Список использованных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников



 

1. Годовой доклад UNWTO (ЮНВТО) по итогам 2014г. [Электронный ресурс] http://www2.unwto.org/annual-reports (дата обращения 22.08.2016).

2. Керченская паромная переправа ООО "Морская дирекция" [Электронный ресурс] http://www.mtdir.ru/ (дата обращения 22.08.2016).

3. Крым надеется принять в этом году 5 миллионов туристов [Электронный ресурс] http://www.ratanews.ru/news/news_15012016_7.stm (дата обращения 23.08.2016).

4. Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс] http://mtur.rk.gov.ru/ (дата обращения 24.08.2016).

5. Справочная информация [Электронный ресурс] http://mtur.rk.gov.ru/file/March_webinar_publish.pdf (Дата обращения: 24.08.2016).

6. Новости Крыма. [Электронный ресурс] http://news.allcrimea.net/news/2016/7/6/minkurortov-kryma-sezon2016-v-tsifrah-61498 (Дата обращения: 09.09.2016).

 

Ключевые слова: туризм, гостиницы, республика Крым, кластер, индустрия гостеприимства.

 

УДК 338.48

Заорский Г. В., д.экон. наук, профессор,

директор Института экономики и управления,

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь

Намханова М. В., д.экон. наук, доцент

профессор кафедры менеджмента,

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ
ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Заорский Г.В., Намханова М.В., Инновационные направления развития сферы услуг в туризме Южного федерального округа. [84] В статье рассмотрены условия инновационного развития сферы туризма в Южном федеральном округе, имеющем значительные предпосылки для динамичного развития отрасли. В качестве нововведения авторы предлагают создание «Южного туристического кластера». Процессы постепенного созревания кластерных инициатив могут быть ускорены путем принятия централизованныхрешений органами государственной власти. Дальнейшее развитие сферы туризма во многом зависит от эффективного менеджмента, использующего инновации в части современных информационных технологий. Авторы предлагают обратить внимание субъектов отрасли на преимущества, получаемые за счет использования облачных технологий.

Zaorsky G.V., Namhanova M.V. Innovative trends in tourism services Southern federal district. The article describes the conditions of innovative development of tourism in the Southern Federal District, which has a significant prerequisite for the dynamic development of the industry. As an innovation the authors propose the creation of «South of the tourism cluster». The process of gradual maturation of cluster initiatives can be accelerated by the adoption of centralized decisions by public authorities. Further development of the tourism industry is largely dependent on effective management, using innovations in terms of modern information technologies. The authors propose to draw the industry's attention on the subjects of the advantages obtained through the use of cloud technologies.

 

Постановка проблемы. Туризм в настоящее время становится одним из важнейших направлений развития экономик большинства стран мира. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) общий вклад туризма и путешествий в формирование мирового ВВП в 2015 г. составил 9,8 %; предприятия данного сектора мировой экономики обеспечивают работой свыше 284 миллиона человек, что составляет 1/11 всех рабочих мест на планете [1].

В России туризм также является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны и регионов. В соответствии с Федеральным Законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ в стране создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), в настоящее время функционируют четыре [2].

Активно развивается кластерная форма организации бизнеса, получившая широкое распространение в туризме в связи с высокими значениями показателя связанности отрасли с другими – как обеспечивающими, так и создающими совместный турпродукт. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833 создан туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» [3]. 

Помимо данных территорий, охватывающих значительные площади, предусматривающих значительное финансирование из федерального бюджета в течение долгосрочного периода, оказывается государственная поддержка и другим проектам – меньшего масштаба, но имеющих не меньшее значение для формирования потенциала регионов. Реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 02.08.2011 г. позволяет обеспечить развитие 95 туристских кластеров различного типа, расположенных на территории 51 субъекта РФ[4].

Предполагается, что развитие сферы туризма и рекреации в субъектах Российской Федерации изменит структуру региональной экономики, даст значительный импульс развитию смежных отраслей. Минимальный мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики и социальной сфере принимается равным 20 процентам величины эффекта в туристской сфере [4].

