Правительство Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Российской Федерации



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от «____» __________ 2021 г. №_______

 

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти при реализации полномочий в отношении вопросов развития финансового рынка руководствоваться положениями Стратегии.

3. Министерству финансов Российской Федерации при разработке во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации проекта основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на очередной год и на плановый период, равный двум годам, следующим за очередным годом, руководствоваться положениями Стратегии.

 

Председатель Правительства

  Российской Федерации                                                                          М. Мишустин

 


 


Проект

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации

от «__»______2021 г. № ______

 

Стратегия развития финансового рынка

Российской Федерации до 2030 года


Содержание

 

1. Общие положения. 3

2. Основные итоги десятилетия и тенденции в развитии российского финансового рынка. 7

3. Условия и долгосрочные приоритеты развития финансового рынка. 11

3.1. Защита прав потребителей финансовых услуг, финансовое просвещение, финансовая доступность. 13

3.2. Содействие цифровизации и развитию платежных сервисов. 16

3.3. Государственное стимулирование развития финансового рынка. 19

3.4. Подготовка кадров для финансового рынка. 22

3.5. Содействие устойчивому развитию (ESG) 22

3.6. Реконфигурация регулирования. 25

3.7. Развитие рынка страхования. 26

3.8. Развитие рынка капитала. 28

3.9. Международная интеграция. 30

4. Основные механизмы реализации Стратегии. 32

 


 

Общие положения

 

Развитие российского финансового рынка осуществляется его участниками в партнерстве с государством. При этом стратегическая задача участников рынка – развивать инновационный, клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями финансовых услуг. Стратегическая задача регуляторов – создавать благоприятные условия для развития финансового рынка, в том числе устраняя искажения и барьеры, препятствующие его развитию, с использованием имеющегося инструментария. Это основное положение, на котором базируется настоящая Стратегия развития финансового рынка до 2030 года (далее также – Стратегия).

Данная Стратегия формирует ориентиры при разработке среднесрочных документов Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России), затрагивающих вопросы развития финансового рынка.

Цели развития финансового рынка

Развитие финансового рынка должно, в первую очередь, служить интересам граждан и бизнеса, общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей и приоритетов. При этом для того, чтобы финансовый рынок выполнял свои функции, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, необходимо, чтобы и сам рынок устойчиво развивался, своевременно отвечая на запрос экономики в необходимых финансовых продуктах и услугах. С учетом этого в качестве ключевых рассматриваются следующие цели развития финансового рынка.

1. Повышение уровня и качества жизни граждан за счет использования инструментов финансового рынка.

2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков, в том числе в условиях перехода к низкоуглеродной экономике.

3. Создание условий для устойчивого роста финансовой индустрии.

При этом третья цель в силу названных выше причин рассматривается не сама по себе, а является подчиненной первым двум целям.

 

 

Подготовка кадров для финансового рынка

В условиях перманентных изменений в экономике и на финансовом рынке повышается запрос работодателей и работников на постоянную актуализацию знаний персонала. В этих условиях спонсируемое государством обучение должно стать гибким, динамичным процессом, ориентированным на взаимодействие учебных заведений с гражданами в течение всей их трудовой жизни, что требует соответствующей адаптации и настройки системы образования.

При этом современные цифровые технологии и дистанционные форматы формируют экстерриториальный, в том числе в глобальном масштабе, рынок образования, создавая новые возможности для обучения и развития.

В настоящее время отдельные крупнейшие финансовые организации самостоятельно организуют системы подготовки кадров, соответствующие их потребностям. Это создает не только дополнительные издержки для таких организаций, но и существенное конкурентное преимущество, учитывая, что менее крупные игроки не обладают ресурсами, достаточными для самостоятельной подготовки кадров. Они вынуждены конкурировать за ограниченное предложение квалифицированной рабочей силы, и нести растущие издержки на поиск квалифицированных кадров. Задача государства в области образования организовать совместно с предпринимателями и учебными заведениями подготовку специалистов, соответствующих быстро изменяющемуся спросу на квалифицированные кадры на финансовом рынке. Рост заработных плат сотрудников на финансовом рынке должен быть обусловлен ростом производительности их труда, а не дефицитом рабочей силы.

