Проблемы и перспективы развития водного туризма в Республике Крым и Г. Севастополе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития водного туризма в Республике Крым и Г. Севастополе



Баранов С.Д. Проблемы и перспективы развития водного туризма в Республике Крым и г. Севастополь [66]

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы развития водного туризма Республики Крым и г. Севастополя. В предлагаемой работе излагаются проблемы развития предприятий морехозяйственного комплекса. Представлены решения данных проблем на современном уровне.

Baranov S.D. The actual problems and prospects of marine tourism development of the Republic of Crimea and Sevastopol. This article describes the actual problems and prospects of marine tourism development of the Republic of Crimea and Sevastopol. In the article the problem of the development of the enterprises of the marine economic complex work presents. There is decision of this problems at the present level in the article.

Постановка проблемы. Туризм и вся туристская сфера являются огромной и быстро развивающейся отраслью как российской, так и мировой экономики. По уровню прибыли туристская отрасль уступает лишь индустрии добычи нефти и автостроению. Влияние сферы туризма в настоящее время имеет огромное значение для экономики в целом – это огромный плюс, ведь туристские услуги находятся в постоянном развитии и не стоят на месте. В последнее время в связи с присоединением Республики Крым и г. Севастополь к Российской Федерации особую популярность приобрели местные курорты и туристские центры. Крым является выгодным регионом для российской экономики, вместе с тем туристская и курортно-санаторная отрасль становится одной из наиболее привлекательных в регионе.

Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для развития всех видов туризма: медицинского и оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, пешеходного, велосипедного, водного, конного, этнографического, спортивного, круизного.

Крымский полуостров со своими водными пространствами располагает уникальными возможностями для развития водного туризма: благоприятные климатические условия, преимущество географического положения, наличие большого количества достопримечательностей и редких природных объектов. Общая протяженность морской береговой полосы Крыма составляет 914 км, при этом длина побережья, пригодного для организации пляжного отдыха – 452 км. Для массового отдыха людей на воде обустроено 487 пляжей протяженностью около 100 км.

Цель статьи – показать важность развития водного туризма среди других направлений туриндустрии в Республике Крым и г. Севастополь.

Изложение основного материала. Водный туризм, в отличие, например, от пешеходного или лыжного туризма технически более сложен. Даже в самом простом походе турист должен уметь собрать (или построить), а в случае необходимости и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, правильно грести и управлять им, подходить к берегу и отходить от него.

Виды водного туризма могут быть разными, от спуска по горным рекам на каяках или байдарках, до путешествий по морской глади на комфортабельных яхтах. Как правило, парусный туризм подразумевает не только путешествия по воде под парусом, а и остановки на берегу для ночевок или пикников. При этом судном может управлять как профессиональный шкипер (специально нанятый для этих целей), так и сам турист (конечно же, при наличии у последнего соответствующих знаний, умений и навыков) [1].

Существует и спортивный парусный туризм. Если говорить о спортивной или состязательной составляющей парусного туризма, то здесь присутствуют определенные категории сложности маршрутов, которые зависят как от протяжности, так и от условий и характера плаванья. Парусный спорт может быть речным, морским, прибрежным и даже озерным. Такое разнообразие позволяет выбрать локацию и маршрут по собственному вкусу.

Крым обещает стать центром развития яхтинга в России. Уже сейчас развитие водного туризма в Крыму находится под пристальным вниманием проекта «Санкт-Петербург – морская столица России». Во время своего визита премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил ряду министерств и ведомств представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию благоприятных условий для яхтинга в прибрежных зонах страны.

Привлечение яхтенного туриста в Крым – важный этап развития рекреационной зоны, который, в первую очередь, позитивно отразится на экономике и кадровом развитии.

Ежегодно в г. Санкт-Петербурге проходит Международный форум «Водный туризм». Форум «Водный туризм» зарекомендовал себя как эффективная площадка диалога между бизнесом и властью, в рамках которой обсуждаются наиболее актуальные проблемы отрасли, вырабатываются оптимальные пути их решения. Очередное VIII заседание состоится 20-21 октября 2016 года. Целью проведения форума «Водный туризм» является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водного туризма, открытое обсуждение наиболее актуальных проблем отрасли, создание условий для развития круизного и яхтенного туризма на территории России [2].

