В туристическом кластере экономики региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В туристическом кластере экономики региона



Дадыкина О.В., Дадыкин В.С. Формирование геоинформационной системы в туристическом кластере экономики региона. [81] В данной статье представлены особенности формирования геоинформационной системы в туристическом кластере экономики региона.

Dadykina O. V. Dadykin V. S. In the formation of the geoinformation system of the tourism cluster of the region's economy. This article presents the features of formation of geographic information system in the tourist cluster of the region's economy.

 

Постановка проблемы. В современных условиях при формировании туристического кластера экономики, необходимым условием является применение геоинформационных систем (ГИС) [1,2,5].

По нашему мнению, основными задачами ГИС моделирования размещения туристической инфраструктуры являются:

1. максимизация консолидированного бюджетного эффекта от туристического кластера;

2. максимизация прибыли инвесторов за счет интегральной оценки всего финансируемого ими комплекса мероприятий;

3. обеспечение сохранения и создания новых рабочих мест в туристическом кластере.

Анализ последних исследований и публикаций. По нашему мнению, методические подходы и требования к отображению объектов туризма на электронных картах и в атласах нуждаются в развитии на основе современных информационных технологий, в частности геоинформационных порталов на основе ГИС-технологий. Нами был проведен сравнительный анализ представления статической электронной картыи геоинформационного портала (таблица 1).

 

Таблица 1. Сравнительный анализ статической электронной карты и геоинформационного портала

Критерий сравнения Статическая электронная карта Геоинформационный портал
Интерфейс системы Электронная карта Веб-портал
Состояние системы Статическая Динамическая
Возможность поиска информации Отсутствует Реализуется по метаданным, возможен полнотекстовый поиск
Периодичность обновления По запросу пользователей В реальном времени
Доступность для потенциальных инвесторов По запросу Круглосуточный доступ в среде Интернет
Расширяемость системы новыми модулями и показателями Практически ограничена условными обозначениями и масштабом карты Произвольное количество уровней и способов отображения информации
Необходимость в установке дополнительного программного обеспечения Требуется, в зависимости от формата карты Не требуется, необходимые компоненты входят в состав операционной системы.
Возможность анализа информации Возможно, при наличии внешних экспертных систем Интегрированные аналитические отчеты, включающие репрезентативные показатели
Возможность принятия управленческих решений на основании данных системы Только при взаимодействии с внешней экспертной системой В составе системы возможно включение модуля системы поддержки принятия решений (СППР)

 

Цель статьи. На основании проведенного сравнительного анализа, мы предлагаем использовать в качестве инструмента реализации комплексной системы мониторинга развития туристического кластера геоинформационный портал.

Изложение основного материала. Понятие «портал», определяется как «исходная точка выполнения тематического поиска в распределенной сети» и «сервер, предоставляющий прямой доступ пользователям к некоторому множеству серверов, включая установленные на них информационные ресурсы, а также Web-приложения, которые реализуют Web-сервисы, соответствующие назначению портала» [5]. Геопорталы, в настоящее время, широко применяются в различных сферах деятельности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В связи с этим, к понятию «геопортал» есть несколько различных подходов (таблица 2).

 

Таблица 2. Подходы к понятию геоинформационный портал

Автор Понятие «геоинформационный портал» Ключевые аспекты
Giff G., Loenen B. van, Crompvoets J., Zevenbergen J. [5] означает точку входа в Интернет или Интранет с инструментами просмотра метаданных, поиска географической информации, ее визуализации, загрузки, распространения и, возможно, поиска геосервисов Наличие: 1. Метаданных; 2. Визуализации; 3. Загрузки; 4. Распространения; 5. Геосервисов; 6. Точка входы: интернет или интранет
Кошкарев А.В. означает набор функций как сайт или его эквивалент, перечень функций которого, реализованных в виде Web-сервисов (геосервисов), включает поиск наборов данных, их визуализацию (геовизуализацию), загрузку и трансформирование, а также вызов других сервисов Наличие: 1. Геосервисов; 2. Поиска; 3. Визуализации; 4. Загрузки; 5. Трансформации  

 

Проанализировав предлагаемую терминологию [1,3], нами было сформулировано определение геоинформационного портала, применительно к рассматриваемой предметной области.

Геоинформационный портал системы мониторингаразвития туристического кластера, по мнению авторов, представляет собой ресурс в распределенной сети, включающий картограмму региона, информационные web-сервисы, реализующие методику расчета и представления репрезентативных показателей на картограмме.

Структурная схема реализации геоинформационного портала представлена на рисунке 1.

Клиентские запросы поступают по сети Интернет на сервер геоинформационного портала, который выполняет функции диспетчера. В зависимости от запроса клиента происходит подключение подсистем, включающих подсистему управления метаданными, картографическую подсистему и подсистему хранилища данных.

Такое разделение на подсистемы позволяет балансировать нагрузку на компоненты сервера, повышая эффективность выполнения ответов сервера геоинформационного портала на запросы клиентов.

В зависимости от выбранной диспетчером подсистемы или нескольких подсистем, происходит подключение соответствующих баз данных.

 

Рис. 1. Структурная схема геоинформационного портала

 

Подсистема управления метаданными предназначена для решения следующих задач:

- поиск информации по метаданным;

- ввод информации пользователями и администраторами системы на основе метаданных;

- привязка метаданных к пространственным данным, согласно системе координат.

База пространственных данных включает:

- картографические материалы в растровом и векторном форматах, в которых определена система координат,

- условные обозначения, масштабы,

- панели инструментов пользователя,

- возможности по выбору слоя карты,

- возможности по выбору объектов карты.

Картографическими объектами ГИС-моделирования являются [9,10]:

1. объекты туристического кластера;

2. звенья транспортных сетей;

3. территории природно-климатического районирования.

База данных космических снимков реализуется посредством внешних сервисов системы, с применением свободно распространяемых в среде Интернет систем. Аэрофотоснимки загружаются в систему посредством компонентов импорта внешних данных.

Рассмотрим информационную среду предлагаемого геоинформационного портала, как совокупность технических и программных средств, необходимых для его реализации. Информационные базы данных (БД), в зависимости от источников информации загружаются в систему в различных форматах.

Реализация ГИС, по нашему мнению, должна быть выполнена на основе современных Web-технологий по архитектуре клиент-сервер. Это позволит сделать систему доступной для широкой аудитории пользователей интернет, в том числе и для потенциальных инвесторов.

Интерфейс системы спроектирован с учетом возможных доработок со стороны конечных пользователей, поэтому содержит инструменты для добавления растровых и векторных объектов в геоинформационный портал. Это реализуется с помощью дерева узлов, расположенного в правой части портала (рис. 2).

 

Рис. 2 Интерфейс пользователя геоинформационного портала

 

Таким образом, предлагаемая геоинформационная система обладает следующими возможностями:

1. Предоставление актуальной информации в режиме реального времени круглосуточно и из любой точки мира.

2. Наличие базы метаданных, предназначенной для поиска объектов по ключевым словам, тематике, расположению и другим параметрическим критериям [3,4].

3. Подбор аналогичных объектов сферы туризма по указанным параметрам в других районах и субъектах РФ.

4.     Картографическая визуализация информации с представлением всей полноты требуемых показателей, в отличие от статической карты.

5.     Возможность внесения пользователями геоинформационного портала собственных данных, включая отзывы и пожелания.

Выводы и предложения. Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что предлагаемая геоинформационная система позволит решать комплекс задач, направленных на рациональную эксплуатацию объектов туризма, с учетом экологических и экономических факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.01 с.)