Тенденции и риски цифровизации процессов на предприятиях железнодорожного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции и риски цифровизации процессов на предприятиях железнодорожного транспорта



 

Дитятева Дарья Сергеевна, студент

Жукова Алина Андреевна, студент

Головачёва Татьяна Николаевна, преподаватель

Новосибирский техникум железнодорожного транспорта –

структурное подразделение СГУПС

Россия, г. Новосибирск

 

Пандемия2020 года стала причиной значительных изменений в структуре экономики России.Всех коснулась ситуация с COVID-19, которая отразилась как на людях, так и на предприятиях. Не обошлоэто стороной и железнодорожный транспорт.

Деятельность многих предприятий практически полностью была переведена в цифровой формат, заставив бизнес активно автоматизировать производство, вкладывать значительные инвестиции в цифровизацию процессов, чтобы удержать объемы производства в сложившихся условиях. Ведь цифровизация – это «процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности посредствам внедрения современных информационных технологий, которые ранее выполнялись людьми и организациями без использования цифровых продуктов» [1].

В условии пандемии многие цифровые проекты разрабатывались и были приняты в ускоренном режиме. Например, с 2018 года, на сети ОАО «РЖД» осуществлялся перевод сотрудников на дистанционную работу, но в условиях пандемии это произошло в кратчайшие сроки.

Современные цифровые сервисы позволяют обеспечить удаленное взаимодействие как внутри компаний, так на внешнем уровне, что приводит к пересмотру взглядов на организацию бизнес-процессов и уходу от ряда издержек по содержанию административной и офисной деятельности.

Дистанционная работа, которая представляет собой удаленность работодателя от своих сотрудников, а также значительное расстояние от заказчика и исполнителя имеет два пути. С одной стороны, благодаря такому подходу началась безбумажная организация перевозок транзитных грузов, так называемая «Интертран», которая существовала только на Дальнем Востоке и позволила сократить сроки доставки груза на 4 дня. С другой стороны, информационная безопасность, защита данных теперь стоит в большем приоритете, чем до пандемии [2].

Также искусственный интеллект, созданный для автоматизации деятельности помощника машиниста, позволил в режиме дистанционной работы не выводить полную локомотивную бригаду. Не обошла эта функция и сортировочные станции, только тут помощник предназначен для совместной работы с маневровым диспетчером. Это новшество направлено на повышение перерабатывающей способности горки, которое обрабатывает несколько информаций одновременно. Способность отстоять предпочтения клиентов в перевозке груза помогли электронный документооборот и чат-бот, использование которых также привело к решению проблем за незначительный промежуток времени, по сравнению со стандартной формой работы. А введение в действие интегрированных постов приема поездов на ряде сортировочных станций позволило заместить ручной труд примерно на 30%, что в условиях дистанционного формата и ограничительных мер является актуальным. Такой процент включает в себя два вида осмотров вагонов (коммерческий и технический), проверку габаритности, списывание вагонов, что экономически выгодно для клиентов ОАО «РЖД» [2].

Для цифровизации РЖД было одобрен кредит в размере 8,9 млрд. рублей, который был распределен между технологиями бесконтактного взаимодействия с клиентами и сотрудниками, приобретении искусственного интеллекта, электронного документооборота и это еще не все разработки, осуществленные в период пандемии [3].

Цифровая трансформация в условиях ускоренного режима, также послужила толчком не только для новых информационных идей, но и для повышения конкурентоспособности и изменению бизнес – проектов. Например, по некоторым бизнес-процессам производительность труда вследствие введения программных роботов повысилась от 30 до 70 процентов [3].

Что касается пассажиропотока, то его цифры, наоборот возросли, хотя большинство людей осуществляют свою рабочую деятельность прямо из дома. Произошло это, потому как многие переориентировались на загородные дома, дачи и услуги пригородного экспресса стали более востребованы. В связи с частым использованием были введены новые форматы вагонов, а также усовершенствованны санитарные и гигиенические технологии.

Среди самих работников железнодорожного транспорта был проведен опрос о том, насколько они довольны новым форматом работы и готовы ли продолжать свою деятельность на удаленной основе. Процентное соотношение из 110 тыс. (45%) работников показало следующее: на постоянной основе готовы – 26%; периодически – 53%, что соответствует ожиданиям в процессе исследования статистики пандемии. Такой маленький процент стандартной работы по сравнению с периодической говорит о том, что большинство работников приняли новую систему, формат и вышли на новый уровень, который соответствует текущему времени. Те, которые не готовы к нему, либо долгое время работали со старым видом трудовой деятельности и им трудно принять нововведение, либо сами трудовые обязанности не позволяют перейти на удаленную работу, за счет неподготовленности информатизации [4].

