Экология и железнодорожный Транспорт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология и железнодорожный Транспорт



Витенкова К.А., преподаватель специальных дисциплин

Орлова А.А., студент группы № 311

ГБПОУ Челябинский профессиональный колледж,

Российская Федерация (Челябинск)

 

Природа не храм, а мастерская

 и человек в ней работник.

И.А. Тургенев.

 

2021год былобъявлен в ОАО «РЖД» Годом экологии. Компания реализует крупные инвестиционные проекты, где особое внимание будет уделяться охране окружающей среды.В Российских железных дорогах осталось серьёзное историческое наследие, связанное с деятельностью железнодорожного транспорта времён Советского Союза. Это прошлый экологический ущерб – то, что накоплено десятилетиями.

Со времени создания компании «РЖД» точечно, а начиная с 2015 года – системно, перед руководствомстоит задача по выявлению загрязнений, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, ведению реестра объектов накопленного экологического ущерба для поэтапной их ликвидации[2].

Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг считает охрану окружающей среды, элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии[4].В «РЖД» руководствуются словами древнего Конфуция: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, разработана и принята в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативными документами холдинга «РЖД[4].

Холдинг подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности компании в области охраны труда и окружающей среды.

Перед железнодорожниками стоятнесколько основных задачи в области сохранения окружающей среды:

· повышение уровня эффективности использования ресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения наилучших существующих технологий;

· повышение эффективности предупреждающих мер по соблюдению требований норм охраны труда и окружающей среды, на объектах «РЖД»;

· совершенствование системы управления в области окружающей среды[2].

За прошедшие годы компании «РЖД» и ее дочерним обществам,удалось достигнуть значительных успехов в сфере экологии. Так, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников снижены на 66%, выбросы от передвижных источников уменьшились на 34,4%, сбросы недостаточно очищенных сточных вод снижены на 73%.Такжекомпания добилась полного исключения сброса сточныхводбез очистки.Разработаны и реализованы ряд документов, программа повышения экологической ответственности, концепция природоохранной деятельности, актуализирована политика в области охраны окружающей среды, установлены стандартизированные требования к системе управления охраной окружающей среды.

Сегодня, когда вопросы экологии стоят остро, особенно это касается нашего региона, который по праву занимает лидирующее место среди самых загрязненных городов Российской Федерации, «РЖД» принимает ряд мер, для того чтобы сберечь и не навредить окружающей среде Урала и Сибири.

Челябинская область занимает площадь 88,5 тысяч квадратныхкилометров и простирается с юга на север на 490 километров, с запада на восток - на 400 километров. Это 0,5% всей площади России, что сопоставимо с размерами Венгрии, Португалии, Австрии. Промышленное развитие области определяют металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный комплексы.

Это крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. По территории Челябинской области проходят федеральные автотрассы М5, М36, М51 и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали[4].

Во время строительства Транссиба об экологии мало кто задумывался.

Теперь же, при реализации проектов по реконструкции Транссиба,предусмотрены применение самых прогрессивных технологий – при укладке пути с заменой деревянных шпал на железобетонные; перевод порядка 20 пунктов обогрева на электроэнергию с отказом от углеродного топлива, что позволит снизить выбросы в атмосферу; строительство и техническое перевооружение сооружений для очистки сточных вод для предотвращения загрязнения рек и ручьев на природной территории; обустройство объектов электрификации птице-защитными устройствами, что предотвратит поражения птиц электрическим током; оборудование всех строительных площадок в центральной экологической зоне мойками для колёс, биотуалетами в пассажирских вагонах, бытовыми комплексами с замкнутой системой водоотведения; создание на вокзальных комплексах и пассажирских платформах системы раздельного сбора отходов и другое[1].

Также выбран способ публичного контроля и мониторинга с участием активных граждан, общественных организаций региона, когда каждый может принять участие в процессе обсуждения используемых технологий и удостовериться в безопасности выбранных технических решений.
Все эти меры позволят компании стать ещё экологичнее, обеспечат чистоту воздуха, воды в зоне расположения объектов компании«РЖД».

Южно-Уральская железная дорога в вопросах экологии, шагает в ногу со временем. Ведется большая работа по защите окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению благоприятной экологической обстановки в зоне влияния железнодорожного транспорта.

На дороге функционирует Центр охраны окружающей среды, главная задача которого – осуществление единой экологической политики ОАО «РЖД» и контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства структурными подразделениями филиалов компании[7].