Государственная политика поддержки отрасли «Туризм», проводимая в течение последних лет, оказала существенную поддержку развитию отрасли. Помимо бюджетных ассигнований, положительное влияние на увеличение потоков внутреннего туризма оказали факторы как внешнего порядка, связанные с нестабильной политической ситуацией в странах, традиционно являющихся местами отдыха россиян (Египет, Турция и др.), так и внутренние детерминанты: патриотические настроения в связи с восстановлением Крыма в составе России, введением санкционного режима со стороны западных стран. Немаловажную роль в реализации политики «Отдыхаем дома» обусловило снижение реальных денежных доходов населения в связи с продолжающимся экономическим кризисом.

Вместе с тем, задача обеспечения эффективностигосударственных вложений в реализацию многочисленных программ, в том числе в сфере туризма, продолжает оставаться актуальной.Так, из семи созданных в 2007 году ОЭЗТРТ, к настоящему времени функционируют только четыре, в том числе по одной из них (ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань») определяется механизм реорганизации (ликвидации) и передачи земельных участков и инфраструктуры субъекту Российской Федерации. Многие регионы страны, обладающие значительным туристско-рекреационным потенциалом, используют его недостаточно, например, возникла проблема освоения средств, выделенных на развитие кластеров в Крыму [5].

По нашему мнению, основным направлением, позволяющим достигнуть поставленных стратегических целей – динамичного развития отрасли, обеспечивающего экономику страны, регионов значительным приростом ВВП, ВРП, ростом показателей связанных отраслей, соответственно улучшением социально-экономической, политической ситуации, является, на наш взгляд, внедрение инноваций, новых форм и подходов к решению проблем. С учетом изложенного, тема предлагаемой статьи является актуальной.

Степень разработки проблемы. Значимость туризма как одного из важнейших секторов сферы услуг вызывает интерес зарубежных и российских исследователей. Особое внимание уделяется поиску направлений развития рынка туристских услуг, изучению механизмов повышения конкурентоспособности субъектов туристической индустрии, повышения доходности этой отрасли национальной экономики. Наибольший интерес, в этой связи, представляют работы отечественных исследователей: Александровой А.Ю., Бабкина А.В.,Бархатовой Т.В.Барчуковой Н.С., Ветрова И.Н., Захарова А.Н., Игнатьева А.В., Изотова М.А., Квартальнова В.А., Лапшина В.Ю., Малаховой Н.Н., Романовой М.М., Новикова В.С., Пивоварова А.Н., Санжина Б.Б. и др.

Однако в данных исследованиях, при всей важности полученных результатов, на наш взгляд, не уделено достаточного внимания определению новых для современных условий России форм и методов организации предпринимательской деятельности в туристической индустрии, разработке инновационных подходов к деятельности туристических фирм, функционирующих в регионах, имеющих разный уровень туристско-рекреационного потенциала.

Цель данной статьи – рассмотреть возможные направления инновационного развития сферы туризма как важнейшего сектора экономики Южного федерального округа.

В соответствии с поставленной целью авторами поставлены задачи:

- сформулировать понятие инновационной деятельности в туризме;

- определить основные направления инновационного развития туристической сферы исследуемого региона.

Объектом исследования выступают организационно-экономические отношения субъектов рынка туристских услуг в процессе формирования новых подходов кразвитию туриндустрии страны и регионов.

Предметом исследования являются направления инновационной деятельности в сфере туризма Южного федерального округа, заключающиеся в становлении институциональной инфраструктуры кластерных образований и использовании современных информационных технологий.

По мнению М.М. Романовой «Инновации в туризме – это системные мероприятия, которые имеют качественную новизну, приводящие к позитивным сдвигам в отрасли» [6].

И.Н. Ветров, В.Ю. Лапшин считают, что инновационный процесс в туристской отрасли необходимо рассматривать как комплексные мероприятия, несущие в себе качественную новизну, приводящие к положительным сдвигам, которые в свою очередь обеспечивают постоянное функционирование и развитие туристской индустрии [7, С. 216].

А.Ю. Александрова, рассматривая актуальные тенденции развития в сфере туризма в глобальных городах мира, отмечает роль инноваций не только технологического характера, например, на транспорте – появление новых авиалайнеров, высокоскоростных железнодорожных линий, но и в системе управления. В системе перевозок –это переход на новые экономические модели управления доходами (yieldmanagement), новые правила регулирования рынка транспортных перевозоки др. В сфере гостиничной индустрии – апробация новых стратегий развития: горизонтальная и вертикальная интеграция, франчайзинг, слияние компаний, стратегические альянсы, заключение контракта на управление и др. Кроме того, ведущие туристические дестинации изменяют содержание туристического продукта, осуществляя его диверсификацию. Так, Нью-Йорк, отходя от чрезмерной специализации на деловом туризме, развивает его нишевые формы: патриотический, ностальгический, гастрономический туризм, шопинг и др. Эти процессы изменяют динамику и ускоряют темпы развития ведущих туристических дестинаций [8, С. 6 – 9].

