В рамках подготовки Закона о федеральном бюджете используются данные, представленные различными министерствами и ведомствами. Так, например, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ в Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются следующие показатели:

· Динамика и структура используемого валового внутреннего продукта;

· Прогноз инфляции, в т.ч. прогноз роста цен на все товары (кроме плодоовощной продукции) и прогноз роста цен и тарифов на платные услуги;

· Объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) с выделением объемов производства подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих обложению акцизами, а также объемов добычи углеводородного сырья, облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых;

· Амортизационные отчисления;

· Среднегодовая стоимость имущества организаций, подлежащего амортизации;

· Оборот розничной торговли;

· Платные услуги населению;

· Численность занятых в экономике;

· Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета;

· Фонд заработной платы;

· Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;

· Прибыль (доходы);

· Экспорт и импорт товаров;

· Данные о предельных объемах государственных капитальных вложений;

· Другие показатели по согласованному с Министерством

· финансов РФ перечню.

       Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ включают данные о соотношении между величиной прожиточного минимума трудоспособного населения и минимальным размером оплаты труда, а также о размерах стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

       Министерство финансов РФ для включения в Закон о федеральном бюджете представляет данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

       На основании сведений органов исполнительной власти субъектов РФ в Законе о федеральном бюджете отражается концепция формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год.

       На основании детальной проработки сведений, представленных государственными заказчиками федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов в Закон о федеральном бюджете включаются перечни мероприятий, предлагаемых к реализации в очередном финансовом году, в рамках федеральных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета.

Отдельными показателями включаются объемы средств, выделяемых на финансирование закупок и поставок продукции для федеральных государственных нужд.

Кроме того, Закон закрепляет основные источники доходов федерального бюджета за федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

 

Исполнение Закона о федеральном бюджете

Непосредственная работа по исполнению Закона о федеральном бюджете проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а так же Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по сводной бюджетной росписи – основному оперативному плану распределения доходов – расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ. В соответствии с бюджетной росписью потребители бюджетных средств – отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на структуру Минфина РФ – Федеральное казначейство.

 

 

Лекция № 20 - 21

Налоговая система Российской Федерации

В налоговую систему включаются следующие элементы:

1) субъект налогообложения (плательщик);

2) объект налогообложения — прибыль (доход), оборот
или имущество налогоплательщика, которые служат
основой для исчисления налога;

3) налоговые льготы — полное или частичное освобожде­ние от налога;

4) правила исчисления и порядок уплаты налога, штрафы
и другие санкции за неуплату налога;

5) ставка налога — величина налога на единицу объекта
налогообложения.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах осно­вывается на признании всеобщности и равенства налогооб­ложения. При установлении налогов учитывается фактиче­ская способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основа­ние и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нару­шающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничи­вающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности.

Принципиальные основы налогообложения и сборов в Российской Федерации:

1) принцип реализации совместного ведения Федерации и   ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации;

3) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии соб­ственного налогового законодательства;

4)принцип конституционности актов налогового законо­дательства – Конституция регламентирует, что акты (в т.ч. и налоговые) или их отдельные положения, при­знанные неконституционными, утрачивают силу;

5)принцип регулятивности (гибкости) налоговых плате­жей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики;

6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов
разного уровня;

7) принцип самостоятельности местного самоуправления
в сборе местных налогов и распоряжении своими бюд­жетными средствами;

8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;

9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за
нарушение налогового законодательства;

10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и
иного ущерба, обязательность возврата из бюджета не­
правильно взысканных налогов;

11) принцип предотвращения двойного налогообложения
и неотягощения налогового бремени;

12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;

13) принцип социальной ориентированности налоговой
политики;

14) принцип обеспечения законности и правопорядка в на­
логовых отношениях, защита интересов участников на­
логовых отношений в суде.

 

 

Налоги и сборы

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физи­ ческих лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера тивного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации действуют следующие виды на­логов и сборов:

  1) федеральные налоги и сборы:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог на прибыль организаций;

г) налог на доходы физических лиц;

д) единый социальный налог;

е) государственная пошлина;

ж) таможенная пошлина;

з) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

и) налог на добычу полезных ископаемых;

к) платежи за пользование природными ресурсами;

л) налог на операции с ценными бумагами;

м) плата за пользование водными объектами;

н) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их ос­нове слов и словосочетаний;

о) сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и ал­когольной продукции;

п) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ре­сурсов;

2) налоги и сборы субъектов РФ:

а) налог на имущество организаций;

б) лесной доход;

в) транспортный налог;

г) налог на игорный бизнес;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обя­зан платить законно установленные налоги и сборы. Нало­гоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмот­рению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государ­ства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые за­коном интересы других лиц, а также государства. Взыска­ние налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержание социального равновесия путем изменения
соотношения между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства между ними
(социальная функция);

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

 

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому  налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать  налоги и (или) сборы.

                 Налоговые правонарушения

Налоговое правонарушение — противоправное и ви­ новное деяние в виде умышленного либо неумышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоот­ ношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое зако­ нодательством установлена определенная ответственность финансового,, административного либо уголовного харак­ тера.

Признаки налогового правонарушения:

1) противоправность действия или бездействия, т.е. несо­блюдение правовой нормы. Действия, хотя и причи­няющие определенный ущерб защищаемым обществен­ным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями;

2) виновность лица, нарушившего закон.

3) причинная связь противоправного действия и вредных
последствий. Вредные последствия    — это результат
именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности;

4) наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за
совершение правонарушения. Если за совершение конкретных противоправных деяний лица взыскания не
предусмотрено, то привлечение его к правовой ответст­венности исключено.

Состав налогового правонарушения:

1) объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны,
включающий в себя общественные отношения или интересы;

2) субъект правонарушения — это дееспособное лицо, со­
вершившее данное правонарушение;

3) объективная сторона правонарушения. Здесь имеется в
виду само противоправное деяние, т.е. способ, место,
время и т.д., его отрицательные последствия и причин­ная связь между деянием и результатом;

4) субъективная сторона правонарушения характеризуется
элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

 

Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от харак­ тера совершенного деяния правонарушения делят на:

1) административные;

2) финансовые;

3) уголовные.

Исходя из направленности подобных деяний (объекта

правонарушения) их можно разделить на:

  1)  правонарушения против системы налогов;

 2) правонарушения против прав и свобод налогоплатель­щиков;

 3) правонарушения против исполнения доходной часта бюджетов;

 4) правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

 5) правонарушения против контрольных функций нало­говых органов;

 6) правонарушения против порядка ведения бухгалтер­ского учета, составления и представления бухгалтер­ской и иной отчетности;

7) правонарушения против обязанностей по уплате нало­гов.

Ответственность за налоговые правонарушения преду­ смотрена следующими нормативными правовыми актами:

1) Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»;

2) Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением»;

3) Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в
бюджет налогов и иных обязательных платежей»;

4) Кодексом об административных правонарушениях
(КоАП);

5) Уголовным кодексом РФ.

                                 Лекция № 22 -24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.042 с.)