Влияние железнодорожных линий бама на экологию региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние железнодорожных линий бама на экологию региона



 

Недорезов Даниил Николаевич, студент 4 курса, отделение УПС

Мурзина Галина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин

Улан - Удэнский колледж железнодорожного транспорта,

Российская Федерация, Республика Бурятия, город Улан-Удэ

 

Ключевые слова: экология, железнодорожный транспорт, загрязнение, озеро Байкал, Байкало-Амурская магистраль.

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние реконструкции железнодорожных линий на озеро Байкал. Шумовое воздействие на людей близлежащих населенных пунктов. Возможные методы по улучшению экологии при эксплуатации.

Цель: изучить влияние железнодорожного транспорта на экологию озера Байкал.

Объект исследования: экология на железнодорожном транспорте.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, разрешающий сплошную вырубку лесов при строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Данная вырубка лесов может негативно сказаться на всемирном природном наследии «ЮНЕСКО» - на озере Байкал.

Железнодорожный транспорт является ключевой составляющей частью многоукладного индустриально-аграрного хозяйственного комплекса России. Однако деятельность важнейшей отрасли материального производства, осуществляющей перевозку пассажиров и грузов, сопровождается отрицательнымактивным влиянием на совокупность условий, окружающих человека, и необходимых для поддержания жизни на Земле.

Транспортные процессы относятся к экологически опасным, то есть таким, которые приводят к биологическим, механическим и физико-химическим загрязнением экосистем и наносят экологический ущерб ее составляющим. Наибольшая опасность появляется при переходе на аварийные режимы эксплуатации транспорта. Они возникают вследствие крайней изношенности подвижного состава и оборудования, использования устаревших технологий, превышения пределов пропускной и провозной способностей.

Подвижной состав и разветвленная инфраструктура транспорта распространяют свое действие на большие территории, пересекая многообразные рельефы и ландшафты, расположенные в различных климатических зонах. В связи с этим растительный и животный мир экосистем подвергается усиленному негативному воздействию. Это выражается в следующем: загрязнение среды обитания живых существ выбросами от транспортных средств; сокращение плодородных площадей и ухудшение условий произрастания растений из-за отчуждения земель под пути сообщения; разрушение привычных мест расселения животных, птиц, обитателей водоемов и вытеснение их из занятой экологической ниши; сокращение численности популяций из-за снижения продуктивности экосистем, отрицательного влияния факторов шума, вибраций, беспокойства и непосредственных столкновений с транспортом, приводящим к гибели особей; пересечение железными дорогами сезонных и суточных миграций животных.[1]

Строительство железных дорог оказывает большое влияние на природную экосистему. Механическое и химическое загрязнение окружающей среды происходит во время буровзрывных и отделочных работ. Балансировка при строительстве и реконструкции железных дорог - еще один негативный аспект воздействия на здоровье человека. Теперь смесь камня и отходов производства асбеста измельчают. Ежегодно производится более 3,8 млн. м3 асбестосодержащего балласта, и около 50% дорог вымощены асбестовым балластом. По сравнению с щебнем асбестовый гравий дешевле, хорошо уплотняется, имеет низкий коэффициент фильтрации при уплотнении, что препятствует попаданию воды в насыпь. Опасность для окружающей среды при использовании асбестосодержащих балластов заключается в образовании большого количества пыли при погрузке, транспортировке, хранении и штабелировании. Даже после укладки асфальта во время дорожных работ асбестовая пыль, поднимаемая движением поездов, попадает в вагоны и распространяется на 50-100 м от пути. Высокий уровень асбестовой пыли на рабочих местах дорожных рабочих, монтажников, машинистов вызывает ряд профессиональных заболеваний.

Влияние на природу при строительстве железнодорожных линий - это изменение части земной поверхности, для которой характерно определенное сочетание рельефа, почв; уничтожение растительного сообщества, существующего в пределах одного биотопа; пылевые загрязнения; изъятие ресурсов сельского хозяйственных земель и горных пород; создание условий для разрушения горных пород и почв поверхностными водными потоками, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением; уничтожение верхней части почвенного профиля, обладающей благоприятной для роста растений свойствами; нарушение земельных угодий; замусоривание территорий; загрязнение атмосферы..

Приобретение земли для железнодорожного развития, сопровождается обезлесением. По статистике, строительство железнодорожной линии протяженностью 1 км сопровождается вырубкой 20 га лесов. По завершении строительства нужно высаживать растительность вдоль дороги для предотвращения серьезных стихийных бедствий (метелей, заносов и т. д.) И антропогенного загрязнения. Кроме того, леса возле железных дорог могут защитить сельскохозяйственные угодья от опасных химические веществ, образующихся во время транспортировки. Две трети площади лесов нуждаются в восстановлении.

