Глава 13. Объяснение состояния потока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Объяснение состояния потока.



Флоатеры часто удивляются, когда люди спрашивают их: «Разве флоатинг – это не скучно? Не скучно ли флоатировать в темной коробке, когда вокруг тебя ничего не происходит?». На самом деле флоатинг далёк от того, чтобы быть скучным. Для всех, кто входит во флоат-камеру – это большое веселье. Вы спросите: почему? Этот вопрос приводит к другому, более глубокому вопросу: а что для нас веселье? Почему мы скучаем, отчего получаем удовольствие?

Это важные вопросы. Удовольствие, которое флоатеры ценят во флоатинге больше всего, вращается вокруг веселья, происходящего в камере, того самого на которое многие люди смотрят с некоторым волнением или, по крайней мере, с чувством некоторого недоверия.

Михай Чиксентмихайи, профессор кафедры бихевиоризма в Чикагском университете задался схожим вопросом – что во флоатинге создает удовольствие? Как поведение, которое не связано с внешним вознаграждением, не является компенсацией за прошлые желания, не служит подготовкой к будущим потребностям, обеспечивает опыт «вознаграждения» нас в настоящем времени.

Чтобы изучить это самоцельное поведение (от self – самостоятельный, telos - цель), Чиксентмихайи обратился к аналогам в повседневной  жизни. Он проинтервьюировал и изучил шахматистов, композиторов, танцоров, баскетболистов, скалолазов, хирургов и других людей, которые создавали что-то, чем они очень наслаждались. Вот его первое заключение, которое он пояснил в своей книге «Вне скуки и беспокойства»: «Общие признаки процесса отличающего и объединяющего все эти самоцельные действия, – это открытие, исследование, поиск решения проблемы – другими словами, вызов и новизна. С прагматической точки зрения часто результат самоцельной активности сомнителен, но людей это не останавливает».

Все опрашиваемые описывали деятельность, приносящую море удовольствия одним и тем же самым словом - «поток» (flow), поэтому Чиксентмихайи этим словом определил термин самоцельного опыта.

Давайте обратимся к этому особенному динамическому состоянию – целостному восприятию, которое чувствуют люди, когда они полностью вовлечены в любимое занятие – в «поток» (flow). В состоянии потока одно


 

действие следует за другим согласно внутренней логике, которая не нуждается ни в каком сознательном вмешательстве человека. Человек воспринимает все действия как единый поток, перетекающий из одного действия в другое, в котором он управляет своими действиями и в котором есть небольшое различие между ним самим и окружающей средой, между стимулами и реакцией, между прошлым, настоящим и будущим. Человек полностью находится в потоке того, чем он чрезвычайно  сильно интересуется или занимается.

По мере того как исследование Чиксентмихайи прогрессировало, он заметил, что состояния «потока» часто связаны с играми или спортом, также они неотъемлемо присущи другим состояниям, таким как творчество, любовь и то, что обычно называется религиозным или мистическим вершинным опытом: «Когда человек находится в состоянии потока, он ощущает удивительно приятное внутреннее состояние, которое настолько хорошо, что некоторые люди иногда готовы оставить спокойную жизнь ради возможности испытывать его». Этим поразительным наблюдением Чиксентмихайи объединяет игры, спорт, творческий потенциал, любовь и религию как вещи, которые доставляют удовольствие посредством состояния потока.

Далее Чиксентмихайи обнаружил признаки состояния потока во всех случаях опыта флоатинга, которые он изучал: первым является «слияние действия и понимания». «Для потока, который будет продолжаться, - говорит профессор, – человек не может реагировать только пониманием. Когда понимание становиться отделенным от действия, человек начинает воспринимать внешнюю активность и состояние потока прерывается. Эти прерывания происходят, когда в уме вспыхивают вопросы: Я все делаю правильно? Что я здесь делаю? Когда же человек находится в состоянии потока, эти вопросы не приходят на ум.

