Экономические показатели железнодорожных перевозок и инфраструктура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические показатели железнодорожных перевозок и инфраструктура



Маланин Данил Анатольевич, студент

Вихрова Екатерина Валерьевна, преподаватель

Новосибирский техникум железнодорожного транспорта –

структурное подразделение СГУПС

Россия, г. Новосибирск

 

Неизменно транспорт является одной из важнейших частей экономической системы нашей страны. В нынешних сложных условиях рыночных отношений всё больше внимания уделяется вопросам совершенствования системы взаимодействия каждого отдельного вида транспорта с грузоотправителями и грузополучателями.При этом определяющим фактором для финансового благополучия является выполнение основного требования. Это ни что иное как обеспечение своевременного качественного и полного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в перевозке.

Несомненно, железнодорожный транспорт - это вид транспорта, наиболее приспособленный к массовым перевозкам. Он функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги способствуют развитию населенных пунктов в труднодоступных местностях, также оказывают влияние на развитие и строительство предприятий, тем самым косвенно создавая новые рабочие места [1].

Следует отметить достоинства железнодорожного транспорта. Во-первых, это высокая провозная и пропускная способности, то есть способности осваивать массовые потоки грузов и пассажиров. Во-вторых, сравнительно небольшая себестоимость перевозок. В-третьих, высокая скорость доставки, не зависящая от климатических условий. И наконец, большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок[2].

Что касается недостатков,железнодорожный транспорт требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий. Это приводит к высокой доле расходов, мало зависящих от размеров движения.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД»Анатолия Краснощек:«2020 год для производственного блока стал годом оценки собственных возможностей и усовершенствования существующих технологий. В сложившихся для Компании непростых условиях мы постарались эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Совместные усилия всех подразделений поснятию инфраструктурных ограничений, атакже совершенствованию технологий перевозочного процесса позволили в2020 году достичь целевых параметров Комплексного плана модернизации ирасширения магистральной инфраструктуры».

Именно поэтому направление «Железнодорожные перевозки иинфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, занимающиеся организацией железнодорожных перевозок, содержанием иразвитием инфраструктуры илокомотивного комплекса. Отихэффективности иуровня технологического взаимодействия напрямую зависит производственно-финансовый результат Компании.

Таким образом, основными направлениями развития железнодорожных перевозок иинфраструктуры до 2025 года будут являться:

· развитие на сети железных дорог ОАО «РЖД» полигонных принципов управления перевозочным процессом;

· разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;

· повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;

· повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;

· развитие сортировочных станций;

· совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;

· повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов илокомотивных бригад;

· обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов иконструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;

· масштабное внедрение устройств автоматики сподвижными блок - участками на перегонах, включая распределенную систему микропроцессорной централизации настанциях свыделением главных путей, сдифференцированными участками удаления и автоматическую локомотивную сигнализацию;

· установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;

· формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;

· снятие барьерных ограничений вэнергетическом комплексе;

· подготовку объектов инфраструктуры дляобеспечения пропуска тяжеловесных идлинносоставных поездов;

· совершенствование системы планирования и предоставления окон для проведения ремонта исодержания объектов инфраструктуры;

· совершенствование систем построения плана формирования поездов, атакжепланирования иуправления пропуском поездов;

· использование природного газа вкачестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ посовершенствованию конструкции иповышению экономичности освоения производства налокомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки имеханизма заправки сжиженным природным газом[3].

К тому же, ОАО «РЖД» выделяет ряд задач по развитию железнодорожной инфраструктуры, а именно:

· увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т в 2024 году;

· увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;

· сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году;

· развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами и внутри агломераций;

· развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами — центрами экономического роста;

· формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.

На основании годовых отчетов с основными технико-экономическими показателями к главным достижениям ОАО «РЖД» в 2020 году можно отнести следующие:

· Погружено 1,2 млрд т грузов.

