Системный анализ музыкального произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный анализ музыкального произведения



         
 

 


Схема 4.

 


Образец примерного плана прохождения репертуара (на два месяца-до ближайшего зачета; остальное время до конца полугодия планируется аналогично)

 

 

Сентябрь

Октябрь

3 6 10 13 17 20 24 27 1 4 8 11 15 18 22 25

Зачет

Полифония

 

Разбор текста, аппликатура 15 10 3                          
Форма     7                          
Лад.-тональность     5 5                        
Метро-ритм   5       5                    
Интонирование 5 15 5   10 10   3                
Худ. Образ 10                              
Стиль   10                            
Жанр     5                          
Динамика       5                        
Артикуляция         10                      
Педаль     5 2 2   2                  
Наизусть       15 5   10 5                
Темп         5 5   5                
Технич.сложности         10 5 5                  
Целостность,обыгрывание                 30 30 25 30 25 30 25 30

 

 

этюд

Разбор, аппликатура 10   2                          

Зачет

Динамика           5   5                
Педаль     5     5   5                
Наизусть, целостность, техн. Сложности       10 5 5 5   10 15 15 10 15 10 5 5

Этюд

Разбор, аппликатура     5 5                        

Контрольный урок

        Динамика             5         2        
           Педаль             5         2        
Наизусть, техн.сложности           5 5       5   5   5 5
ансамбль Разбор, аппликатура     2       5 2 5 к.урок               ______
ансамбль Чтение с листа 5 5 2 4 1 1 5 2       1   2 5 5 _______ -
Пьеса Проверка самост. Работы               20           5 5   Контр.урок

 

*Пустые клеточки в графе"сентябрь" не означают перерыва в исполнительской реализации какого-либо параметра произведения. Это значит, что данный параметр после начального основательного освоения дальше вошел в другую часть работы, чаще всего в «разучивание наизусть». Графы "октября" - "Целостность. Обыгрывание"- естественно, вбирают в себя все остальные аспекты работы с произведением.

Цифры обозначают примерное количество минут, планируемое затратить на данный вид работы. Цифры под названием месяца – числа данного месяца. Один урок (в сумме 45 минут) прочитывается сверху вниз, по вертикальному столбцу. Представленная схема -

Планирование, особенно сверка реального распределения времени с планом, имеет очень большое организующее значение – это хорошая подсказка педагогу для координирования своей работы.

 

Схема 5

 

 


 

Неотъемлемая часть работы над мелодией- развитие у ребенка навыков игры легато.

В работе над произведением важно уяснить принципы развития мелодии, ее членения. В этом отношении одинаково важно найти «центральные точки» тяготения во фразе (местные кульминации) и цезуры, т.е. моменты членения фраз. Надо знакомить ученика с членением мелодии на мотивы, фразы, предложения, периоды, дать понятие о кадансах. Наконец, необходимо учить ребенка объединять отдельные построения в общую линию, находить главную кульминацию обобщающего построения.

Ладогармоническое мышление - важнейшая сторона воспитания ученика. В этом плане преподавателю фортепианного класса необходимо так подбирать репертуар ученику, чтобы у него шло постоянное накопление ладогармонических впечатлений. Как можно раньше ребенка надо ознакомить не только с мажором и минором, но и с другими ладами, давать ему песенные обработки, в которых использованы народные лады. Учеников с развитым ладотональным мышлением, особенно старшеклассников, можно знакомить и с образцами атональной музыки (сначала с произведениями, где атональность используется фрагментарно).

Гармония - мощнейшее средство музыкальной выразительности. На первых этапах обучения ученик знакомится с ней на уровне переживаний состояния неустойчивости (диссонанса) и покоя (консонанса). В дальнейшем важно, чтобы ученик вникал в отдельные гармонии и их сочетания, учился вникать в логику гармонического развития.

Постоянно следует направлять внимание ученика на красочные функции гармонии, давать ему побольше пьес с красочными гармониями, характерными образами.

Работа над полифонией имеет исключительно большое значение, т. к. она пронизывает собой структуру абсолютно всех произведений. Ученик с развитым полифоническим слухом всегда будет исполнять произведения объемно, рельефно воспроизводя отдельные элементы музыкальной ткани.

В репертуаре ученика постоянно должны быть полифонические произведения подголосочного вида, пьесы с контрастной полифонией, с полифонией имитационного склада.

Главная задача в работе над полифонией- научиться сочетать слышание каждого отдельного голоса со слышанием всей полифонической ткани в целом, слышать все несовпадения в развитии отдельных голосов, различную их тембровую окраску, научиться создавать «объемное» звучание темброво-динамическими средствами.

В работе над метро-ритмом очень важно учить ребенка достигать темпового единства при исполнении произведения. В этом плане очень важно воспитывать у ученика чувство ритмического пульса. Неразрывно с проблемами метро-ритма связана агогика. Все ритмические (агогические) отступления от темпа не должны разрушать метр, сильные доли постоянно должны ощущаться.

В работе над динамикой надо всячески избегать формального отношения к выполнению оттенков. При объяснении динамики преподавателю всегда надо исходить из содержания произведения, уметь ярко, эмоционально его раскрыть. Динамический план исполнения должен помочь яркому раскрытию художественного образа, помочь скрепить форму.

