Инновационные факторы развития городского туризма в регионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные факторы развития городского туризма в регионе



Инновационные [72] факторы развития городского туризма в регионе. В данной статье рассматриваются современные тренды процесса урбанизации; факторы определяющие возможности современных городов выступать в качестве центров туристского интереса. Авторская позиция обоснована тем, что именно комфортная городская среда, формируемая на основе системного и комплексного подхода, выступает одним из драйверов развития современных мегаполисов. Обозначена позиция относительно необходимости цифровизации всех сфер жизнедеятельности города: культуры, науки, структурно технологической организации городского хозяйства, оказывающей значительное влияние на формирование туристской среды города, создание соответствующих условий для горожан и путешественников. Именно цифровые технологии способствуют интеграции туристов в определённую городскую среду, помогая сориентироваться во внутригородском пространстве с целью оптимизации маршрутов и включения в них соответствующих точек туристского просмотра. Одной из интеллектуальных цифровых платформ, ориентированных на структуризацию городской среды с позиции туристской привлекательности, является платформа Russpas, которая запущена в тестовом режиме в г. Москве весной 2020 года. Данный цифровой ресурс включает в себя ключевые локации для путешественников, позволяет приобретать все виды проездных документов на городском транспорте, билеты в театры и музеи и пр. В ближайшем будущем планируется расширение возможностей платформы за счёт включения в её функционал бронирования и приобретения авиа и ж/д билетов. А также планируется расширение зоны туристского покрытия за счёт подключения программы «умный город» для целого ряда городов.

Innovative factors of urban tourism development in the region. This article examines the current trends in the process of urbanization; factors that determine the ability of modern cities to act as centers of tourist interest. The author's position is justified by the fact that a comfortable urban environment, formed on the basis of a systematic and integrated approach, is one of the drivers of the development of modern megacities. The position on the need for digitalization of all spheres of life of the city: culture, science, structural and technological organization of urban economy, have a significant impact on the formation of the tourist environment of the city, creating appropriate conditions for citizens and travelers. It is digital technologies that help to integrate tourists into a specific urban environment, helping to Orient themselves within the urban space in order to optimize routes and include appropriate tourist viewing points. One of the smart digital platforms focused on structuring the urban environment from the point of view of tourist attractiveness is the RUSSPAS platform, which was launched in a test mode in Moscow in the spring of 2020. This digital resource includes key locations for travelers, allows you to purchase all types of travel documents on public transport, tickets to theaters and museums, and so on. In the near future, it is planned to expand the platform's capabilities by including booking and purchasing air and railway tickets in its functionality. It is also planned to expand the tourist coverage area by connecting the «smart city» program for a number of cities.

Выделение нерешённой проблемы. История развития городов в различных регионах страны и мира, позволяет утверждать, что города современности выступают в роли своеобразных «центров развития», сосредотачивая капиталы, ресурсы, технологии, инновации, инфраструктуру. Это повышает привлекательность городских локусов для проживания населения, реализации потенциала индивидуумов, экономических, научных и творческих достижений, что, в свою очередь, требует внимания и изучения специфики развития городов и регионов как автономных туристских дестинаций.

Следует отметить, что в настоящее время каждый второй человек в мире проживает в городе. Согласно прогнозным оценкам экспертов ООН, ожидается, что к началу 2050 года в городах будет сконцентрировано более 67% населения земного шара. Города играют ведущую роль в глобальной экономике, и данная тенденция будет только усиливаться на фоне возрастания конкуренции между ними, что подчеркивает актуальность формирования комфортной городской среды как важного фактора достижения устойчивого и конкурентоспособного городского развития [3].

Цель статьи – обозначить и обосновать инновационные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие городского туризма в целом и городов, как центров туризма в регионах.