· Дополнительно к прошлому году вывезено свыше 11 млн т угля на экспорт (+7,6 % к уровню 2019 года).

· Погрузка грузов в контейнерах увеличилась на 16,5 % к уровню 2019 года.

· Грузооборот всего составил 3 221,0 млрд ткм.

· Скорость доставки в груженых вагонах выросла на 11,4 %, до 439,4 км/сут.

· Доля доставки отправок в груженых вагонах в нормативный срок выросла на 1 п. п., до 99,4 %.

· По расписанию с фиксированным временем отправления и прибытия отправлено 46,3 тыс. поездов (+6,6 % к 2019 году).

· В рамках реализации услуги «Грузовой экспресс» отправлено 2,4 тыс. поездов (+24,8 % к 2019 году).

· Отправлено 29,2 тыс. поездов массой свыше 7 тыс. т (+ 21 % к 2019 году).

· Оздоровлено более 5,5 тыс. км железнодорожного пути и уложено свыше 2 тыс. комплектов стрелочных переводов. Это позволило не допустить роста протяженности пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем, снизить постоянно действующие ограничения и повысить скорости движения поездов на протяжении 1,1 тыс. км пути[3].

 

Рисунок 1. Показатели ремонта железнодорожного пути

 

На рисунке 1 показаны основные показатели выполнения ремонтных работ на 2020 год, а именно 63 % капитального ремонта железнодорожного пути с использованием новых материалов и 57 % сплошной замены рельсов новыми, сопровождаемой работами в объемах среднего ремонта, выполнено по технологии закрытого перегона. При этом рост выработки на одно диагностическое средство в 2020 году составил 16 % к 2019 году, а доля выявляемых мобильными средствами диагностики инцидентов за пять лет увеличилась в четыре раза, до 21 %.

Также были рассмотрены важнейшие показатели деятельности инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в 2020 году. В которых не мало важное место занимают ремонт и модернизация объектов инфраструктуры. Как показывают представленные данные в отчетах на 2020 год:

· объем капитальных затрат на обновление железнодорожного пути всеми видами ремонта составил 127,1 млрд руб.

·  сдано в эксплуатацию 5 480,8 км пути.

·  более четверти работ по оздоровлению пути выполнено на Восточном полигоне.

По результатам проведенных в 2020 году работпо капитальному ремонту и текущему содержанию пути:

· повышены скорости движения поездов на протяжении 1 115,6 км для пассажирских и 1 119,3 км — для грузовых поездов;

· средневзвешенная скорость пассажирских поездов повышена на 0,2 км/ч (до 93,6 км/ч), а грузовых — на 0,1 км/ч (до 73,5 км/ч);

· балловая оценка состояния пути улучшена к уровню 2019 года на 1 балл, до 33 баллов;

· количество отказов технических средств по путевому комплексу сократилось на 27 % (за 2019 год — 338,3 тыс. шт., за 2020 год — 247,7 тыс. шт.);

· за счет выполнения капитальных видов работ по оздоровлению пути удалось сохранить протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации на уровне 2019 года — 23,9 тыс. км.

· одним из главных достижений компании является реконструкция Козинского виадукаНовый железнодорожный мост через реку Ахтубу[3].

Так же стоит отметить, что одним из ключевых элементов инфраструктуры, является совершенствования работы на полигонах ‒ оптимизация плана формирования поездов за счет повышения маршрутизации. На 2020 год произошел значительный рост маршрутизации на 1,5 п. п. (до 53,3 % от общего количества отправленных груженых вагонов). Это позволило снизить переработку вагонов станциями на 4 тыс. ед. в сутки к уровню 2019 года.

Более того, в развитии инфраструктуры пассажирского комплекса достигнут целевой показатель увеличения пассажиропотока по проекту развития Центрального транспортного узла в размере 548,9 млн пассажиров в год. В рамках развития Центрального транспортного узла в 2020 году выполнен рекордный за всю историю проекта объем работ на сумму 99,3 млрд руб., что превышает плановый показатель на 101,4 %.