Центром парусного яхтенного туризма в Крыму является город Севастополь. Здесь находится штаб-квартира Ассоциации яхтсменов Чёрного моря. В Севастополе несколько крупных яхт-клубов, организовывающих различные фестивали, регаты и конференции. Каждый год в Крыму проходят соревнования, собирающие множество любителей яхтинга, среди которых и непосредственные участники состязаний, и зрители.

Яхтенная марина – это не просто стоянка, оборудованная заправками водой и топливом, подъемниками, ремонтными мастерскими, позволяющая судну и его экипажу получить необходимые услуги по сервисному обслуживанию. Ее развитие предполагает проведение концертов, регат, фестивалей, яхтенных школ и других массовых мероприятий, привлекающих не только владельцев яхт, но и туристов. При этом одновременно с яхтингом развиваются виндсерфинг, дайвинг и другие виды морского отдыха.

Вдоль побережья Крыма от Донузлава до Керчи можно оборудовать порты-стоянки на базе существующих гидротехнических сооружений, создав единую систему, обеспечивающую заходящим яхтам безопасную и комфортную стоянку. Расстояние между маринами не должно превышать дистанцию дневного перехода – это примерно 60-80 километров. В этом случае яхты смогут безопасно передвигаться между портами, имея возможность пришвартоваться в любом из них в случае ухудшения погоды в Крыму.

После вхождения в состав России в марте 2014 г., в Республике Крым был выявлен ряд проблем туристской отрасли, одна из которых – затрудненное транспортное сообщение с Россией как сухопутное, так и морское.

До распада СССР морское сообщение было очень развито. Пассажирские катера ходили вдоль всего Южного Берега (от Алушты до Алупки), а также «ракеты» и «кометы» ходили из Евпатории в Севастополь и Одессу. Сейчас же пассажирские катера остались только в Севастополе как вид городского транспорта для обеспечения перевозок в бухты города (объезжать по суше – больше 20 км). Флот на подводных крыльях был продан в Грецию, а на Южном побережье остались только экскурсионные катера.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечивающим как внутрирегиональные, так и межгосударственные перевозки, является морской.

Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через главные морские порты: Севастополь, Керчь, Феодосию, Ялту, Евпаторию.

В 2014 году была открыта специализированная грузовая линия Новороссийск – Керчь.

Для пассажирских перевозок здесь особо важна паромная переправа. Керченская паромная переправа в 2015 году увеличила пассажиропоток по сравнению с 2014 годом на 89%. Прогноз объема перевозок на 2016 год составил: 6 миллионов пассажиров, 1,4 миллиона единиц легкового и 310 тысяч единиц грузового автотранспорта.

Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма – судостроение. Оно представлено предприятиями в Севастополе, Керчи и Феодосии.

Развитие морского транспорта предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Необходимо соединить Черноморское побережье Кавказа с полуостровом. Подобное транспортное сообщение было налажено во времена СССР и востребовано среди населения. Необходимо выстраивать инфраструктуру судостроения и судоремонта, потому что присоединение Крыма должно стать возвращением торгового флота.

Начинают реализовываться проекты по строительству больших пассажирских судов, которые рассчитаны на заходы в порты Крыма. Экономически обоснованна работа на Севастополь пассажирских судов река-море – как существующих, так и тех, которые будут построены в ближайшее время. По мнению главы оргкомитета международного морского бизнес-форума SIMBF, грузопассажирские перевозки по Черному морю на внутрироссийских направлениях в порты Крыма нерентабельны, за исключением Керченской переправы. Порты не развиваются из-за санкций и логистики.