Президент Российской Федерации подписал закон «Об особенностях определенных отношений правил модернизации и расширения инфраструктуры политики и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Документ позволяет срубить часть или все деревья, леса и другую растительность в регионе, не указывая, что документация, разрешающая деятельность, соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством об охране окружающей среды, в том числе при расширении Байкало-Амурской магистрали.[2]

 

Таблица поддержавших и воздержавшихся закон представителей властей

  приняли воздержались против
Сенаторы РФ 130 3 2
Из Сибирских сенаторов 11 1  

 

После принятия закона прошли митинги за защиту Байкала:

•   В Улан-Удэ вышло на несанкционированный митинг 15 человек;

•   В Иркутске 1000;

•   Такое же мероприятие было проведено и в Ангарске;

•   В интернете существует петиция о прекращении вырубки на Байкале, ее подписало 208 300 человек.

Впервые дни после подписания закона открытое акционерное общество «Российские железные дороги» договорилось с местными властями о ликвидации леса на земельном участке площадью 41 га в Иркутской области,на котором могло располагаться около 15000 деревьев. А одно взрослое дерево производит около 120 килограмм кислорода в год, то есть почти 100 кубических метров. Как писала известный ученый-эколог Республики Бурятия, Наталья Михайловна Лужкова: «Этого достаточно для семьи из трех человек. <…> То же дерево может поглотить столько углерода, сколько выделяет двигатель автомобиля на протяжении нескольких тысяч километров. Листья древесных растений задерживают до 40% от валового количества выпавшей пыли, что составляет 1,2…3,2 г/м3 листовой поверхности». Общественные активисты собирали подписи в защиту особо охраняемых природных территорий на Байкале. Эта зона считается самой уязвимой. Защитники озера опасаются: вырубка лесов в стране достигла катастрофического уровня, а экологический ущерб необратим. Исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления.

Наличие зеленых насаждений обеспечивает санитарно-защитную зону, на которой высаживаются деревья. Плантации предотвращают распространение шума на близлежащие территории. Под шумом понимается воздействия на органы слуха, которое нежелательно для человека и мешает работе или отдыху.

Воздействие шума на живые организмы различается по уровню восприятия. Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, частота и продолжительность воздействия.

Человеческое дыхание производит звук 10 дБА. Шепот оценивается в 20 дБ. В жилых районах считается, что шум составляет 40 дБ днем ​​и 30 дБ ночью. В промышленных условиях работа оборудования сопровождается шумом до 70-80 дБ.

Некоторые утверждают, что производственный и бытовой шум их не беспокоит. Однако вегетативная нервная система человека отрицательно реагирует на любой звук. Нет никакой «привычки» к шуму. Медицина доказала невозможность физиологической и биохимической адаптации человека к шуму. Тяжело терпеть внезапный высокочастотный шум. Шум, превышающий 80 дБ, опасен для человеческого организма.

Интенсивность шума поезда (7 метров от колеи) составляет 95-100 дБ, а для колес - 125-130 дБ. Внутри автомобиля уровень шума ниже и достигает 68 дБА.

Продолжительное воздействие шума считается одним из факторов, вызывающих усиление боли. Усиление неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни и развитие нарушения слуха связаны с воздействием шума. Шум губительно действует на центральную нервную систему, вызывая утомление и истончение клеток коры головного мозга. Снижение внимания, снижение координации движений и снижение эффективности.

На железнодорожном транспорте к конструкторским мероприятиям относятся оборудование маневровых тепловозов глушителями шума, применение резиновых подрельсовых прокладок, переделка звеньевого пути на бесстыковой, совершенствование тормозных устройств с введением замедлителей, уменьшение массы подвижного состава, применение звукоизолирующих материалов в конструкции пассажирских вагонов.

Станция Вихоревка является промывочно-пропарочной станцией. И располагается недалеко от реки Ангара, которая связана с озером Байкал.Сточные воды данной станции загрязнены нефтепродуктами, растворенными органическими кислотами, фенолами.

Изъятие сельхозугодий и вырубка лесов ухудшит качество жизни людей, сократится численность популяций животных, будут разрушены рекреационные зоны для населения регионов прохождения дороги и другим последствиям. Осознавая экологическую опасность и экономическую разность проекта реконструкции БАМ, российские экологические организации выступают за отказ от его реализации. [3]

Дальнейшее развитие транспорта, повышение скоростей движения и увеличение его интенсивности усиливают негативное воздействие на животный и растительный мир.