Из вышеуказанных показателей плановых мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры ОАО «РЖД» к 2025 году можно сделать вывод, что по всем основным плановым пунктам развития инфраструктуры наблюдается значительный рост уже в 2020 году. Из этого следует, что несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, компания ОАО «РЖД» остается лидером в сфере транспорта.

 

Используемая литература:

1. Стрекалина Р.П. Экономика и организация вагонного хозяйства: учебник для техникумов и колледжей ж-д транспорта.- М.: Маршрут //— 2005. — 436 с.

2. Талдыкин В.П. Экономика отрасли: учебное пособие.- М.: ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте»// - 2016.- 544с.

3. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 год// Сайт компании URL: https://ar2019.rzd.ru/ (дата обращения: 20.10.2021).

 

ТЕМІР ЖОЛ КӨЛІГІНДЕ ЖОСПАРЛАУ МЕН БОЛЖАУДЫ ҰЙЫМДАСТЫРУ

Жұмажанов Мұхамеджан Шалқарұлы, Ермекова Ақерке Рахатқызы

9-1-ОЖТ-18кс тобының студентерті

Жетекші: Айғожин Бекқожа Ешмағанбетұлы, 1-санатты арнайы пәндер оқытушысы, Қарағанды жоғары политехникалық колледжі

(Қазақстан, Қарағанды)

 

Функциялары, міндеттері және жоспарлау әдістері.

Жоспарлау-көлікті басқарудың маңызды функциясы. Жоспарлаудың тікелей объектісі теміржол көлігі, оның ішінде теміржолдың салалық шаруашылықтары, өнеркәсіптік типтегі кәсіпорындар және теміржол басқаратын басқа ұйымдар болып табылады. Жоспарлаудың негізгі мақсаты теміржол көлігінің барлық буындарының жұмыс істеу бірлігін қамтамасыз ету болып табылады.

Жоспарлаудың негізгі міндеттері: 

- ұлттық экономика салаларының, өнеркәсіптік кәсіпорындардың және агроөнеркәсіптік кешен кәсіпорындарының және халықтың материалдық, еңбек және қаржылық қажеттіліктерін қанағаттандыру үшін қажетті тасымалдауларға және басқа да қызметтерге қажеттіліктерін анықтау; 

- ресурстардың барлық түрлерін ұтымды пайдалану бағыттарын айқындау; 

- теміржол көлігі мен экономиканың басқа салалары, өндіріс түрлері мен экономикалық аудандар арасындағы пропорционалды дамуды қамтамасыз ету.

Жоспарлау мен болжаудың бастапқы нүктесі сыртқы орта факторларының жүктер мен жолаушыларды тасымалдауға қажеттілікті қалыптастыруға әсерін зерттеу және оларды қамтамасыз ету бойынша темір жолдың ішкі мүмкіндіктерін талдау болып табылады.

Жоспарлау келесі принциптерге негізделеді: ғылыми негізділік, ақпараттандыруы, пропорционалдылық және күрделілік.

Жоспарлардың ғылыми негізділігі экономикалық заңдар талаптарының, әлемдік және отандық экономиканың даму үрдістерінің, ғылыми-техникалық прогресс жетістіктерінің сақталуын, жоспарлар мен болжамдарды есептеудің қазіргі заманғы әдістерін пайдалануды есепке алуды көздейді.

Ақпараттандыру компьютерлік техниканы, бағдарламалық құралдарды, дерекқорларды, ақпараттық іздеу жүйелерін пайдалануды қарастырады, бұл бізге сыртқы ортаның белгісіздігі жағдайында оңтайлы жоспар құруға мүмкіндік береді.

Күрделілік дегеніміз кәсіпорынның барлық түрлерін өзара байланысты жоспарлау. 

Темір жол көлігіндегі жоспарлардың ғылыми негізділігін қамтамасыз ету үшін жоспарлаудың мынадай әдістері қолданылады: баланстық, техникалық-экономикалық есептеулер, экономикалық-математикалық болжау [7].

