Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа раннеэстетического развития.
Целью курса обще - эстетического развития детей 4-х 5-и лет является накопление детьми самых различных музыкальных впечатлений. В результате, наша методика вместила в себя два блока заданий, предназначенные: 1) для детей 4-х лет (№№1-6); 2) для детей 5 лет (№№ 7). Подбор упражнений должен проходить сугубо индивидуально, он должен зависеть только от успехов каждого ребенка. Соответственно, задания из 1-го и 2-го блока компонуются также свободно. 1. Прогулка в парке, в лесу. Прогулки с детьми используются для пробуждения у детей интереса к разнообразию звуков. Необходимо разговаривать с ними об этом. Придя с прогулки, рекомендуется имитировать услышанное на фортепиано, исполняя соответствующие звукоизобразительные пьесы из классического репертуара. 2. Слушание музыки. Различные музыкальные отрывки произведений разных эпох, стилей, жанров, исполняемые на фортепиано, а также на других инструментах, отрывки из симфонической музыки служат 4-х летнему ребенку музыкальным фоном для его «естественного проживания» на занятии – ничем не загружая его сознание, дать ребенку просто какое- то время «жить под музыку» (родителям мы настоятельно советуем дома делать тоже самое, но образцы произведений должны быть согласованы с педагогом!). Так происходит погружение ребенка в музыку, пока на подсознательном уровне. 3. Исполнение песенок для исследования разных эмоций (по Филипу Шеппарду) [9]. Например, следующее упражнение помогает маленькому ребенку выразить его эмоции в игре. Выбрав детскую песенку «Киска», по характеру очень спокойную и добрую, можно сначала просто спеть ее вместе с ребенком, а затем поиграть с ним в игру: притвориться злым и раздраженным, потом - испуганным, потом - счастливым, затем – маленьким, затем – большим. Добиваясь громкого и уверенного пения, хорошо идти от обратного – начать петь очень тихо, как «застенчивый малыш». Затем попросить ребенка спеть ту же песенку как могучий, уверенный в себе богатырь. Такое пение на контрасте, причем пение вдвоем с педагогом, дает весьма ощутимый результат. 4. Интерпретация музыки посредством рисунка. Упражнение основано на том заключении психологов, что дети инстинктивно чувствуют связь между линией рисунка и линией мелодии. Рисунки, сделанные карандашами и красками под музыку, стимулируют развитие навыков пространственного воображения. Можно рисовать вместе с детьми, слушая музыку, относящуюся к разным стилям: спокойную и тихую по характеру («Утро» из музыки к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» соч.23), захватывающую, с резко очерченным ритмом («Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна). Затем полезно действовать от обратного: учить детей с помощью простейших музыкальных инструментов (трещоток, дудок, барабанов, ксилофона), просто движений, хлопков, притопов «прочитать» рисунок так, как если бы это были ноты. При этом можно попытаться связать низкие и высокие линии рисунка с низкими и высокими звуками, мягкие или жесткие тона – с плавной или резкой музыкой. Подобная графическая нотная запись очень близка и понятна детям, она соответствует их естественному стремлению «творить» свои собственные формы передачи звуков на бумаге.
5. Песни и игры, основанные на движении. а) « Музыкальная лесенка». Это упражнение очень полезно для развития слуховых навыков, умения точно воспроизводить звук и хорошо его запоминать. Можно попросить детей петь песенку «Я гуляю» из сборника «Первые шаги» (составитель С.И.Голованова), представляющую собой восходящую гамму до мажор. При этом, предложить детям представить, что они, вместе с нами, поднимаются по крутой лестнице, где каждая ступенька – новая нота - выше предылущей (пели и шагали). Затем можно попросить детей петь таким образом цифры в возрастающей последовательности, спеть эту песенку с названиями нот, попытаться «перепрыгнуть» через ступеньку и тогда дети почувствуют, что получается, если мы пропускаем одну ноту. б) «Медвежонок». Это тихая, спокойная песенка, которая помогает развивать координацию движений. На слова «Медвежонок, медвежонок, повернись кругом, дружок» - повернуться кругом, «медвежонок, медвежонок, лапкой мягкой тронь песок» - коснуться кончиками пальцев пола, «медвежонок медвежонок, покажи свой башмачок – поочередно поднять обе ноги, медвежонок, медвежонок, в норке отдохни, дружок – сесть на пол. в) Упражнение с отсчетом. Это следующее по уровню сложности весьма полезное упражнение на координацию в сочетании с ускорением темпа: по 8 раз похлопать себя по голове, плечам, коленям, носкам; затем перейти на 4 счета (в той же последовательности), на 2 и на «раз». Для упражнения можно воспользоваться музыкой, записанной на диске, приложенном к книге Ф. Шеппарда «Развивающая музыка».
