Реконфигурация регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реконфигурация регулирования



На горизонте реализации Стратегии регулирование российского финансового рынка и его основных сегментов будет развиваться c учетом стандартов, разрабатываемых международными объединениями регуляторов банковского и страхового рынка, рынка ценных бумаг, рынка платежных услуг. При этом целевая конфигурация регулирования должна последовательно обеспечивать условия для быстрого доведения современных финансовых продуктов и инноваций до «промышленной» эксплуатации на финансовом рынке, их тиражирования и развития на основе конкуренции и лучших практик. Для этого необходимо не только сокращение сроков формирования правовых основ для появления новых бизнес-моделей и новых продуктов, но и создание таких форм регулирования, в основу которых заложена способность адаптации к быстро меняющимся реалиям. При этом будут созданы необходимые условия для применения экспериментальных правовых режимов для пилотирования инновационных проектов и сервисов, что позволит ускорить их внедрение.

На российском рынке будет реализована концепция совмещения регулируемых видов деятельности на финансовом рынке, включая расширение возможностей по совмещению видов деятельности, укрупнение лицензий и оптимизацию соответствующих лицензионных процедур, в том числе упрощенные процедуры лицензирования для финтех-компаний. Это позволит действующим и потенциальным участникам принимать решения о формате их работы на финансовом рынке без необходимости нести излишние регулятивные издержки, учитывая, что основные регуляторные требования будут предъявляться не к юридическому лицу, а к осуществляемой им деятельности.

В рамках этой работы также планируется устранить необоснованные барьеры для совмещения финансовой и нефинансовой деятельности, взаимного проникновения финансовых и нефинансовых сервисов для оказания комплементарных видов услуг.

При этом государство будет стремиться устранять секторальный и межпродуктовый регулятивный арбитраж. Однако в целях перераспределения потоков капитала в приоритетные для всего общества проекты и отрасли государство оставляет за собой право сознательного введения такого арбитража.

Сохраняя как основной подход регулирование по правилам, предполагается там, где это возможно, расширить использование мягкого регулирования как регулирования по принципам в форме рекомендаций, кодексов, стандартов СРО, в том числе при внедрении этических принципов поведения финансовых посредников.

Указанные выше направления развития регулирования в основном имеют кросс-секторальный характер и затронут деятельность большинства финансовых организаций – как кредитных, так и некредитных. При этом развитие непосредственно банковского сектора будет осуществляться в условиях уже используемых Банком России пропорционального и риск-ориентированного подходов к регулированию и надзору, которые будут своевременно адаптироваться с учетом трендов цифровизации, экосистемной трансформации и повестки устойчивого развития.

Учитывая, что с развитием цифровых технологий и дистанционных форматов обслуживания взаимоотношения на финансовом рынке приобретают все более трансграничный характер, и происходит конвергенция страновых рынков, Банк России во взаимодействии с регуляторами других государств будет проводить работу по определению подходов и внедрению регулирования экстерриториальных явлений на финансовом рынке.

Развитие рынка страхования

В части проникновения страховых услуг Российская Федерация не относится к категории стран с развитым страховым рынком. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием страховой культуры у граждан (привычки страхования рисков), а с другой – во многих случаях низкой клиентской ценностью и качеством страховых продуктов, в том числе на стадии урегулирования страховых случаев. Кроме того, страховой сектор отстает от российского финансового рынка в целом по уровню цифровизации и развитию дистанционных каналов обслуживания.

Хотя проделана большая работа по повышению доступности и индивидуализации страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далееОСАГО), необходимо продолжить работу в этом направлении в том числе в связи с развитием практик коллективной эксплуатации автотранспортных средств (каршеринга). Дальнейшая индивидуализация страховых тарифов по ОСАГО будет способствовать более эффективному и справедливому формированию тарифной политики в зависимости от уровня рисков страхователей, а также снизит риски перекладывания части стоимости страхования одних страхователей на других.

Будет проводиться работа над повышением клиентоориентированности обязательного медицинского страхования, администрирование которого продолжится страховыми организациями. Планируется, что обязательное и добровольное медицинское страхование (далее соответственно – ОМС и ДМС) будут формировать единую комплементарную систему, где добровольное страхование будет дополнять, а не заменять обязательное. Особенно важно повышение качества обязательного медицинского страхования, которое не должно уступать качеству ДМС по идентичным услугам, и включение в программу ОМС профилактики заболеваний, особенно учитывая, что социально уязвимые группы населения не имеют возможности воспользоваться добровольным медицинским страхованием.

Необходимо создание дополнительных стимулов для развития страхования жизни, прежде всего, как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан, в том числе в части долевого страхования жизни. Планируется развитие страховых продуктов, в большей степени адаптированных к задаче формирования накоплений граждан для целей использования после завершения трудовой деятельности, наряду с инструментами пенсионных накоплений. Кроме того, поддержку развитию данных видов страхования окажет распространение на них системы гарантирования, администрируемой ГК АСВ.