Таким образом, инновации в туризме представляют, по нашему мнению, поиск и внедрение в практику туристических фирм новых, прогрессивных форм и методов управления деятельностью по перевозке, размещению туристов, предоставлению им диверсифицированного туристического продукта, соответствующего современным стандартам обслуживания, формированию институциональных условий, приводящим в конечном счете к конкурентоспособности субъектов отрасли, становлению туристических дестинаций страны в центры отечественного и мирового туризма.

Авторы в своих исследованиях рассматривали вопросы инновационного развития экономики, в том числе сферы туризма, например, Заорский Г.В., Динец Д.А. «Регулирование потенциала инновационной активности как инструмент выхода из рецессии» (2013 г.) [9], Намханова М.В., Санжин Б.Б. «Развитие информационной инфраструктуры управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа» (2014 г.) [10].

Считаем, что динамичное развитие туризма в Южном федеральном округе связано необходимостью создания современной институциональной инфраструктуры отрасли и активного внедрения инновационных технологий. В данной статье остановимся на двух аспектах указанной научной темы: формирование регионального туристско-рекреационного кластера и развитие информационной инфраструктуры как важнейшего условия эффективности инновационного менеджмента отрасли.

Развитие кластерного подхода. Кластерный подход не является абсолютно новым направлением развития отрасли. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы) определяет, что «Кластерный подход. предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг [4]. Однако реализация данного подхода оставляет желать лучшего, поэтому рассмотрение условий формирования кластеров продолжает оставаться актуальным [5].

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, кластеры играют важную роль в процессе формирования и реализации региональных стратегий. Именно в кластерах и сопряженных с ними сферах деятельности, как правило, развиваются ключевые компетенции, прогресс которых служит залогом долгосрочной конкурентоспособности регионов. Территориальные кластеры выступают в роли инструмента структуризации «местных игроков» (хозяйствующие субъекты, государственные органы власти, органы местного самоуправления, научные, образовательные учреждения и др.), на принципах государственно-частного, муниципально-частного партнерства в целях осуществления проектов, способствующих повышению конкурентоспособности участников кластера.

Сама внутриотраслевая структура отрасли «Туризм» предполагает кластерный подход, поскольку, во-первых, отличается сложностью, включает множество взаимозависимых субъектов, отдеятельности которых зависит качество совокупного туристического продукта. К ним относятся системы перевозок туристов: все виды транспорта, включая систему бронирования билетов и мест; гостиницы и другие средства размещения туристов, включая организацию приема гостей, номерной фонд, услуги гостеприимства; сети розничной торговли, общественного питания, а также непосредственно туристические фирмы, предоставляющие все расширяющийся комплекс туристических услуг.

Во-вторых, данные субъекты осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность, активно конкурируя друг с другом, например, в предоставлении услуг размещения – гостиницы различных категорий, санатории, дома отдыха, хостелы, кемпинги и др.; в обеспечении питания – предприятия гостиничной сети или разнообразные предприятия (рестораны, кафе, кафетерии, пиццерии, закусочные и др.), предоставляющие специализированное или комплексное обслуживание; аналогичная ситуация – на рынке пассажироперевозок.

В качестве важнейших участников кластеров отметим органы государственной власти федерального или регионального уровней, местного самоуправления, безусловно, оказывающих в настоящее время значительное влияние в становлении (восстановлении) туристской инфраструктуры в Южном федеральном округе, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, вносящие вклад не только в подготовке квалифицированных кадров, но и в научном обеспечении развития отрасли (во всяком случаем имеющие для этого значительный потенциал).

В качестве направлений развития туристического кластера Южного федерального округа мы выделяем следующие:

- постепенное самостоятельное формирование кластерных взаимосвязей («снизу) хозяйствующими субъектами в силу осознания необходимости более тесного взаимодействия для уменьшения транскационных издержек, получения синергетического эффекта – без создания на первых этапах соответствующей организационной надстройки (так называемый «клуб директоров»), при сохранение юридической самостоятельности и продолжения процессов активной конкуренции – катализатора инновационного развития отрасли;

- формирование кластерных инициатив «сверху» – со стороны органов государственной власти, прежде всего федерального уровня – по аналогии с решением Правительства Российской Федерации о создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» [3]. Речь идет о создании «суперкластера» («зонтичного кластера»), поскольку отдельные кластеры, например, в Крыму уже формируются [11, 12].