Баланстық әдіс жоспардың әр бөлімі үшін қажеттіліктерді ресурстармен салыстырудан тұрады. Материалдық, еңбек және қаржылық баланстар деп ажыратамыз. Темір жол көлігінде жоспарлау кезінде маңызды жүктер бойынша өндіріс, тұтыну және тасымалдау теңгерімдері, жылжымалы құрамның теңгерімдері, жылжымалы құрамды жөндеу және қосалқы бөлшектерді, материалдық ресурстарды, тасымалдау және өткізу қабілетін өндіру бойынша өндірістік қуаттар пайдаланылады. [1]

Баланстық әдіс халық шаруашылығының салалары арасындағы, оның ішінде теміржол көлігі шаруашылықтары мен кәсіпорындары арасындағы даму пропорцияларын белгілеу үшін қолданылады, оның жоспарын жасаудағы басты міндет оның бөлімдерінің тепе-теңдігін қамтамасыз ету болып табылады.

Техникалық-экономикалық есептеулер әдісі жоспарға енгізілген іс-шаралардың экономикалық орындылығын негіздеуде белгіленген жұмыс көлемі мен прогрессивті нормалар негізінде көрсеткіштерді анықтаудан тұрады. Техникалық-экономикалық есептеулер, әдетте, экономикалық-математикалық әдістер мен компьютерлік технологияны қолдану арқылы жүзеге асырылады.

Теміржол көлігінің барлық көрсеткіштері баланстық әдіспен және техникалық-экономикалық есептеулер негізінде анықтала бермейді. Мысалы, баланстық әдіспен белгілі бір уақыт кезеңіне жүктер мен жолаушыларды тасымалдаудың күтілетін көлемін есептеу мүмкін емес. Сондықтан мұндай мәселелерді нарықтық жағдайда шешу үшін болжау қолданылады.

Болжау теміржолдың, Ұлттық экономика салаларының даму перспективаларын зерттеуді қамтиды. 

Болжау дегеніміз-белгілі бір уақыттан кейін болашақта объектінің жай-күйі туралы ғылыми негізделген шешім. Көлікте жоспарлау уақытына байланысты болжамның келесі түрлері бөлінеді: − жедел – 1 айдан 1 жылға дейін; − орта мерзімді – 1 жылдан 5 жылға дейін; − ұзақ мерзімді – 5 жылдан 10 жылға дейін және одан да көп.

Жоспарларды жіктеу.

Шаруашылық жүргізуші субъектінің қызметінде әртүрлі жоспарлар қолданылады. Олардың жіктелуі типтік белгілер бойынша жүйелеуге арналған, бұл олардың әрқайсысының орнын анықтауға және мақсатына сәйкес рөлді белгілеуге мүмкіндік береді. Жоспарлар жіктеледі:

1. Уақыт бойынша: 

- ұзақ мерзімді (10−25 жыл); 

- орта мерзімді (3−10 жыл); 

- қысқа мерзімді (1−3 жыл); 

- ағымдағы (1 жылға, оның ішінде маусымдық); 

- жедел (1 жылға дейін). 

Темір жол көлігінде жоспарлау ұзақ мерзімді және қысқа мерзімді кезеңдерге жүзеге асырылады. Ұзақ мерзімді жоспарларды әзірлеу теміржол желілері мен жөндеу кәсіпорындарының қуатын арттыру және қайта құру, техниканы жаңарту, прогрессивті технологияларды енгізу бойынша шешімдермен байланысты.