6. Музыкальные пальчиковые игры. Выполняя упражнения музыкальной пальчиковой гимнастики, необходимо помнить, что это самый простой и доступный массаж, воздействующий на все жизненно важные точки, расположенные на ладони и пальцах, которые являются своеобразными «пультами управления» всех систем организма. Подобный массаж благоприятно влияет на развитие речи, мышления. В сочетании со звучащей музыкой он развивает ритм, музыкальный слух, память. Следуя принципу доступности, необходимо использовать в работе небольшие по объему песни-игры с фортепианным сопровождением, в которых различные ручные движения иллюстрировали бы словесный текст, а партия фортепиано с простыми гармониями создавала бы соответствующий характеру песенки музыкальный фон. Например, упражнение «Сорока-сорока» из сборника М.Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков» можно использовать для массажа ладони и стимуляции каждого пальца. Упражнение «В прятки пальчики» из того же сборника» - на хватательные движения, вырабатывающие хватательный рефлекс, от частоты использования которого зависит эффективность развития интеллекта и эмоций ребенка. Упражнение «Очки» снимает эмоциональное напряжение, улучшает память. С музыкальной стороны – объясняет понятие «затакт», упражнение «Вышли пальчики» вырабатывает ощущение каждого пальца, налаживает координацию рук. Материалом для занятий служили песенки, прибаутки, потешки из сборника М.Ковалевской, а также из пособия Е.А.Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры». 7. Первый опыт знакомства с фортепиано. а) методика кластерной игры (для самых маленьких). Приучает ориентироваться в «фортепианном» пространстве, помогает начать формировать музыкально-пространственные, музыкально-временные, звуковысотные представления. Надо не бояться допускать ребенка к инструменту и разрешать ему «пошуметь» - ладошками, кулачками «исследовать» клавиатуру – где какой звук «живет», на кого похож. Для этого задания можно привлечь игрушку- медвежонка, который лапками будет делать то же самое. Попутно разговаривать с малышом,, очень эмоционально, обо всем: где «ниже», где «выше», «громче», «тише», где три черные клавиши, а где две. Сравнивать кластер с одним звуком, пытаться этот один звук спеть с ребенком, попробовать изобразить, как «цапля» переходит на своих длинных ногах с кочки на кочку – две черные клавиши – три черные клавиши, затем, слегка оттолкнувшись от клавиатуры обеими лапками, «перелетала» в разные ее части, и т.д. б) различные кластерные сопровождения игры педагога: развивает чувство ритма, внимание, память, чувство формы, знакомит с различным метро-ритмом, паузами, стимулирует координацию, дает первый опыт игры на фортепиано. Игра в ансамбле с педагогом – наиболее интересная и эффективная форма работы с детьми 3-5 лет, полностью удовлетворяющая принципу комплексности музыкального воспитания. В этом можно убедиться на примере работы с пьесой «Ладушки» из сб. М.Глушенко «Волшебный мир фортепиано». Данную пьесу можно проходить с детьми от 3-х до 5- лет, комплекс и сложность задач всецело зависят от возможностей ребенка. С самыми маленькими можно ограничиться принципом работы «педагог играет – ученик отстукивает ритм» во всевозможных вариантах. Для детей с более развитыми данными или просто старше круг задач расширяется и, следуя методике комплексного и интенсивного развития, приобретает универсальный характер:
- вообразив себя учителем, ребенок обучает игрушку - мишку. Прослушав пьесу «Ладушки», он берет мишку за лапку и нажимает ею две клавиши до-ре в любой октаве и в любой последовательности. - для тех, кто может, можно поиграть в «учим мишку играть non legato» - самому раздельно произнести несколько нот разными парами пальцев, как бы «обучая мишку»; - для еще более «продвинутых» детей можно поиграть в «я еду к бабушке, поезд набирает скорость»: проследить, сможет ли ребенок почувствовать ускорение темпа в фортепианной партии и как он это воплотит в своей игре. - педагог перед разучиванием этого ансамбля проигрывает и пропевает с ребенком песенку, затем, после выучивания слов и мелодии педагог играет пьесу, а ученик сам ее поет; - давать ученику понятие о сильной и слабой доле, просить его сильные доли отхлопывать громко