Хотелось бы отметить такое важное событие как новый вагон-лаборатория, который поступил в Центр охраны окружающей среды Южно-Уральской железной дороги.Экологический вагон-лаборатория предназначен для перемещения сотрудников Центра охраны окружающей среды Южно-Уральской железной дороги на удаленные станции к местам проведения производственного экологического контроля. Приборы помогают проводить химический анализ атмосферного воздуха, промышленных выбросов, природных и сточных вод, грунтов и других компонентов природной среды[6].

Модернизация затронула и комплекс приборов стационарной экологической лаборатории Южно-Уральской железной дороги. В 2017 году в лабораторию поступили современные устройства для определения доли вредных веществ в атмосферном воздухе и воде: газоанализатор, лаборатория для биотестирования вод и спектрофотометр[6].

С 1 января 2019 года работники и волонтеры компании организовали раздельный сбор отходов бумаги, картона, стекла, пластика во всех офисных зданиях, административно-бытовых помещениях и на вокзалах. В результате сегодня на переработку ежегодно передаётся более тысячи тонн таких видов отходов.

В последнюю пятницу каждого месяца на Южно-Уральской дороге проводится двухчасовая акция «Зеленая пятница» по минимизации негативного воздействия на окружающую среду. На это время приостанавливается деятельность технологического оборудования, не связанного с обеспечением перевозочного процесса и не оказывающего влияния на безопасность движения поездов.Проведение акции на ЮУЖД в течение 6 месяцев текущего года позволило сэкономить более 4,85 тонн дизельного топлива и 45,4 тысяч кВт электроэнергии, сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 1,16 тонны. Общий экономический эффект составил порядка 543 тысячрублей [6].

Активное участие железнодорожники принимают и в восстановлении лесных массивов, после пожаров, в этом мероприятии принимали участие и студенты нашего колледжа: за 6 месяцев работниками ОАО «РЖД»совместно состудентами Челябинского профессионального колледжа, на полигоне ЮУЖД, высадили более 14 тысяч деревьев и кустарников.

Студенты –железнодорожники, после посещения производственной практики на предприятиях ЮУЖД, увлеклись вопросами экологии и организовали раздельный сбор мусора и пластика в колледже, а в октябре этого года, в Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств завершилась акция «Волшебные крышечки», в которой приняли участие и обучающиеся ЧелПК, собранный пластик передали предприятию по переработке, а на вырученные деньги приобрели корм для животных из приюта.

В 2020 году в рамках акции была проведена экологическая олимпиада для студентов Челябинского профессионального колледжа «Природа горного Южного Урала».

Кроме того, студенты систематически принимают активное участие в очистке территории от мусора, таким образом, присоединяясь к всемирной акции «Очистим планету от мусора».

В железнодорожном отделении колледжанекоторое время назад, под руководством преподавателя, студенты развернули работу по сносу автостоянки граничащей с территорией колледжа, брали заборы воздуха, проведен анализ и, доказав, вред от выхлопных газов, добились сноса данного объекта, создав тем самым прецедент!

 Студенты колледжа приняли активное участие в Экологическом проекте «Сдай батарейки». Проект направлен на экологическое воспитание подрастающего поколения, снижение нагрузки на окружающую среду и содействие ресурсосбережению. В рамках проекта с октября по ноябрь 2020 года состоялась экологическая акция по сбору батареек в школах и колледжах Челябинской области.

Такие нехитрые методы и акции, проводимые студентами – будущими железнодорожниками, в пределах своего колледжа или за границами учебного заведения, совместно с преподавателями или наставниками с железной дороги или без них, ведут шаг за шагом к переменам, учат выдерживать баланс между благами цивилизации и тем природным богатством, что даровано нам свыше, меняя свое отношение к экосистеме, чтобы оставить будущим поколениям возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, видеть вокруг себя цветущий мир и растить здоровых детей.

 

Список литературы:

1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования: учебник для СПО/ Астафьева, О. Е. - Москва: Юрайт, 2017. - 158 с.

2. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко.-Москва: Юрайт, 2019. - 188 с

3. Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для СПО / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. - Москва:Юрайт, 2019. -374 с.

4. https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/oxranaokruzhayushhejsredychely.htmhttps://mineco.gov74.ru/mineco/activities/oxranaokruzhayushhejsredychely.htm

5. https://yuzd.rzd.ru/ru/6194/page/13307?f810_pagesize=10&f810_pagenumber=5

6. https://gudok.ru/newspaper/?archive=2021.10.06https://gudok.ru/newspaper/?archive=2021.10.06

7. https://pass.rzd.ru/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.017 с.)