Развитие рынка страхования

В части проникновения страховых услуг Российская Федерация не относится к категории стран с развитым страховым рынком. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием страховой культуры у граждан (привычки страхования рисков), а с другой – во многих случаях низкой клиентской ценностью и качеством страховых продуктов, в том числе на стадии урегулирования страховых случаев. Кроме того, страховой сектор отстает от российского финансового рынка в целом по уровню цифровизации и развитию дистанционных каналов обслуживания.

Хотя проделана большая работа по повышению доступности и индивидуализации страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далееОСАГО), необходимо продолжить работу в этом направлении в том числе в связи с развитием практик коллективной эксплуатации автотранспортных средств (каршеринга). Дальнейшая индивидуализация страховых тарифов по ОСАГО будет способствовать более эффективному и справедливому формированию тарифной политики в зависимости от уровня рисков страхователей, а также снизит риски перекладывания части стоимости страхования одних страхователей на других.

Будет проводиться работа над повышением клиентоориентированности обязательного медицинского страхования, администрирование которого продолжится страховыми организациями. Планируется, что обязательное и добровольное медицинское страхование (далее соответственно – ОМС и ДМС) будут формировать единую комплементарную систему, где добровольное страхование будет дополнять, а не заменять обязательное. Особенно важно повышение качества обязательного медицинского страхования, которое не должно уступать качеству ДМС по идентичным услугам, и включение в программу ОМС профилактики заболеваний, особенно учитывая, что социально уязвимые группы населения не имеют возможности воспользоваться добровольным медицинским страхованием.

Необходимо создание дополнительных стимулов для развития страхования жизни, прежде всего, как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан, в том числе в части долевого страхования жизни. Планируется развитие страховых продуктов, в большей степени адаптированных к задаче формирования накоплений граждан для целей использования после завершения трудовой деятельности, наряду с инструментами пенсионных накоплений. Кроме того, поддержку развитию данных видов страхования окажет распространение на них системы гарантирования, администрируемой ГК АСВ.

Продолжится также совершенствование регулирования системы вмененных видов страхования с целью повышения их клиентской ценности для граждан, в том числе экономической обоснованности страховых тарифов.

Повышению клиентской ценности массовых страховых продуктов и усилению прозрачности формирования их базовых характеристик для клиентов будет способствовать введение набора минимальных гарантированных условий в данных видах страхования. Особое внимание будет уделяться вопросам улучшения процедур урегулирования убытков, чтобы сделать их менее затратными и проблемными для клиентов страховых организаций.

Отдельное внимание будет уделено созданию условий для развития новых для российского рынка страховых продуктов, учитывая все более широкую цифровизацию экономических и общественных отношений, в том числе применение искусственного интеллекта, а также повышение значимости кибер-рисков и климатических рисков для экономики. В частности, потребуется дополнительная настройка линейки страховых продуктов в связи с использованием искусственного интеллекта вместо человека, например, при вождении автотранспорта (в том числе ОСАГО, страхование средств наземного транспорта (КАСКО) и других продуктов). Для развития страхования климатических рисков будет создан риск-офис по стихийным бедствиям.

Будут предприниматься меры по обеспечению ускорения цифровизации процессов на страховом рынке, учитывая, что в этом секторе пока они идут медленнее, чем на финансовом рынке в целом.

Для повышения устойчивости финансового рынка будет продолжено совершенствование регулирования страхового рынка с учетом стандартов Международной ассоциации страховых надзоров.

Развитие рынка капитала

В части развития рынка капитала основной акцент будет сделан на обеспечении возможности долгосрочного финансирования деятельности предприятий на всех стадиях развития бизнеса. Учитывая значительные успехи корпоративного кредитования и рынка облигаций, акцент в развитии будет сделан прежде всего на долевом и смешанном (гибридном) финансировании бизнеса.