На наш взгляд, с включением Республики Крым в состав Южного федерального округа сформировались предпосылки для создания Южного туристического кластера, все регионы которого (Краснодарский край, Республика Крым, город федерального значения Севастополь, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), традиционного относящиеся к центрам отечественного туризма, имеют уникальное сочетание природных условий, позволяющие им стать «точками роста» туристического бизнеса.

Формирование туристического кластера Южного федерального округа, на наш взгляд, станет основной тенденцией развития туризма в исследуемом регионе. Динамика кластеризации возможно будет различной – от постепенного созревания кластеров «снизу» до ускорения процессов при централизованном решении «сверху».

Развитие информационной инфраструктуры. Следующей важной проблемой функционирования предприятий в сфере туризма является квалифицированный менеджмент обеспечения качества управленческих решений. Особенно актуальной данная проблема становится при наличии централизованного государственного участия в формировании Южного «суперкластера». Неэффективный менеджмент функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа, приведший к закрытию большинства ОЭЗ ТРТ, подтверждает актуальность квалификации менеджмента.

В современных системах управления эффективность решения сложных задач во многом зависит от информационного обеспечения управленческих решений. В мировой практике управления все большее применение находят облачные технологии, которые создают массу новых возможностей во всех сферах деятельности [13]. Данный подход базируется на концепции построения облачной инфраструктуры (cloudautomation), которая предоставляет пользователю возможность создания удобной информационной среды для ведения бизнеса с учетом собственных потребностей субъектов, возможности быстрого доступа к этой среде из любого места и любого устройства. 

Т.В. Батура, Ф.А. Мурзин, Д.Ф. Семич на основе документа «The NIST Definitionof Cloud Computing» Национального Института стандартов и технологий NIST (NationalInstituteofStandardsandTechnology, USA) определяет следующие характеристики облаков:

Самообслуживание по требованию. У потребителя есть возможность получить доступ к предоставляемым вычислительным ресурсам в одностороннем порядке по мере потребности, автоматически, без необходимости взаимодействия с сотрудниками поставщика услуг.

Широкий сетевой доступ. Предоставляемые вычислительные ресурсы доступны по сети через стандартные механизмы для различных платформ, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков, рабочих станций и т.п.

Объединение ресурсов в пулы. Вычислительные ресурсы провайдера объединяются в пулы для обслуживания многих потребителей по многоарендной модели.

Мгновенная эластичность. Ресурсы могут быть легко выделены и освобождены, в некоторых случаях автоматически, для быстрого масштабирования соразмерно спросу. Для потребителя возможности предоставления ресурсов являются неограниченными, то есть они могут быть присвоены в любом количестве и в любое время.

Измеряемый сервис. Облачные системы автоматически управляют и оптимизируют ресурсы с помощью средств измерения. Использованные ресурсы можно отслеживать и контролировать, что обеспечивает прозрачность как для поставщика, так идля потребителя, использующего сервис.

Модели обслуживания облачных технологий. В настоящее время принято выделять три основные модели обслуживания облачных технологий: услуги инфраструктуры, услуги платформы и услуги приложений, которые отражают строение не только облачных технологий, но и информационных технологий в целом [14, С. 65].

Т.В. Бархатова приводит значительные преимущества, которые могут получать предприятия, обслуживающие туристов: применение облачных технологий в IT-инфраструктуре аэропортов позволит уменьшить издержки компании и улучшить качество обслуживания пассажиров. В случае использования облачных технологий онлайн-запросы компаний туроператоровво взаимоотношениях с поставщиками услуг на возможность предоставления конкретной услуги, выполняются вмаксимально короткое время. Кроме того, решается проблема хранения всей информации по истории запросов. Фирмы турагенты могут пользоваться актуальной базой данных туроператорской компании в случае перехода на систему онлайн-бронирования, что улучшит качество обслуживания клиентов. Например, система U-ON. Travel предлагает решение таких задач как: хранилище данных как услуга, управление отношениями с клиентами (CRM), ведение финансов и бухгалтерского учета, управление бизнесом для отрасли туризма [15]. Нами при рассмотрении направлений совершенствования управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа была сформирована модель облачно-ориентированного управления, которая может быть использована участниками кластерного образования [10].