ладошками, а слабые – тихо; - знакомить с понятием ритма – просить отхлопать ритмический рисунок мелодии; - после того. как ритм усвоен, можно перейти к игре в ансамбле ( опять же, импровизируя варианты; - старшему ученику можно объяснить расположение ноты до на нотном стане, с малышом же пока работать «по слуху», однако выучивая расположение нот на клавиатуре и их названия; - первые «пробы» звукоизвлечения сразу должны дать понять ребенку, что звук может быть самым разным, что зависит он от того, как прикоснуться к клавише, в каком ты сам настроении и что ты этим звуком хочешь сказать или изобразить. Принципиально важно для выстраивания нашей системы обучения! – педагогом воспроизводить звуки на фортепиано, которыебы тянулись, и ребенка необходимо приучать не просто слушать, а услышать, как они тянутся. - ритмические варианты своей партии ребенок может исполнять в различных регистрах, слушая разнообразное, красочное звучание инструмента; - можно предложить также двум ученикам исполнить их аккомпанемент каждому в своем варианте, создавая таким образом маленький ансамбль (в эту работу можно включить и еще одного ученика, который бы свой вариант аккомпанемента отхлопывал);
- полезно сочетать занятия за инструментом с гимнастическими упражнениями, которые помогали почувствовать гибкость и ловкость своего тела, правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность игровых движений. Такой комплексный охват педагогических задач, которые решаются в ходе работы над одним произведением, нужно взять за основу работы с детьми 5- летнего возраста. Второй и третий этапы обучения. Существует очень важная задача, решение которой под силу только опытному преподавателю - сочетать на уроке работу над «узкими», сиюминутными проблемами с планомерным художественно-воспитательным развитием ученика. Объектом приложения педагогических усилий на уроке должна являться личность будущего пианиста, представляющая собой целостную структуру (схема 2, с.34), изоморфную структуре личности зрелого мастера-исполнителя (по М. Берлянчику: см. схему 3, с. 35). Фундаментальным компонентом в комплексе основ фортепианного исполнительства, «питающего» все остальные его компоненты, является сама личность ребенка со свойственными ей проявлениями характера, интересов, мотиваций. Следующая иерархическая ступень – музыкальное восприятие - со своим комплексом музыкально-слуховых и жизненных впечатлений, багажом теоретических знаний и т.д. Далее, среди компонентов, составляющих модель личности начинающего пианиста необходимо отметить целый блок познавательных процессов музыкально-исполнительской деятельности учащегося (ощущения - виды слуха, метро-ритмические, двигательные ощущения, -, внимание, память, восприятие, мышление, воображение). Одними из центральных аспектов формирования личности начинающего пианиста является развитие его музыкально-исполнительского мышления, воспитание творческого начала в его деятельности, побуждающего учащегося к интерпретационно - творческим проявлениям. Исходя из данного объема задач, урок фортепиано должен быть смоделирован по принципу комплексного воспитания. Об этом писал Г.Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры»: «На низших ступенях развития учащегося неизбежен комплексный метод преподавания, т.е учитель должен довести до ученика не только… содержание произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы…гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и…игры на фортепиано» [8,194]. 4 билет. Каждое произведение - это совокупность музыкальных выразительных средств. В каждом музыкальном произведении заложен композиторский и исполнительский уровни выразительных средств музыкального языка (схема 4, с.36). Композиторский уровень объединяет такие средства, как стиль, жанр, форма, метро-ритм, ладо-тональность, гармония, мелодика, тембр, т.е. те выразительные средства, которые существуют в произведении объективно, они заложены автором. Исполнительские же средства музыкальной выразительности - темп, агогика, динамика, педаль, артикуляция-это то, чем оперирует сам ученик, исполнитель, чем он непосредственно создает художественный образ произведения и здесь он имеет право проявить свою творческую волю и самостоятельность.