Для содействия росту доступности венчурного финансирования планируется уделить внимание развитию инструментов структурирования сделок венчурных инвестиций. Важным элементом Стратегии также будет повышение уровня финансового образования предпринимателей и инвесторов, развитие финансовой культуры в секторе венчурных инвестиций.

Однако ключевым условием успешности стартапов является формирование спроса на производимые ими продукцию и услуги, снижение барьеров для их выведения на российский рынок применительно к публичным закупкам государства, государственных компаний и компаний с государственным участием. В данной области могут быть применены административные требования, устанавливающие минимальные уровни вложений государственных компаний в инновационные продукты новых предприятий. Важным элементом доступности венчурного финансирования является работа соответствующих институтов развития, которые могут выполнять функции управляющих партнеров для государственных и частных предприятий по вложениям в капитал инновационных компаний.

Рынку также предстоит оценить потенциал привлечения капитала в стартапы от граждан через утилитарные цифровые права, однако данное направление требует от краудфандинговых площадок глубокой предварительной проработки проектов, их пакетирования в однородные пулы в целях избежания концентрации рисков граждан на отдельных проектах, а также дальнейшее сопровождение проектов в процессе освоения привлеченных средств.

Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на открытом рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями, ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, акции с разным набором прав, конвертируемые долговые инструменты и опционные программы.

Важной задачей для обеспечения доступности привлечения долевого финансирования частными компаниями является создание инструментов оценки инвестиционных перспектив российских предприятий на основе объективных данных. Учитывая активную цифровизацию процессов, появление экосистем и развитие электронной коммерции, а также планы по упорядочиванию оборота данных на рынке, формируются рыночные условия для появления на рынке скоринговых сервисов, решающих данную задачу. Банк России приложит необходимые усилия для формирования среды доверия к таким сервисам по аналогии с тем, как это было сделано в отношении рейтингов кредитного качества заёмщиков. На основе данных скорингов можно ожидать интенсификации вложений гражданами и институциональными инвесторами капитала в предприятия с высокими темпами роста или стабильным дивидендным потоком.

Хотя публичное привлечение капитала через фондовую биржу (IPO) пока не стало носить массовый характер, у данного источника есть потенциал роста. Планируется стимулировать развитие рынка IPO через снижение регуляторных барьеров, повышение доступности гибридных инструментов для настройки корпоративного управления, а также уменьшение инфраструктурных издержек посредством исключения лишних посредников во взаимодействии инвесторов с предприятиями – реципиентами капитала. Потенциал такого сокращения имеют как классические формы посредничества, так и инновационные – использование цифровых финансовых активов и распределенных реестров.

Важной составляющей устойчивого функционирования финансового рынка является присутствие на нем национальных институциональных инвесторов: страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Государство будет создавать условия для содействия их развитию. Однако в конечном счете доверие населения и бизнеса к институциональным инвесторам будет формироваться и в значительной степени зависеть от результатов их деятельности – способности удовлетворять потребности своих клиентов в получении финансовых результатов на предоставленный в управление капитал.

На плановом периоде будет усиливаться взаимодействие российского финансового рынка и глобального рынка капитала. Нерезиденты останутся важной группой инвесторов как на рынке публичного (государственного и негосударственного) долга, так и на рынке акций. При этом увеличатся объемы инвестиций граждан и институциональных инвесторов в иностранные активы. Такое взаимное проникновение требует поддержания инфраструктурного взаимодействия Москвы с крупнейшими финансовыми центрами и соответствие национального регулирования международным стандартам в том числе в области корпоративного управления. Эта задача будет решаться в рамках международной повестки Стратегии (п 3.9).

Международная интеграция

Влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и развития стран в современном мире, а также появление новых вызовов и угроз создают потребность во все более тесном межгосударственном взаимодействии в финансовой сфере.

Российская Федерация будет взаимодействовать с зарубежными странами и международными организациями, в том числе с учетом своих реальных практических потребностей, и эффективно обеспечивать национальные интересы по развитию финансового рынка и поддержанию национального финансового суверенитета.

При этом могут применяться разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие современное состояние развития финансового сектора в Российской Федерации и странах-партнерах.