Продолжится также совершенствование регулирования системы вмененных видов страхования с целью повышения их клиентской ценности для граждан, в том числе экономической обоснованности страховых тарифов.

Повышению клиентской ценности массовых страховых продуктов и усилению прозрачности формирования их базовых характеристик для клиентов будет способствовать введение набора минимальных гарантированных условий в данных видах страхования. Особое внимание будет уделяться вопросам улучшения процедур урегулирования убытков, чтобы сделать их менее затратными и проблемными для клиентов страховых организаций.

Отдельное внимание будет уделено созданию условий для развития новых для российского рынка страховых продуктов, учитывая все более широкую цифровизацию экономических и общественных отношений, в том числе применение искусственного интеллекта, а также повышение значимости кибер-рисков и климатических рисков для экономики. В частности, потребуется дополнительная настройка линейки страховых продуктов в связи с использованием искусственного интеллекта вместо человека, например, при вождении автотранспорта (в том числе ОСАГО, страхование средств наземного транспорта (КАСКО) и других продуктов). Для развития страхования климатических рисков будет создан риск-офис по стихийным бедствиям.

Будут предприниматься меры по обеспечению ускорения цифровизации процессов на страховом рынке, учитывая, что в этом секторе пока они идут медленнее, чем на финансовом рынке в целом.

Для повышения устойчивости финансового рынка будет продолжено совершенствование регулирования страхового рынка с учетом стандартов Международной ассоциации страховых надзоров.

Развитие рынка капитала

В части развития рынка капитала основной акцент будет сделан на обеспечении возможности долгосрочного финансирования деятельности предприятий на всех стадиях развития бизнеса. Учитывая значительные успехи корпоративного кредитования и рынка облигаций, акцент в развитии будет сделан прежде всего на долевом и смешанном (гибридном) финансировании бизнеса.

Для содействия росту доступности венчурного финансирования планируется уделить внимание развитию инструментов структурирования сделок венчурных инвестиций. Важным элементом Стратегии также будет повышение уровня финансового образования предпринимателей и инвесторов, развитие финансовой культуры в секторе венчурных инвестиций.

Однако ключевым условием успешности стартапов является формирование спроса на производимые ими продукцию и услуги, снижение барьеров для их выведения на российский рынок применительно к публичным закупкам государства, государственных компаний и компаний с государственным участием. В данной области могут быть применены административные требования, устанавливающие минимальные уровни вложений государственных компаний в инновационные продукты новых предприятий. Важным элементом доступности венчурного финансирования является работа соответствующих институтов развития, которые могут выполнять функции управляющих партнеров для государственных и частных предприятий по вложениям в капитал инновационных компаний.

Рынку также предстоит оценить потенциал привлечения капитала в стартапы от граждан через утилитарные цифровые права, однако данное направление требует от краудфандинговых площадок глубокой предварительной проработки проектов, их пакетирования в однородные пулы в целях избежания концентрации рисков граждан на отдельных проектах, а также дальнейшее сопровождение проектов в процессе освоения привлеченных средств.

Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на открытом рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями, ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, акции с разным набором прав, конвертируемые долговые инструменты и опционные программы.

Важной задачей для обеспечения доступности привлечения долевого финансирования частными компаниями является создание инструментов оценки инвестиционных перспектив российских предприятий на основе объективных данных. Учитывая активную цифровизацию процессов, появление экосистем и развитие электронной коммерции, а также планы по упорядочиванию оборота данных на рынке, формируются рыночные условия для появления на рынке скоринговых сервисов, решающих данную задачу. Банк России приложит необходимые усилия для формирования среды доверия к таким сервисам по аналогии с тем, как это было сделано в отношении рейтингов кредитного качества заёмщиков. На основе данных скорингов можно ожидать интенсификации вложений гражданами и институциональными инвесторами капитала в предприятия с высокими темпами роста или стабильным дивидендным потоком.

Хотя публичное привлечение капитала через фондовую биржу (IPO) пока не стало носить массовый характер, у данного источника есть потенциал роста. Планируется стимулировать развитие рынка IPO через снижение регуляторных барьеров, повышение доступности гибридных инструментов для настройки корпоративного управления, а также уменьшение инфраструктурных издержек посредством исключения лишних посредников во взаимодействии инвесторов с предприятиями – реципиентами капитала. Потенциал такого сокращения имеют как классические формы посредничества, так и инновационные – использование цифровых финансовых активов и распределенных реестров.

Важной составляющей устойчивого функционирования финансового рынка является присутствие на нем национальных институциональных инвесторов: страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Государство будет создавать условия для содействия их развитию. Однако в конечном счете доверие населения и бизнеса к институциональным инвесторам будет формироваться и в значительной степени зависеть от результатов их деятельности – способности удовлетворять потребности своих клиентов в получении финансовых результатов на предоставленный в управление капитал.