Экология Байкала подвергается испытаниям уже многие годы. Существование леса является одним из факторов полноводности рек, впадающих в Байкал, и стабильности уровня озера. Сохранение природоохраняемых заповедников позволит редким видам животным жить в спокойствии. Но также необходима и модернизация БАМа и Транссибирской магистрали, так как это позволит регионам России увеличить экспорт угля и зерна в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Что позволит улучшить экономику Российских регионов и создать дополнительные рабочие места.

Ни одного действия без экологического заключения и без обсуждения с общественностью проводиться не должно. Необходимо проводить мероприятия по лесовосстановлению, расчистке берегов Байкала, обустройству заказников для сохранения животного и растительного мира.

 

Используемая литература:

1. Павлова Е.И., Экология транспорта: учебник и практикум для вузов / Е.И. Павлова, В.К. Новиков – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 418 с.

2. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону РФ. М.:Республика, 2020, 143 с.

3. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Республике Бурятия». М.: Бурятский центр Российской академии наук, 2020. 320 с.

 

 

ЭКОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Слепов Максим Алексеевич, студент 3 курса

Гаврилова Ольга Ивановна, преподаватель

Филиал СамГУПС в городе Нижнем Новгороде

Россия, г. Нижний Новгород

 

Мысли глобально, действуй локально.

 

Все мы понимаем, что очень важно содержать своё рабочее место не только в чистоте, но ещё, оно должно быть экологичным. Что значит «экологичным»? Экологичный – это значит, соответствующий нормам экологии, не оказывающий вредного влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Для чего это нужно делать?

Есть несколько причин для этого:

- сохранение окружающей среды в чистоте, в первоначальном облике;

- сохранение и поддержание здоровья человека.

В этой статье, мы расскажем как улучшить своё рабочее место на примере профессии «Поездного диспетчера» на железнодорожном транспорте.

Поездной диспетчер (ДНЦ) – это профессионал по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками, занимающийся организацией движения поездов и контролем выполнения эксплуатационной работы в границах диспетчерского участка или района управления.

В основные обязанности ДНЦ входит:

- организовывать движение поездов по месту в согласовании с графиком движения поездов;

- контролировать выполнение графика движения поездов и сменного намерения эксплуатационной работы;

- организовывать и контролировать продвижение вагонопотоков на обслуживаемом полигоне;

- организовывать выполнение районной грузовой работы;

- контролировать выполнение заданий по районной грузовой работе;

-организовывать обеспечение поездов и станций локомотивами, локомотивными бригадами;

-планировать и контролировать характеристику эксплуатационной работы.

При имеющейся структуре диспетчерского управления рабочее пространство поездного диспетчера располагается в здании Единого дорожного центра управления перевозками, при этом его участок практически находиться на довольно удалённом расстоянии.

Для контактов поездного диспетчера с дежурными по железнодорожным станциям, машинистами поездов и другого оперативного персонала применяются различные средства связи.

Работа ж/д транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

- обеспечение защищенности перемещения поездов;

- график перемещения поездов;

- план формирования.

Рассмотрим рабочее место поездного диспетчера (рис.1).

 

 

Рисунок 1. Рабочее место ДНЦ

 

На рабoчем месте пoездного диспетчера имеется - стoл, система которого позволяет комфортабельно разместить, а в неoбходимых случаях и чертить график движения, производить переговоры пo селектору и другим телефонным аппаратам, пoльзоваться справочными материалами. Напротив стoла на стене комнаты висит схема участка, где в дoстаточно крупном масштабе пoказаны станции, план и профиль пути, светофоры, контактная сеть, стрелочные переводы и др. С левой стoроны стoла установлен вызывной пульт диспетчерской селектoрной связи и репродуктор, на стoле установлен микрoфон, а под столoм — педаль, котoрую нажимают при разговоре.

В ящиках рабочего стола сохраняются книги метода дежурств, журнал диспетчерских распoряжений и др. Поездной диспетчер дoлжен иметь пoстоянно пoд рукой правила техническoй эксплуатации, инструкцию по движению пoeздов и маневровой работе, инструкцию по сигнализации и другие руковoдящие документы.

Так как программное обеспечение АРМ ДНЦ в реальном режиме времени обрабатывает огромный объем информации, АРМ устанавливается на современных, высокоскоростных персональных компьютерах с накопителями большого объема. Кроме того, компьютер оснащается видеокартой, поддерживающей несколько видеоадаптеров.