Работники холдинга отметили, что в дистанционном режиме нет дресс-кода, а также экономию времени на дорогу до работы и обратно можно использовать для личных нужд. А вот заместитель директора филиала по лабораторной работе отраслевого центра разработки и внедрений информационных систем (ОЦРВ) ОАО «РЖД» считает, что специалисты исследовательского профиля больше заинтересованы в совместной, не онлайн разработке предстоящих проектов и после снятия ограничительных мер планируется возвращение некоторых сотрудников в офис [4].

Помимо дистанционной офисной работы удаленный формат приобрело и взаимодействие предприятий железнодорожного транспорта с органами государственной власти. Например, в связи с ограничениями, начались перебои в работе ремонтного сектора, что проявлялось в приостановке деятельности по проведению ремонта вагонов в связи с истечением сроков действия условных номеров клеймения и невозможности вовремя провести аттестацию производства для его продления. По данным ФБУ «РС ФЖТ» в 2020 году приостановлена деятельность 186 предприятий железнодорожного транспорта по причине нарушения сроков планового контроля действия условного номера клеймения [5].Все вагоны, вышедшие из ремонта в данный период, подлежат к обязательному повторному плановому ремонту. Такая ситуация привела к значительным финансовым потерям как ремонтных предприятий, так и собственников подвижного состава.

Для решения данного вопроса Росжелдор перевел процедуру аттестации ремонтных площадок в удаленный формат на период действия ограничительных мер. Обследование производства в данных условиях должно проводиться путем дистанционной оценки и анализа предоставляемых документов, а также результатов видеофиксации производственных помещений и оборудования в соответствии с заявленными видами работ [5].

В ходе исследования данной проблемы, нет точного ответа положительно или отрицательно воздействовали ограничительные рамки COVID-19, но определенно есть свои плюсы и минусы в случившейся ситуации. Однозначно то, что применение цифровых технологий открывает новые возможности для предприятий железнодорожного транспорта, но при этом возникают и новые риски, которые необходимо не только учитывать, но и минимизировать.

Безусловно процесс информатизации развивается более стремительными темпами, чем было бы в стандартных условиях труда. Условия, в которых оказались люди в первое время, отложили стрессовый отпечаток и в какой-то мере неуверенность в завтрашнем дне. ОАО «РЖД» старалось направить все свои силы на укрепление в первую очередь защиты информации, обеспечение сохранности рабочих мест, насколько это было возможно, и изучение рынка для сохранения конкурентоспособности.

Не малые финансовые потери были отведены для повышения информатизации, но взамен были получены новые проекты и идеи. В связи с переходом на дистанционную работу, производительность предприятия в целом была снижена, это послужило большой проблемой для восстановления показателей холдинга.

Введение дистанционной аттестации производства сопровождалось высоким риском снижения его качества, т.к. неизвестно способна ли удаленная проверка обеспечить эффективный контроль организации производственной деятельности конкретной ремонтной площадки? А применение только визуального дистанционного контроля наличия или отсутствия требуемых технологией условий не гарантирует качественного ремонтного сервиса. Дистанцирование контрольно-надзорных механизмов возможно при массовой цифровизации ремонтного производства, с применением высокой степени автоматизации процессов организации деятельности и контроля качества, снижения доли человеческого фактора, применения цифровых диагностических и мониторинговых систем.

В то же время цифровая трансформация – это не только внедрение определенных информационных технологий, а полная перестройка структуры бизнеса, требующая также подготовки и переобучения персонала. А доведение уровня производства до современных стандартов деятельности помимо всего прочего требует большого объема инвестиций.

В результате исследования можно сделать вывод, что большая часть механизмов, прошедших апробирование в условиях пандемии, будет и в дальнейшем активно применяться на предприятиях железнодорожного транспорта России.

 

Используемая литература:

1. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru.

2. Чаркин, Е. Информационные технологии в РЖД [Электронный ресурс]. URL.: https://www.tadviser.ru/index.php

3. Чаркин, Е. Цифровая трансформация в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL.: https://news.myseldon.com/ru/news/index/ 251628841

4. Саратов, С. В РЖД задумались о комбинированном графике работы для сотрудников [Электронный ресурс]. URL.: https://www.google.ru/ amp/s/news.ru/amp/society/v-rzhd-zadumalis-nad-kombinirovannym-grafikom-raboty-dlya-sotrudnikov/

5. Официальный сайт Федерального агентства железнодорожного транспорта. URL: http://www.rlw.gov.ru.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.007 с.)