Люди, которые испытали поток, хотели бы управлять им, чтобы быть в состоянии воспроизвести его, когда они захотят этого. К сожалению, это состояние труднодостижимое. Именно поэтому, когда люди находят какую- то деятельность, которая позволяет им часто входить в состояние потока, они становятся «наркоманами» этого состояния. Они находят то, что работает для них, и они не хотят отказываться от этого. Согласно Чиксентмихайи, трудность состоит в том, что деятельность должна быть идеально подобрана по отношению к способностям исполнителя. Он иллюстрирует это, описывая все виды активности как лежащие в одном спектре: с одной  стороны


 

деятельность не представляет собой проблем или трудностей вообще, а с другой стороны она создаёт нам такие необычные проблемы, что часто не совпадает с возможностями исполнителя. В одной стороне спектра находится скука, в другой - беспокойство.

Эта необходимость сочетания сложности проблемы и способности человека встретить эту проблему показывает, почему наиболее распространённые эксперименты с потоком встречаются в играх или ритуалах, в искусстве и в спорте, танце или в деятельности с чёткими правилами, где можно управлять своими действиями. Здесь участники могут управлять уровнем сложности или приспособить уровень проблемы под их навыки, в отличие от реальной жизни, где правила и уровень сложности находятся вне нашего контроля. Группа восьмилетних детей может испытать огромное удовольствие от игры в бейсбол на углу улицы, удовольствие значительно большее, чем у высококвалифицированных суперзвёзд высшей лиги. Гольфист может сам корректировать нужное ему преимущество, марафонец, который опережает своих соперников, или просто улучшает свой личный рекорд. Все они получают ни с чем не сопоставимое удовольствие.

Желание испытать удовольствие потока приводит нас во флоат-камеру. Выше было показано, насколько быстро флоатеры понимают, что такое опыт флоатинга. Неотъемлемые характеристики потока: чувство открытия, исследования, поиск проблемного решения, новизна, вызов, слияние действия и понимания, отсутствие чувства времени, возможность контролировать процесс – все это в высшей степени характерно для флоатинга. Поток появляется из идеального сопоставления трудности проблемы со способностью её решить, и прежде всего ощущения большого удовольствия, которое появляется из комбинации этих элементов. Даже само слово поток (flow) вызывает воспоминания об опыте флоатинга.

Ключевой фактор, который доктор Чиксентмихайи подчёркивает снова и снова, заключается в том, что в повседневной жизни случаи потока бывают мимолётными. Игровые или спортивные ситуации, специально разработанные, чтобы вызвать поток, часто недостаточны, в них поток может испытываться только в течение скоротечных моментов, которые появляются неожиданно и непредсказуемо между более длинными периодами обычных забот. Именно здесь мы видим уникальную ценность флоатинга: флоат- камера – это особенный и надёжный инструмент создания состояния потока. В целом, флоатеры испытывают поток каждый раз, когда они входят  во


 

флоат-камеру. Даже больше, - они постигают, что такая мимолётная и радостная вещь как поток, во флоат-камере не прерывается.

Одна из причин, почему флоат-камера производит этот уникальный эффект - это присутствие нужного впечатления и правильная окружающая среда. Скалолаз должен взойти на гору, шахматист должен достойно противостоять противнику, атлет ждёт идеального момента на соревновании, чтобы сделать решающий рывок. Для флоатера и нужное впечатление, и окружающая среда находятся тут же, в одно и то же время, во флоат-камере. Что касается сопоставления проблемы со способностью её решения, то нет никакой необходимости искать виртуозного противника или партнёра по команде. Флоатер может приспособить эту неотъемлемую трудность или проблему к впечатлению и окружающей среде, которая так отлично соответствует его или её навыкам, и не важно, человек находится во флоат- камере первый раз или пятьдесят первый. Когда вы флоатируете, в камере происходит все то, что касается только вас. Таким образом, все происходящее во флоат-камере – это или то, что вы делаете или не делаете. Как говорит доктор Лилли: «Во флоат-камере никогда не произойдёт того, чего вы не позволите. Что запрещено, не может быть разрешено».

Другое объяснение уникального эффекта флоат-камеры состоит в том, что флоат-камера работает для того, чтобы устранить и скуку и беспокойство. Существует весомый физиологический и психологический признак того, что во флоат-камере разум флоатера остаётся чрезвычайно бдительным, и бдительность противодействует всей скуке, вовлекая нас глубоко в понимание самих себя. Когда бдительный разум поселяется в расслабленном теле, мы получаем сочетание, которое способствует состоянию потока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.242 (0.007 с.)