На плановом периоде будет усиливаться взаимодействие российского финансового рынка и глобального рынка капитала. Нерезиденты останутся важной группой инвесторов как на рынке публичного (государственного и негосударственного) долга, так и на рынке акций. При этом увеличатся объемы инвестиций граждан и институциональных инвесторов в иностранные активы. Такое взаимное проникновение требует поддержания инфраструктурного взаимодействия Москвы с крупнейшими финансовыми центрами и соответствие национального регулирования международным стандартам в том числе в области корпоративного управления. Эта задача будет решаться в рамках международной повестки Стратегии (п 3.9).

Международная интеграция

Влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и развития стран в современном мире, а также появление новых вызовов и угроз создают потребность во все более тесном межгосударственном взаимодействии в финансовой сфере.

Российская Федерация будет взаимодействовать с зарубежными странами и международными организациями, в том числе с учетом своих реальных практических потребностей, и эффективно обеспечивать национальные интересы по развитию финансового рынка и поддержанию национального финансового суверенитета.

При этом могут применяться разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие современное состояние развития финансового сектора в Российской Федерации и странах-партнерах.

Планомерное развитие Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в финансовой сфере в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе позволит субъектам финансового рынка государств – членов ЕАЭС беспрепятственно получать доступ на рынки друг друга в банковском секторе, страховом секторе и на рынке ценных бумаг, что увеличит конкурентоспособность финансовых рынков государств – членов ЕАЭС, повысит качество оказываемых финансовых услуг, обеспечит большую защищенность инвесторов и инвестиционную привлекательность пространства ЕАЭС в целом, обеспечит дальнейший рост и эффективность финансового сектора государств – членов ЕАЭС.

При этом при формировании общего финансового рынка ЕАЭС особое внимание также уделяется снижению возможностей для регуляторного арбитража и концентрации рисков для финансовой стабильности как на уровне отдельных стран, так и на общем финансовом рынке ЕАЭС.

Заявленные задачи будут достигаться через реализацию основных направлений формирования общего финансового рынка: гармонизацию законодательства государств – членов ЕАЭС в финансовой сфере на базе международных стандартов, обеспечение взаимного допуска субъектов общего финансового рынка, надзор за деятельностью участников общего финансового рынка, развитие инфраструктуры общего финансового рынка, формирование общего биржевого пространства, защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, обеспечение кибербезопасности, развитие общего платежного пространства.

Продолжится взаимодействие с Республикой Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, которое идет в параллели с проектом развития ЕАЭС. Действия регуляторов финансовых рынков двух государств будут направлены, прежде всего, на гармонизацию требований нормативных актов в их сферах деятельности, ожидаемым результатом которых предполагается, в частности, гармонизация принципов и механизмов денежно-кредитной политики, усиление добросовестной конкуренции и рост деловой активности на финансовом рынке при сокращении влияния нерыночных преимуществ на конкурентоспособность финансовых организаций, снижение рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, либерализация валютного законодательства, формирование общего платежного пространства в рамках Союзного государства.

Приоритетным направлением также является развитие интеграции с азиатскими рынками, прежде всего с финансовым рынком Китайской Народной Республики. При содействии Банка России продолжится работа по развитию взаимодействия между российским и китайским финансовыми рынками, в частности в целях:

– формирования независимой российско-китайской инфраструктуры учета прав российских и китайских инвесторов на ценные бумаги эмитентов двух стран;

– содействия обеспечению доступа эмитентов и инвесторов к рынкам капитала России и Китайской Народной Республики;

– дальнейшего увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

Одновременно будет уделяться внимание развитию взаимодействия на финансовых рынках и с другими азиатскими странами, в том числе с целью обеспечения доступа к рынкам капитала друг друга, а также увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

В целях увеличения роли Москвы как международного финансового центра необходимо упростить работу российских финансовых посредников с иностранными эмитентами и инвесторами. Предполагается создать благоприятные налоговые условия обслуживания иностранных инвесторов российскими брокерскими и управляющими компаниями, в том числе в области удаленной идентификации, а также упростить выпуск ценных бумаг в российской юрисдикции иностранными эмитентами.

Учитывая широкое проникновение финансовых сервисов для населения, предоставляемых иностранными организациями из-за пределов Российской Федерации, будет расширяться регуляторное и надзорное взаимодействие Банка России с иностранными регуляторами финансового рынка в целях взаимного признания эквивалентности регуляторных режимов в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов на рынке капитала. При этом будет возрастать актуальность совместной работы регуляторов по выработке общих международных стандартов регулирования финансового сектора, противодействию незаконным практикам и упорядочиванию работы финансовых инноваций, имеющих экстерриториальный характер, прежде всего в сфере ОД/ФТ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.016 с.)