В перспективе современные облачные технологии по мере развития сервисов позволят создать информационную инфраструктуру, которая обеспечит эффективность принятия управленческих решений субъектов, функционирующих в том числе в сфере туризма.

Таким образом, динамичное развитие туризма в Южном федеральном округе связано с необходимостью создания современной институциональной среды отрасли и активного внедрения инновационных технологий. Формирование регионального туристско-рекреационного кластера и развитие информационной инфраструктуры позволит, на наш взгляд, обеспечить условия инновационного развития отрасли.

 

Список использованных источников:

1. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC): официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.wttc.org/research/economic-research/economic-impact-analysis/ (дата обращения: 03.09.2016).

2. Россия. Особые экономические зоны: официальный сайт.[Электронный ресурс] URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/(дата обращения: 02.09.2016).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 г. Москва "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея"[Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2010/10/19/turizm-dok.html (дата обращения: 10.09.2016).

4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы).Электронный ресурс. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/pravovye-akty-prezidenta-rf-i-pravitelstva-rf/Pravovye-akty_Prezidenta-y-Pravitelsrva/(дата обращения: 2.09.2016).

5. В Крыму не освоили и 15 процентов средств, выделенных на туристические кластеры. [Электронный ресурс]URL:http://news.allcrimea.net/news/2016/7/11/v-krymu-ne-osvoili-i-15-protsentov-sredstv-vydelennyh-na-turisticheskie-klastery-61729/(дата обращения: 15.09.2016).

6. Романова М. М. Инновации в индустрии туризма //// Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(26). – Новосибирск: СибАК, 2014.[Электронный ресурс]URL:http://sibac.info/conf/innovation/xxix/36611(дата обращения: 05.09.2016).

7. Ветров И.Н., Лапшин В.Ю. Инновационный механизм управления как фактор устойчивого и безопасного развития туристской отрасли // Лесотехнический журнал. – 2016. – № 1. – С. 212 – 220.

8. Александрова А.Ю. Актуальные тенденции развития сферы туризма в глобальных городах мира // Современные проблемы сервиса и туризма. - №2/2015. – Том 9. – С. 5 – 13.

9. Заорский Г.В., Динец Д.А. «Регулирование потенциала инновационной активности как инструмент выхода из рецессии» Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость: Изд-во ИрГТУ. – 2013. – № 2 (5). – 239 с.

10. Намханова М.В., Санжин Б.Б. Развитие информационной инфраструктуры управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 111-114.[Электронный ресурс]URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-infrastruktury-upravleniya-osobymi-ekonomicheskimi-zonami-turistsko-rekreatsionnogo-tipa (дата обращения: 30.08.2016).

11. В Крыму будут развивать шесть туристических кластерных территорийРИА Крым [Электронный ресурс] URL:http://crimea.ria.ru/economy/20150418/326570.html (дата обращения: 30.08.2016).

12. Донцова О.И., Засько В.Н. Перспективы республики Крым как туристического кластера Российской Федерации // Российское предпринимательство. – Том 17, Номер 6 (Март 2016). [Электронный ресурс] URL: https://bgscience.ru/lib/35066/ (дата обращения:10.09.2016).

13. Бойченко И.В. Построение ИТ-инфраструктуры здравоохранения на основе парадигмы облачных вычислений [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-it-infrastruktury-zdravoohraneniya-na-osnove-paradigmy-oblachnyh-vychisleniy(дата обращения: 29.08.2016).

14. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Семич Д.Ф. Облачные технологии: основные модели, приложения, концепции и тенденции развития. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-osnovnye-modeli-prilozheniya-kontseptsii-i-tendentsii-razvitiya-1(дата обращения: 01.09.2016).

15. БархатоваТ.В. Перспективы и опыт применения облачных технологий в индустрии туризма в России и за рубежом. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-opyt-primeneniya-oblachnyh-tehnologiy-v-industrii-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.08.2016).

Ключевые слова: туризм, инновационные направления в сфере туризма, туристские кластеры, Южный федеральный округ, облачные технологии.

 

УДК 353.2

Родин А.В., к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.038 с.)