Таким образом, преподаватель на уроке должен исходить из системного анализа изучаемого произведения. Подобный подход к изучению произведений делает возможным осуществление важнейшего принципа развивающего обучения – принципа межпредметных связей. Проведение урока, его содержательная эффективность всегда зависят от комплекса принципов, методов, используемых педагогом в работе с учеником. 3 билет. Ребенок, пришедший впервые в класс фортепиано, хочет сразу «играть как взрослый». Поэтому, когда он сразу сталкивается с изнурительным и скучным постановочным периодом, он,чаще всего, быстро теряет интерес к занятиям музыкой, ему становится скучно, да и тяжело постигать азы этого трудного этапа. Отсюда центральная проблема начального периода занятий в фортепианном классе – естественно внедрить освоение игровых действий в процесс музицирования. С этой точки зрения, внимание, на наш взгляд, должен привлечь такой принцип работы, в основе которого лежит понятие совместно-разделенной деятельности. Этот метод работы, основанный на разделении исполнительских функций между педагогом и учеником, исключительно эффективен в силу того, что педагог в процессе совместно-разделенной игры «ведет» ученика своей профессиональной инициативой, происходит мощная «подключка» ребенка к исполнительской модели зрелого музыканта, ученик начинает интуитивно чувствовать эмоциональное и интеллектуальное наполнение игры педагога и «идет» за ним. Как частный случай метода совместно-разделенных действий мы рассматриваем такую форму работы в фортепианном классе как ансамбль. Кроме использования этой формы музицирования как учебного предмета, целесообразно рассматривать ансамблевость как метод работы на уроке, способный обеспечить свободное живое диалоговое общение ученика с педагогом посредством музыки (различные фрагментарные показы, эффект моделирования, приподнятый эмоциональный творческий тонус). Методика совместно-разделенных действий может быть применима в течение начального периода обучения, пока она действительно необходима ученику. Педагог должен бдительно следить за тем, чтобы этот метод работы не повлек за собой зависимости ученика от воли педагога и вóвремя заменить прием физической «подстройки» (совместная игра двухручной фактуры, показ) словом, эмоциональной поддержкой. Постепенно, разумеется, процесс совместно-разделенных действий должен «сворачиваться» у ученика в область внутренних исполнительских ощущений и представлений. Завершается этот процесс к концу II этапа нашей учебной программы. Следующий метод, связанный с первым идеей интенсификации процесса обучения - «метод мгновенного охвата». Согласно психофизиологическим исследованиям последних лет, двигательные ресурсы ученика, являющиеся «инструментом» формирования мышления юного пианиста, существуют в нашем мозгу в развернутой и сжатой временной форме (Н.П.Бехтерева). Умение мысленно мгновенно охватывать более менее крупные отрезки формы произведения открывают огромные скрытые ресурсы как виртуозности ученика, так и умения мысленного охвата произведения в процессе его исполнения, что в свою очередь является необходимым условием формирования инструментального мышления. Методика «максимального насыщения урока» способна решить сразу две проблемы: 1) удовлетворить насущную потребность интенсифицировать процесс обучения и наполнить его глубокой содержательностью; 2) компенсировать неудовлетворительный уровень домашних занятий учащихся. Работая на уроке по схеме системного анализа музыкального произведения, необходимо заботиться о том, чтобы освоение учащимся произведений все больше направлялось в самостоятельное русло. Это будет способствовать формированию творческой направленности музыкального мышления. Подобный системный подход к изучению произведения так или иначе ставит талантливого педагога перед необходимостью продумывать свои репертуарные шаги далеко вперед, так планировать учебный процесс с каждым. учеником, чтобы все параметры произведения также изучались в системе. В данном случае имеется в виду выстраивание магистральных сквозных линий репертуара таким образом, чтобы ученик при смене произведений в учебном процессе с каждым структурным элементом нашей схемы (художественным образом, стилем, жанром, формой и т.д.) знакомился во всем их разнообразии. Системный подход к внутриклассным занятиям заставляет все методические линии, на всех уровнях их функционирования работать в своей локальной системе (согласно определению системы как совокупности подсистем). В этом смысле системный подход к изучению произведения в классе представляет собой структурный элемент подсистемы более высокого уровня – выстраивания магистральных репертуарных линий, которая в свою очередь суть компонент еще более крупной подсистемы, которую можно обозначить как цепочечный принцип построения учебного процесса в исполнительском классе. Этот принцип основан на глубоком планировании работы педагога (схема 5, с.37-38). В ходе планирования преподаватель каждый вид работы с учеником распределяет на столько занятий, на сколько это необходимо. Важно, чтобы каждый урок в своем «срезе» имел не один, а много параметров, т.е. на уроке виды работы необходимо менять. Здесь имеет место быть постепенная «подстройка» на последующем занятии все новых аспектов работы в сочетании со «старыми», уже начатыми раньше. Получается своеобразный «эффект цепочки». Подобный принцип планирования, как, впрочем, идея планирования индивидуальных занятий как таковая, придаст учебному процессу в исполнительском классе статус научности, интенсивно насытив каждый урок глубокой содержательностью. Данный метод универсален, т.к., во-первых применим на всех уровнях трудности разработанной нами учебной программы, а во-вторых, предусматривает самые различные варианты гибкого графика работы с учениками разного уровня способностей и различного возраста (т.е. применим на II и III этапах учебной программы).*
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.016 с.) |