С 9 по 13 июня 2016 года в Крымском федеральном округе (КФО) прошли IV Международный Морской Бизнес-Форум и Выставка СИМБФ 2016 (SIMBF 2016).Основные вопросы, которые являются наиболее актуальными для морских кластеров России, Республики Крым и Севастополя, были рассмотрены в ходе проведения официальных и неофициальных мероприятий: судоремонт и судостроение, порты и терминалы, смежные предприятия морских кластеров, добыча нефти и газа на морском шельфе, морская и интермодальная перевозка и перевалка грузов, повышение прибылей портов и терминалов, повышение производительности труда и снижение затрат на производстве и государственной службе, привлечение судовладельцев и других заказчиков на судоремонтно-судостроительные предприятия, в порты, яхт-клубы и т.п., развитие яхтинга и морского туризма, совершенствование системы морского менеджмента, налаживание экономических связей между поставщиками оборудования и материалов и профильными предприятиями отрасли, совершенствование системы транспортного обеспечения портов и других предприятий морских кластеров России, восстановление рыбной отрасли Азово-Черноморского региона.

По результатам Форума СИМБФ 2016 составлена Резолюция экспертного совета № 1/SIMBF/2016, направленная в органы исполнительной и законодательной власти разного уровня [3].

В конце июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошел шестой международный форум «Морской туризм», где принял участие Заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Амунц. Форум представлял собой площадку для общественной экспертизы законопроектов и инициатив законодательной и исполнительной власти в сфере морского и речного туризма и смежных отраслей, продвижения наиболее перспективных проектов, обмена опытом с коллегами из России и зарубежья. Главной целью мероприятия являлось развитие морского и речного туризма на всей территории России. Особое внимание уделено Сочи и Республике Крым как перспективным круизным направлениям.

Выступая на пленарном заседании, Дмитрий Амунц особо подчеркнул значимость данных регионов и важность открытия новых перспектив для развития круизного туризма с вхождением Крыма в состав Российской Федерации [4].

Уже весной следующего года могут заработать круизные рейсы на линии Сочи-Крым. Организовать их ранее потребовал президент России Владимир Путин. Он считает, что круизы будут интересны туристам. Гендиректор сочинского порта Владимир Деркунов рассказал, что круиз прорабатывается еще с февраля с участием многих заинтересованных лиц.

Открытие регулярной круизной линии по Черному морю из порта Сочи планируется на апрель 2017 года. Круиз будет включать несколько направлений. В настоящее время проект находится в стадии реализации с использованием комфортабельного круизного судна под российским флагом для недельных морских круизов из базового порта Сочи по Черному морю с заходами в порты Новороссийск, Ялта, Севастополь.

Разработана Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым и Севастополе на 2015-2017 годы, основной целью которой является формирование на территории полуострова современного международного туристического центра, который будет соответствовать трем основным критериям: круглогодичность, востребованность и конкурентоспособность.

Под председательством Владимира Путина 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание президиума Государственного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры субъектов Южного федерального округа. На этом заседании Президент отметил, что необходимо активно использовать конкурентные преимущества выхода к Чёрному и Каспийскому морям, развивать транспортную инфраструктуру, удобную как для внутренних, так и трансграничных перевозок. Также указал на необходимость исходить не только из текущих потребностей, но и проанализировать, как будут выглядеть пассажирские и грузовые потоки через пять и десять лет, учитывать деятельность таких структур, как Организация Черноморского экономического сотрудничества [5].

Целевое формирование необходимой инфраструктуры и создание благоприятного нормативно-правового поля будут способствовать успешному развитию водного туризма: в первую очередь – круизного и яхтенного.

Вывод: Крым является одним из стратегических регионов с точки зрения развития туризма в России. Регион обладает уникальным природным и культурно-историческим наследием. Развивается инфраструктура, вводятся в строй новые объекты: гостиницы, аквапарки, тематические парки. За счет субсидирования авиаперевозки расширяются границы высокого сезона. Все это позволяет прогнозировать, в частности, развитие водного туризма в регионе.

Список использованных источников:

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.

2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.korabel.ru/news/comments/viii_mezhdunarodnyy_ forum_vodnyy_turizm.html. – 21.09.2016.

3. [Электронный ресурс]. URL: http://simbf.ru/ru/si-mbf-2016. – 21.09.2016

4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=2605829C-6D52-124D-A2B9-04BAB96AEF0F. – 21.09.2016.

5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin-today.ru/archives/33205. – 21.09.2016.

 

Ключевые слова: водный туризм, круизные суда, яхтинг, морской порт, судостроение.

 

 

УДК 338.48: 39

Бахтина С.М., магистрант направления подготовки «Туризм»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.024 с.)