Проблемы и перспективы развития туристской отрасли Республики Крым на современном этапе ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития туристской отрасли Республики Крым на современном этапе ее развития



Кантаева О.В. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли Республики Крым на современном этапе ее развития. [62] В статье рассматриваются направления выхода предприятий, занятых в туристическом бизнесе, на качественно новый уровень предоставления услуг. В качестве субъекта исследований выступают предприятия Крыма и Севастополя. Проводится сравнительный анализ рынка туристических услуг до и после вступления в состав РФ, исследуется международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. Предложена методика формирования туристско-рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

Kantaeva O.V. Problems and prospects of development of tourist branch of the Republic of Crimea at the present stage of its development. In article the directions of an exit of the enterprises occupied in travel business on qualitatively new level of rendering of services are considered. The enterprises of the Crimea and Sevastopol act as the subject of researches. The comparative analysis of the market of tourist services before and after the accession to structure of the Russian Federation is carried out, the international experience of development of the tourist industry in regions with similar tourist and recreational resources is investigated. The technique of formation of tourist and recreational clusters, and also the draft of the uniform concept of development of ecological tourism in the region on the basis of creation and introduction green a marshrutov.

Постановка проблемы. После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение – воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом – туризма.  

Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Проводятся сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуются проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривается международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско-рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией профессора Лайко М.Ю. [5], в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма [5].

Необходимо отметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако ввиду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимы дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики, как туризм.

Выделение нерешенных проблем. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает исследование механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности [10]. Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти [6]. В связи с этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.

Изложение основного материала исследования. Одним из основных шагов к продуманному туристическому законодательству стало утверждение регионального закона «О туристской деятельности в Республике Крым». Основными целями, для которых создавался документ, является признание туризма одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Крым, создание благоприятных условий для развития туризма, защита прав и интересов туризма. В нормативно-правовом акте оговариваются не только цели, пути и принципы развития туризма в регионе, но и оговариваются полномочия таких органов, как совет министров и государственный совет Республики Крым в данной сфере. В законе определен порядок управления объектами, связанными с туризмом, а также среди прочего указывается о необходимости ведения реестра объектов и субъектов туризма. Нормативно-правовой акт включает в себя разъяснение полномочий органов на местах, например, по созданию муниципальных программ, предоставлению услуг в области туризма, а также по содержанию туристских маршрутов и порядку их надлежащего обустройства.

Действительно значимым положением является то, что нормативно-правовые акты в России строго прописывают обеспечение безопасности туристов в пределах своей территориальной юрисдикции. Данное положение отмечено в 15 статье Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», следуя которой, спасением туристов, попавших в чрезвычайную ситуацию на территории России, надлежит заниматься специализированным органам, которые определяются Правительством Российской Федерации. Но на территории Крыма на данный момент определено положение не всех служб, однако это лишь издержки недавнего нахождения региона в составе России и в ближайшее время все нюансы будут решены.

В качестве страны для анализа опыта развития в ней туризма была выбрана Испания. Данное государство имеет схожие с Крымом туристско-рекреационные ресурсы, которые популярны среди туристов. Развивать туризм Испания начала в 1960-ых годах, однако всерьез взялось за туризм с 2000 года, разработав документ «Единый план по повышению качества в сфере туризма в Испании». Среди его важнейших положений отмечалось, что туризм является важнейшим сектором национальной экономики, говорилось среди прочего о необходимости усиления присутствии испанских компаний на международном рынке. Благодаря этому плану инвестиции в туризм за следующие 7 лет составили около 72 миллиардов евро. Аналогом данного положения в России является Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Среди других полезных результатов международного опыта, который можно было бы интегрировать в нашей стране является:

- увеличение независимости Федерального агентства по туризму, среди которых можно выделить упор на маркетинговую составляющую [2]. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство призвано оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

- более тесное взаимодействие министерств культуры, образования, иностранных дел через объединение представителей данных министерств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

- тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой, путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

- сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация – Институт Исследования Туризма на базе федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

По нашему мнению, совершенствовать туристскую индустрию региона следует через такие методы, как формирование туристско-рекреационных кластеров. Основной задачей является создание предпосылок в виде инфраструктуры для развития кластеров. Основываясь на федеральной программе развития Крыма до 2020 года, в рамках государственно-частного партнерства планируется создать эффективные механизмы для возникновения конкурентоспособных и отвечающих современным требованиям кластеров [1]. Международный опыт показал, что большое количество сопредельных и взаимосвязанных друг с другом предприятий на одной территории благодаря конкуренции с одной стороны и сотрудничеству с другой дают мощный импульс развития территории. Укрепление туристической сферы хозяйства несет за собой мультипликативный эффект, приводя в движение транспортную инфраструктуру, питание, торговлю, а также обеспечивая местных жителей рабочими местами. Последнее особенно важно, поскольку в реалиях Крыма население живет весь год за счет прибыли от туризма в летнее время. Воссоединение Крыма и России, санкции западных стран, международная напряженность и почти полное отсутствие украинских туристов вызвали определенный спад посещения полуострова в количественном плане. Следует добавить к этим сложностям переходный период с новым законодательством, под которое требуется подстраиваться, изучать, при этом местные жители особенно остро ощущают все подвижки в плане туристской привлекательности и популярности Крыма.

