Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и интерпретация данных ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Учебное пособие Главный редактор И. Авидон Заведующая редакцией Т. Тулупьева Подписано в печать 19.07.2004. Формат 70х100‘/16. Усл. печ. л. 31,6. Тираж 5000 экз. Заказ № 63. Интернет-магазин: www.internatura.ru ООО Издательство «Речь». 199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. “М”), пом. 1, Представительство в Москве: Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Наследов Андрей Дмитриевич — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ. Область научных и педагогических интересов: организация и методы психологического исследования, современные методы анализа данных, история и методология психологии. На факультете психологии СПбГУ преподает с 1990 года; читает курсы: «Математические методы в психологии», «История психологии», «Статистические методы и математические модели в психологии», «Дизайн психологического исследования». • Элементарные основы и первичные статистики. • Проверка гипотез: методы статистического вывода. • Многомерные методы и модели. • Обработка данных на компьютере. Стиль книги выбран с учетом того, что математические методы обычно вызывают большие трудности при изучении. Необходимые для понимания математические основы даются скорее на неформальном уровне — без детального изложения математического обоснования и выводов формул. Введение математических терминов сопровождается простыми примерами, а теоретические и математические объяснения даются на элементарном уровне. А. Д. Наследов ISI3N 5-9268-0275-X Предположим, 10 студентам предложили оценить проведенное с ними занятие по двум критериям: увлекательность (Pref) и полезность (Use). Для оценки использовалась 10-балльная шкала. Полученные данные (2 переменные для 10 студентов) графически представлены в виде графика двумерного рассеивания (рис. 19.1). Конечно, классификация объектов по результатам измерения всего двух переменных не требует применения кластерного анализа: группировки и так можно выделить путем визуального анализа. Так, в данном случае наблюдаются четыре группировки: 9, 2, 3 — занятие полезное, но не увлекательное; 1, 10, 8 — занятие увлекательное, но бесполезное; 5, 7 — занятие и полезное и увлекательное; 4,6 — занятие умеренно увлекательное и умеренно полезное. Даже для трех переменных можно обойтись и без кластерного анализа, так как компьютерные программы позволяют строить трехмерные графики. Но для 4 и более переменных визуальный анализданных практически невозможен. Тем не менее, общий принцип классификации объектов при помощи кластерного анализа не зависит от количества измеренных признаков, так как непосредственной информацией для этого метода являются различия между классифицируемыми объектами.
• 8 • 10 * *5*7 • 1 • 4 • 6 2 • 3 • 9 * Н------------- 1 1 1 1 1 1 н 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 Use Рис. 19.1. График двумерного рассеивания переменных «увлекательность» (Pref) [1] Выход есть: заведите себе «ручного» математика! Но учтите: а) на воле такие не водятся, и приручать его вам придется самостоятельно; б) по мере приручения все менее понятно, кто кого приручает... [2] «Математическая психология» И. Гербарта появилась десятилетиями раньше, чем «экспериментальная психология» В. Вундта. [3] Суходольский Г. В. Математические методы психологии. СПб., 2003. С. 242. [4] Некоторые издания по этой теме перечислены в разделе «Дополнительная литература» (Организация и планирование исследования). [5] Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973. С. 681. [6] Цит. по: Справочник по прикладной статистике: В 2 т. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана. М., 1989. Т. 1. С. 270. [7] Читается как тау-Кендалл а. [8] С более совершенными методами предсказания книга знакомит вас в части 3: «Много мерные методы...» Один исследователь решил сопоставить антропометрические и психологические данные исследования довольно большой группы детей. Каково же было его изумление, когда обнаружилась существенная положительная корреляция между скоростью решения арифметических задач и размером стопы: гху = 0,42. Оказалось, однако, что дети были разного возраста. Корреляция размера стопы с возрастом составила rv=0,7, а корреляция скорос
задач с учетом возраста (при условии, что возраст остается неизменным). Для этого необходимо вычислить частный коэффициент корреляции между размером стопы [11] и скоростью решения арифметических задач У (при фиксирован ном возрасте 2): 0,42-0,7-0,6 Гсу - z I 5 0 V(l-0,72)(l-0,62) Таким образом, размер стопы и скорость решения арифметических задач коррелируют исключительно за счет согласованности возрастной изменчивости этих показателей: частная корреляция между ними (с учетом возраста) равна нулю. И если мы возьмем группу детей одного и того же возраста, то корреляция размера стопы и скорости решения арифметических задач будет равна нулю. [12] Представлений теоретических — в широком смысле слова, от получивших признание научных теорий до субъективных мнений. В последнем случае если гипотетические следствия окажутся состоятельными, то, кто знает, может быть родится новая научная теория. [13] Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. С. 687; Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. С. 247. [14] В угоду критически настроенному научному сообществу, но к огорчению исследователя! [15] Солосо Р., МакЛин К. Экспериментальная психология. СПб., 2003. С. 142. [16] Справочник по прикладной статистике. В 2 т. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Тю рина. М., 1989. С. 212. 1 Доказательство этого см., например: Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973. С. 744-745; Справочник по прикладной статистике. В 2 т. Т. 1 / Под ред. [19] Ллойда, У. Ледермана, Ю. Тюрина. М., 1989. С. 370—377. [20] См. там же. [21] Методы этого раздела заимствованы из: Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1977. С. 283—286. [22] В некоторых источниках по непонятным причинам для r-Пирсона и r-Спирмена приводят разные таблицы критических значений. В компьютерных программах (SPSS, STATISTICA) уровни значимости для одинаковых r-Пирсона и r-Спирмена всегда совпадают. [23] Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. С. 277. [24] Сравнение выборок по качественно определенному (номинативному) признаку мы относим к задачам анализа классификаций и таблиц сопряженности. [25] Данная глава содержит описание не всех, но самых популярных непараметрических методов. Более полный их арсенал, вместе с подробными рекомендациями по применению и с богатым иллюстративным материалом, можно найти в кн.: Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996. [26] Так определяется р-уровень в программе SPSS. В других источниках предлагается более консервативный метод — вычисление критического значения по формуле Шеффе (Гласс, Стэнли, 1977), — увеличивающий значение р-уровня. [27] Перед чтением этой главы рекомендуется освежить в памяти материал главы 6 о корреляции и двумерной регрессии. [28] Этот шаг следует выполнять тол ько на заключительном этапе проведения МРА, когда после предварительных проб определена окончательная модель регрессии. [29] После вращения сумма квадратов факторных нагрузок по столбцу не равна собственному значению фактора. [31] Во многих странах исследования выявили очень сходную структуру, состоящую из пяти факторов. Эти факторы достаточно полно передают основные значения прилагательных, с помощью которых люди описывают себя и других: экстраверсия, альтруизм, добросовестность, нейротизм, оригинальность. (См.: Лаак Я. тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1996; Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.)
[32] Подробное изложение математико-статистических идей метода можно найти в книге: Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клек- ка и др. М., 1989. [33] Лященко С., НаследовА. Исследование предпочтений студентами учебных предметов// Психология, акмеология, педагогика — образовательной практике: к 150-летию кафедры педагогики (педагогики и педагогической психологии) и 35-летию ф-та психологии СПбГУ. СПб., 2001. [34] Лященко С., НаследовА. Исследование предпочтений студентами учебных предметов // Психология, акмеология, педагогика — образовательной практике: к 150-лстию кафедры педагогики (педагогики и педагогической психологии) и 35-летию ф-та психологии СПбГУ. СПб., 2001.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.01 с.) |