С динамикой неразрывно связана тембровая сторона исполнения, создание красочных контрастов различных регистров, подчеркивание в исполнении какого-либо из них средствами динамики.

Решение аппликатурных проблем исключительно важно для осуществления разнообразных художественных задач. Хорошо подобранная аппликатура способствует преодолению многих пианистических трудностей. Поэтому с первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре.

Говоря о вопросах педализации, уместно вспомнить слова А.Рубинштейна: «Педаль-душа фортепиано». Педаль открывает пианисту богатейшие художественные возможности, поэтому работа над педализацией необходима с первых лет обучения и на всех последующих этапах.

Важно научить ребенка пользоваться педалью как связующим средством. Очень важно прививать ученику навыки педализации для осуществления различных тембровых решений, формировать у ученика отношение к педали как к красочному средству. С первым опытом педализации надо дать понять ученику, насколько педаль способствует певучести исполнения.

Самое главное в работе над педалью - слуховой контроль, выработка у ученика отрицательного отношения к педальной грязи.

С самого начала надо учить ребенка разным видам педали.

Так или иначе, у ученика постоянно надо воспитывать отношение к педали как к художественному средству, которое не поддается точному обозначению, зависит от характера исполнения, инструмента, помещения и т.д.

В начале обучения следует точно указывать нужную педаль. Постепенно в вопросах педализации надо предоставлять ученику большую самостоятельность.

В работе с учеником необходимо использовать произведения с различными видами фортепианного изложения. При работе над любым видом изложения самое главное- вслушивание в свою игру. Особое внимание здесь должно быть уделено двигательной стороне исполнения. Движения ученика должны быть целесообразны, свободны, и удобны.

При работе над мелодическими фигурациями и гаммообразными последованиями легато необходимо достигать цельности линии в сочетании с полным. насыщенным звучанием пальцев.

При игре арпеджио и гармонических фигураций также необходимо единство линии. Следует следить при этом за подкладыванием первого пальца и за состоянием руки-оно должно быть свободно собранным.

При работе над аккордами на ранних этапах обучения очень важна одновременность воспроизведения всех звуков. Далее большая трудность- выделение мелодического голоса. Важна точность звукоизвлечения, которая требует активности пальцев.

При разучивании октавных последований стаккато главное- избегать лишних движений по вертикали, вырабатывать у ученика ощущение «скольжения» руки вдоль клавиатуры при полной ее свободе. Здесь также очень важно ощущение «кончиков» пальцев. Давать ребенку произведение с октавами следует тогда, когда растяжка кисти руки позволяет ему исполнить этот вид изложения без напряжения.

При работе с двойными нотами необходимо приучать ребенка относиться к ним как к двухголосию.

Вдумчивой работы требует освоение динамики формы – т.е. выявление кульминаций (местных и главной), выяснение гармонического и ладотонального строения и связи его с художественным образом.

Важная проблема этого этапа – постепенное приближение к нужному темпу, скрепляющему форму.

Важно, чтобы ученик познакомился со всеми ремарками и терминами, что бы он мог рассказать об авторе произведения, об истории его создания, о стилевом направлении, к которому оно принадлежит.

Таким образом, второй этап работы над произведением- это «овеществление» художественного замысла в непосредственном исполнении. И здесь, конечно, самое главное- воспитание слухового самоконтроля.

10 билет. Третий этап работы над произведением.

В этот период происходит постижение учеником произведения во всей его глубине. Параллельно оттачиваются моменты, связанные с технической стороной исполнения.

Здесь же уточняется исполнительский замысел. На этом этапе проявится исполнительская яркость ученика.

Исключительно важно ощущение общей линии развития, охват целого. Работа над целым должна присутствовать постоянно, на всех этапах работы с произведением и сочетаться с работой над деталями. В этот период ученику следует чаще исполнять произведение целиком.

Конечный этап работы – подготовка к публичному выступлению. Всякое выступление на сцене воспитывает в ребенке умение собрать свою волю, сосредоточиться в стрессовой ситуации именно на содержании произведения и на своих исполнительских задачах. Общеизвестен факт, что большой опыт выступлений способствует выработке сценической устойчивости, игре с наименьшими потерями.

Исполнение по окончании следует обсудить, обязательно указать ученику на сильные стороны выступления и на недочеты, с целью их устранения в будущем. Такие обсуждения формируют критическое отношение учащихся к своим выступлениям, способствуют утверждению высокого авторитета оценки и замечаний педагога.

Произведения, которые даются ученику для ознакомления, наизусть не учатся. Они, как правило, исполняются в более медленном темпе. Здесь обязательным является лишь выявление основного характера произведения, внимание к нотному тексту.

Самостоятельно выученное произведение- проверка: чему научился ученик за данный период времени в классе.

Различные формы работы с произведениями расширяют репертуар ученика. Это крайне важно для его всестороннего развития. Для того, чтобы репертуар накапливался, надо периодически повторять ранее выученные произведения, особенно любимые и успешно исполненные публично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.023 с.)