Для разграничения роли государства и инициативы со стороны бизнес-структур предлагается рассматривать методику формирования кластера на основе концепции его жизненного цикла. Типичный кластер проходит через некоторое количество стадий жизненного цикла, которые могут быть неидентичными, и темп их развития может меняться, а именно:

1.Становление кластера (зарождающийся кластер) Для этой стадии характерно наличие лидирующих компаний на определенном отраслевом рынке, кооперация отдельных компаний вокруг основной деятельности и реализация общих возможностей, разработка кластерно-ориентированной политики, выстраивание диалога с научно-исследовательскими учреждениями.

2.Развитие кластера (развивающийся кластер). Для этой стадии характерны такие явления, как появления новых участников рынка, в том числе из ряда родственных и сопутствующих отраслей, возникновение формальных и неформальных ассоциаций и институтов сотрудничества, усиление кооперации.

3.Стадия зрелости (зрелый кластер). Зрелый кластер уже достигает некоторой критической массы действующих лиц. Существует внутренняя динамика создания новых фирм, активное сотрудничество между бизнес-структурами, НИИ и органами власти. Появляются новые разработки, специально подготовленный персонал, конкурентоспособная на внешнем рынке продукция и услуги.

4.Трансформация кластера. С течением времени рынки, технологии и процессы устаревают и для кластера, чтобы быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо адаптироваться к изменениям путем различных внутренних или внешних трансформаций.

Роль государства важна на первых этапах жизненного цикла кластера, так как ряд важных экономических факторов формируется на базе административной поддержки, а также на стадии трансформации, в остальные периоды его роль значительно сокращается и главную роль должны играть законы рыночной экономики.

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Формирование и внедрение экологических туристских дестинаций отвечает стратегическим направлениям социально-экономического развития РФ, тенденциям перехода к принципам «зеленой экономики», рационального природопользования. Важной проблемой является вопрос устойчивого развития туристских дестинаций, отсутствие культуры эко-туризма, т.е. развития туризма без негативного влияния на природу и местный этнос. Данная проблема приобретает особую актуальность на волне значительного роста внутреннего туризма и увеличения антропогенной нагрузки на наиболее популярные внутренние туристические дестинации, прежде всего Крымский полуостров. Несмотря на то, что в Крыму существуют и периодически разрабатываются новые экологические маршруты и тропы, вопросы эффективного функционирования, поддержания высокого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности остаются недостаточно изученными.

Таким образом, необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающей следующий комплекс мероприятий:

- Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

- Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

- Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг в дестинации.

- Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

- Создание и внедрение концепции зеленых маршрутов со всей требующейся инфраструктурой, механизмов совершенствования деятельности туристских дестинаций позволит усилить рынок внутреннего туризма в Крыму, обеспечив его устойчивое развитие и высокий уровень качества предоставляемых услуг.

Выводы и предложения.  Крым представляет собой чрезвычайно важный регион, связанный с Российской Федерацией общей историей и культурой. Среди направлений экономики, реализуемых на полуострове, одним из самых перспективных и высокодоходных является туризм. Республика Крым – это без преувеличения уникальный регион с богатейшими туристско-рекреационными ресурсами и колоссальным потенциалом для развития. Двухлетний опыт показал, что возможно перспективное развитие туристской дестинации даже в условиях международной информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа при условии, что в регионе будут созданы условия для отдыха самого высокого уровня. Развитие Крыма происходит очень бурно: совершенствуются транспортные артерии, инфраструктура, электро - и водообеспечение региона, законодательство. При учете сильных сторон дестинации и продуманного развития имеющихся туристско-рекреационных ресурсов возможно достижение серьезных результатов. Еще больше растет роль курорта в сегодняшней обстановке международной напряженности, в результате которой самые основные туристические направления (Египет и Турция) оказались закрыты для российских туристов, показали себя крайне неблагонадежными государствами для посещения российскими туристами. На конец 2015-го и начала 2016 -го года четко видно уменьшение предложения для россиян на рынке туристических услуг, на основании чего можно прогнозировать повышение туристского интереса к Крыму, который должен занять освободившуюся нишу пляжного туризма для россиян. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества. На сегодняшний день большинство стран мира стремится развивать у себя туризм, привлекая отдыхающих и, соответственно, внушительные финансовые потоки. Крым – это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.013 с.)