Планомерное развитие Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в финансовой сфере в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе позволит субъектам финансового рынка государств – членов ЕАЭС беспрепятственно получать доступ на рынки друг друга в банковском секторе, страховом секторе и на рынке ценных бумаг, что увеличит конкурентоспособность финансовых рынков государств – членов ЕАЭС, повысит качество оказываемых финансовых услуг, обеспечит большую защищенность инвесторов и инвестиционную привлекательность пространства ЕАЭС в целом, обеспечит дальнейший рост и эффективность финансового сектора государств – членов ЕАЭС.

При этом при формировании общего финансового рынка ЕАЭС особое внимание также уделяется снижению возможностей для регуляторного арбитража и концентрации рисков для финансовой стабильности как на уровне отдельных стран, так и на общем финансовом рынке ЕАЭС.

Заявленные задачи будут достигаться через реализацию основных направлений формирования общего финансового рынка: гармонизацию законодательства государств – членов ЕАЭС в финансовой сфере на базе международных стандартов, обеспечение взаимного допуска субъектов общего финансового рынка, надзор за деятельностью участников общего финансового рынка, развитие инфраструктуры общего финансового рынка, формирование общего биржевого пространства, защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, обеспечение кибербезопасности, развитие общего платежного пространства.

Продолжится взаимодействие с Республикой Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, которое идет в параллели с проектом развития ЕАЭС. Действия регуляторов финансовых рынков двух государств будут направлены, прежде всего, на гармонизацию требований нормативных актов в их сферах деятельности, ожидаемым результатом которых предполагается, в частности, гармонизация принципов и механизмов денежно-кредитной политики, усиление добросовестной конкуренции и рост деловой активности на финансовом рынке при сокращении влияния нерыночных преимуществ на конкурентоспособность финансовых организаций, снижение рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, либерализация валютного законодательства, формирование общего платежного пространства в рамках Союзного государства.

Приоритетным направлением также является развитие интеграции с азиатскими рынками, прежде всего с финансовым рынком Китайской Народной Республики. При содействии Банка России продолжится работа по развитию взаимодействия между российским и китайским финансовыми рынками, в частности в целях:

– формирования независимой российско-китайской инфраструктуры учета прав российских и китайских инвесторов на ценные бумаги эмитентов двух стран;

– содействия обеспечению доступа эмитентов и инвесторов к рынкам капитала России и Китайской Народной Республики;

– дальнейшего увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

Одновременно будет уделяться внимание развитию взаимодействия на финансовых рынках и с другими азиатскими странами, в том числе с целью обеспечения доступа к рынкам капитала друг друга, а также увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

В целях увеличения роли Москвы как международного финансового центра необходимо упростить работу российских финансовых посредников с иностранными эмитентами и инвесторами. Предполагается создать благоприятные налоговые условия обслуживания иностранных инвесторов российскими брокерскими и управляющими компаниями, в том числе в области удаленной идентификации, а также упростить выпуск ценных бумаг в российской юрисдикции иностранными эмитентами.

Учитывая широкое проникновение финансовых сервисов для населения, предоставляемых иностранными организациями из-за пределов Российской Федерации, будет расширяться регуляторное и надзорное взаимодействие Банка России с иностранными регуляторами финансового рынка в целях взаимного признания эквивалентности регуляторных режимов в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов на рынке капитала. При этом будет возрастать актуальность совместной работы регуляторов по выработке общих международных стандартов регулирования финансового сектора, противодействию незаконным практикам и упорядочиванию работы финансовых инноваций, имеющих экстерриториальный характер, прежде всего в сфере ОД/ФТ.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от «____» __________ 2021 г. №_______

 

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти при реализации полномочий в отношении вопросов развития финансового рынка руководствоваться положениями Стратегии.

3. Министерству финансов Российской Федерации при разработке во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации проекта основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на очередной год и на плановый период, равный двум годам, следующим за очередным годом, руководствоваться положениями Стратегии.

 

Председатель Правительства

  Российской Федерации                                                                          М. Мишустин

 


 


Проект

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации

от «__»______2021 г. № ______

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.041 с.)