Изложение основного материала. Комфортная среда формируется на системной, комплексной и инновационной основе, отражая и аккумулируя новейшие достижения архитектурно-градостроительного, научно-технологического развития, в том числе цифровые технологии. В последнее время развитие городов и регионов испытывает серьезное влияние со стороны новейшей цифровой технологической инициативы. Это находит свое проявление в реализации концептуальных положений проекта «Умный город» – прогрессивного вектора развития городского управления и хозяйства, направленного на удовлетворение потребностей жителей города на основе цифровых и мобильных решений в различных сферах деятельности и систем жизнеобеспечения [2].

Цифровизация культуры, туризма и гостеприимства является одной из основных частей стратегии развития «умного города» или города будущего, влияющего на формирование туристской городской среды, для обеспечения комфортных условий путешествия и повышения привлекательности города как центра туристского интереса. Цифровизация культуры, туризма и гостеприимства предусматривает внедрение технологий по формированию, обмену, накоплению и использованию данных в цифровом или электронном виде в городскую среду, формируя, тем самым, виртуальную туристскую городскую среду.

В городском пространстве цифровые технологии ориентированы на мгновенную интеграцию туриста в городскую среду, проектирование и планирование самостоятельных путешествий по городу и внутригородскому перемещению, коммуникативное взаимодействие с местными жителями, использование услуг электронного гида и многоязычных сервисов для обеспечения синхронного перевода. Цифровые технологии незаменимы в формировании персональных рекомендаций для каждого туриста по посещению экскурсий, музеев, театров, предприятий питания и развлечений, реализуя персонифицированный подход поддержания лояльности туриста в городском путешествии.

Цифровизация туристского регионального пространства предусматривает внедрение следующих цифровых инструментов: гаджетов для обеспечения синхронного перевода; онлайн-сервисов для совместного потребления; мобильных приложений; цифровых сервисов с персональными рекомендациями для путешественников; интеллектуальную систему навигации в городе с элементами дополненной реальности; бесплатный доступ к широкополосному интернету в местах общественных коммуникаций; мультимедийный и интерактивный контент.

Отдельной актуальностью обладает отчет консалтинговой компании PwC (PricewaterhouseCoopers) «Будущее близко: индекс готовности городов». В отчете представлены результаты рейтинговой оценки уровня готовности мегаполисов к цифровизации и анализа текущего контента интеграции цифровых технологий в ключевые сферы деятельности, включая культуру, туризм и гостеприимство [1].

Лидерами рейтинга компании PwCявляются Барселона, Сингапур, Шанхай, поскольку на данный момент времени в указанных мегаполисах реализовано больше всего бизнес-проектов и решений по цифровизации объектов культуры, туризма и гостеприимства – мультифункциональных киосков, умных остановок на городских улицах, мобильных приложений для комфортного туристского пребывания, уровень внедрения цифровых технологий в музеях и аэропортах [4].

В представленном рейтинге Москва занимает четвертое место и является наиболее продвинутым городом Российской Федерации в сфере цифровизации регионального пространства, в том числе реализации проектов по комплексной информатизации культурного и туристического пространства. В Москве достигнуты самые высокие показатели развития цифровой инфраструктуры городского пространства – организовано 100%-ное покрытие Wi-Fi в метрополитене, функционирует карточка для туристов – Moscow pass card, которая предоставляет скидки для посещения музеев, городских экскурсий, для проезда на всех видах городского транспорта. Интересным и перспективным проектом по формированию комфортной туристской городской среды является широкомасштабный проект цифровой платформы, интегрирующий в себе веб-сайт и мобильные приложения для использования различных виртуальных туристских сервисов при путешествии в столицу – интеллектуальная цифровая платформа Russpass, которая запущена в тестовом режиме весной 2020 года.

Russpass – это интеллектуальная цифровая туристическая платформа, с помощью которой можно составить удобный маршрут путешествия по столице, а также содержащая список городских сервисов, услуг и достопримечательностей. В платформе Russpass собраны ключевые локации путешественников. В приложении можно приобрести билеты на экскурсии, в музеи и театры, также включает транспортную карту. Все маршруты и билеты доступны в личном кабинете Russpass. При посещении музеев и театров туристы могут использовать электронные билеты.