В штатном режиме АРМ ДНЦ поддерживает многомониторную работу, то есть работу с несколькими экранами, которая позволяет одновременно наблюдать мнемосхему диспетчерского круга и отдельные станции и перегоны. В АРМ поддерживается графическое отображение поездного положения на участке - установленные маршруты, номера поездов и направление их следования (указываются на соответствующих приемо-отправочных путях), проследование поездов по перегонам, работа переездов.

Различные технологические окна предоставляют возможность немедленно получать информацию как общего характера, например, график движения поездов по конкретной станции, так и о каждой подвижной единице, например, натурный лист поезда.

Если АРМ ДНЦ настроен на активность собственной поездной модели (ПМ), для освобождения поездного диспетчера от работы по идентификации поездных единиц эта функция возлагается на АРМ ДСП. Если активна система ГИД «Урал-ВНИИЖТ», то указанные функции реализуются в ней.

 

 

Рисунок 2. Автоматизированное рабочее место ДНЦ

 

Попробуем рассмотреть способы модернизации и улучшения рабочего пространства «Поездного диспетчера» железнодорожного транспорта, с целью сохранения экологии окружающей среды и здоровья.

Существует международная экологическая компания «Вычислительная инициатива по спасению климата» которая помогает как компаниям-потребителям, так и компаниям-производителям компьютерной продукции перейти на энергосберегателтные технику.

Использование этой техники на рабочем месте позволяет уменьшить ежегодный объем выбросов газов, которые в свою очередь создают парниковый эффект.

Хорошим решением будет поставить рядом с рабочим местом контейнер для макулатуры, упаковку для батареек и контейнер для пластиковых изделий.

Воздух на рабочем месте можно и нужно сделать чище. Чистящие средства необходимо подбирать экологически безопасные и биоразлагаемые.

Не стоит забывать также о профилактической чистке кондиционера – многие знают, что они при отсутствии профилактики могут стать источниками болезнетворных бактерий.

Больше зелени! Правильно подобранные растения смогут не только восстановить атмосферу и расслабить сотрудников, но берегут здоровье.

Также, нужно оформлять рабочее место в более спокойных тонах, например, в светло-зелёный. Зеленый спектр лучше всех остальных воспринимается нашим глазом. Поэтому глядя на него глаз расслабляется, а за ним и нервная система приходит в спокойствие, позволяя организму сосредоточиться на выполняемой задаче (после привыкания к зеленому на 10 % увеличивается трудоспособность и на 20% качество результата).

Не нужно оставлять компьютер в «спящем режиме» на долгое время, ведь в таком режиме он потребляет достаточно большое количество электроэнергии.

Если периферийные устройства, такие как принтеры, сканеры, динамики не используются, лучше всего их выключать. Это позволит сэкономить еще больше электроэнергии. И, конечно, нужно выключать компьютер каждый раз, когда он не используется.

В настоящее время в структурных подразделениях ОАО «РЖД» используется программа бережливого производства.

Бережливое производство – концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. На практике концепция реализуется по программно-проектному принципу. Целью программы проектов бережливого производства является повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД» за счет развития ее производственной системы, в результате применения инструментов бережливого производства, направленных на выявление и устранение либо сокращение потерь (т.е. затрат, не добавляющих ценности) в перевозочном процессе, в процессах ремонта и эксплуатации инфраструктуры, подвижного состава, в процессах материально-технического обеспечения и в других процессах, а также создание мотивационной среды в ОАО «РЖД» к постоянному улучшению деятельности.

Итак, в ходе данной работы, мы узнали много нового, исходя из той литературы, на которую мы опирались:

-мы охарактеризовали деятельность «Поездного диспетчера» на железнодорожном транспорте;

-привели возможные способы модернизации и улучшения рабочего пространства с целью сохранения окружающей среды и здоровья людей.

Можно с уверенностью сказать, что мы видим дальнейшую перспективу применения экологичного подхода организации рабочего места работников железнодорожного транспорта и внедрении его в производственный процесс других организаций, которые занимаются подобного рода деятельностью.

 

Используемая литература:

1.Зубрев Н.И., Устинова М.В. «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте»;

2.ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» с внесением изменений в главы I—VI и приложения №№ 1—6, дополнением приложением №7 «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации» и приложением №8 «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. №162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный №24735);

3.Инновационныйдайджест http://www.rzd-expo.ru/innovation/orporativnaya quality _ management _ system / berezhlivoe _ proizvodstvo /.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.062 с.)