Перед поездкой в Москву у путешественника будет возможность выбрать готовый туристический пакет на три, пять или семь дней с бесплатным доступом во все региональные музеи столицы или составить собственный план путешествия. В приложении отобразится итоговый маршрут с объектами для посещения. После введения упрощенного визового режима оформление визы будет входить в общий туристический пакет. В аэропортах и партнерских точках туристы смогут получить конверт с физическим носителем Russpass, транспортной картой, картой города и информационным буклетом. С помощью уникального функционала платформы туристы смогут настроить персональные параметры. Они будут учитываться при отображении дополнительных сервисов на карте маршрута. Если турист захочет продолжить путешествие по России, при помощи платформы он сможет составить план поездки в Санкт-Петербург и Дальневосточный федеральный округ. Цифровая платформа Russpass полезна не только туристам, но и жителям столицы. С помощью платформы горожане могут узнавать об интересных событиях, происходящих в Москве, покупать электронные билеты, минуя очереди в кассы. Начиная с июля 2020 года, функционал платформы расширят – туристы смогут бронировать отели и покупать авиабилеты. Следует отметить, что опыт Москвы по внедрению цифровых технологий в туристскую городскую среду может быть полезен и другим российским регионам, например, для цифровизации туризма, культуры и гостеприимства в Новосибирске.

Выводы. Таким образом, роль и значение города, комфортной городской среды для развития туризма непрерывно увеличиваются. Создавая условия для массового привлечения туристов за счет использования природных ресурсов, культурно-исторического наследия, содействуя развитию бизнеса, проведению выставок и конгрессов, фестивалей и спортивных мероприятий, а также общегородских событий, городские власти и частные предприниматели привлекают огромное внимание путешествующих, а именно, урбантуристов. В дальнейшем активному развитию городского туризма в регионах России, будет способствовать бренд города и образ его жизненного уклада. Данные аспекты требуют внимания социологов, маркетологов, PR-менеджмента для организации и распространения туристского предложения, а также для развития урбантуризма в различных городах и дестинациях.

Список использованных источников:

1. Дорофеева, А.А. Факторы и условия внедрения инноваций в туристской индустрии [Текст] / А.А. Дорофеева, А.В. Курнявкин, М.В. Переверзев // Конференция актуальные тренды в экономике и финансах. – Омск, 2019 г. – С. 187-191.

2. Леушина, О.В. Факторы, определяющие развитие индустрии гостеприимства [Текст] / О.В. Леушина, Е.Г. Зотова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – Чебоксары, 2017 г. – С. 328-331.

3. Нюренбергер, Л.Б. Маркетинг отношений на рынке туристских услуг: теория, методология, развитие [Текст] // автореф. дисс… д-ра эконом. наук Л.Б. Нюренбергер, 2010 г.

4. Севрюков, И.Ю. Рынок услуг России: современные тенденции спроса [Текст] / И.Ю. Севрюков, Н.А. Лучина, Т.В. Климова // Теоретический и практический взгляд на современное состояние науки: Сборник трудов конференции. – Кемерово, 2015. – С. 182-184.

5. Шваков, Е.Е. Инвестиционный механизм на территориях регионального развития [Текст] / Е.Е. Шваков // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул, 2014. – С. 313-316.

Ключевые слова: город, регион, мегаполис, туризм, комфортная городская среда, цифровизация.

УДК 338.48                                                                                                              Свядосц Д.А.,

обучающаяся 2 курса

направления подготовки «Менеджмент объектов

туристской инфраструктуры»,

Белякова М.Ю.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой

менеджмента спортивной и туристской индустрии,

Институт финансов и устойчивого развития

ФГБОУ ВО «Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при президенте РФ»,

г. Москва, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.017 с.)