Қысқа мерзімді жоспарлар бір жылға тең кезеңге әзірленеді. Бұл осы кезеңде, әдетте, конъюнктураның маусымдық ауытқуларының теңестірілуімен түсіндіріледі, бұл есепті кезеңге қойылатын заңнамалық талаптарға сәйкес келеді. Уақыт бойынша жылдық жоспар тоқсандық және айлық жоспарларға бөлінеді. Олар бір жылға, тоқсанға, айға өндірісті дамытудың нақты тапсырмаларын анықтайды. Тоқсандық, айлық, тәуліктік, ауысымдық жоспарлар жедел деп аталады. Жедел жоспарларда көлік өнімдері мен қызметтерінің белгіленген мөлшерлеріне сүйене отырып, тасымалдау қажеттілігі нақтыланады. Жылдық және жедел жоспарлар бір-бірімен байланысты болуы керек. Тоқсандық және айлық тасымалдау жоспарларында жылдық жоспарға қарағанда жүктердің неғұрлым кең номенклатурасы бойынша тапсырмалар белгіленеді

Тасымалдаудың айлық жоспарларына сүйене отырып, олар жылжымалы құрамның жұмысын анықтайтын пайдалану жұмысының айлық техникалық нормаларын жоспарлайды: локомотивтер мен вагондардың жұмыс парктері, оларды пайдалану көрсеткіштері және т.б. Салалық кәсіпорындар қысқа мерзімге – онкүндік, апта, күн немесе ауысымға жедел жоспарлар жасайды.

Ұзақ мерзімді жоспарлар немесе болжамдар жұмыс көрсеткіштерінің шектеулі саны бойынша әзірленеді және темір жол көлігін ұзақ мерзімге дамытуға мүмкіндік береді.

2. Шаруашылық жүргізу объектілері бойынша: 

-мемлекеттік (оның ішінде республикалық және жергілікті);

-ішкіфирмалық. 

3. Тағайындауы бойынша: 

-директивалық (орындалуы міндетті);

-индикативтік (ұсыныс бойынша).

Мемлекет деңгейіндегі индикативті жоспарлау бұл экономикалық көрсеткіштердің макроэкономикалық негіздемесі және шаруашылық жүргізуші субъектінің тәуелсіздігі қағидатының өзгермеуімен елдегі экономикалық процестерді реттеу шаралары.

4.Мақсат ауқымы бойынша: 

-стратегиялық (жаһандық мақсаттарды көздейтін);

- бизнес-жоспар (қысқа мерзімде нақты мақсатқа, мәмілеге, операцияға қол жеткізуге бағдарланған). 

Стратегиялық жоспарлау ұйымның мақсаттары, және оның нақты мүмкіндіктерімен, өнімдерді және қызметтерді сатуда табысқа жету мүмкіндіктері арасындағы стратегиялық сәйкестікті құру және қолдау процесі.

Бизнес-жоспар бұл ұсынылатын бизнестің (мәміленің) қысқаша, дәл, қолжетімді және түсінікті сипаттамасы. Бұл кәсіпорынның мақсаттары қалыптасатын, олардың негіздемесі берілген, жету жолдары, іске асыруға қажетті қаражат пен соңғы қаржылық нәтижелері анықталатын құжат.

Бизнес-жоспар жылдар бойынша бөлінген бірнеше жылға (көбінесе 3-5 жылға) әзірленеді. Бірінші жылға арналған деректер әдетте айлар (тоқсандар) бойынша, ал келесі жылдарға – жылдық есептеумен беріледі. Кәсіпорында (фирмада) бизнес-жоспар нақтыланып, келесі жылға ұзартылатын жағдай туындауы мүмкін.

Темір жолдың мақсаты тасымалдау процесін жүзеге асыру болып табылады. Оны қамтамасыз ету үшін темір жол бөлімдері бойынша әлеуметтік-экономикалық даму жоспарын құрайды: 

-пайдалану қызметі; 

-өнеркәсіп өндірісі;

-инвестициялық, инновациялық және ғылыми-техникалық қызметі; 

-күрделі жөндеу жұмыстары; 

-материалдық-техникалық жабдықтарды қамтамасыз ету; 

-еңбек және еңбекке ақы төлеу; 

-қаржы жоспары. 

Темір жолдың пайдалану қызметі жөніндегі жоспар мынадай бөлімдерді қамтиды: жүктер мен жолаушыларды тасымалдау; жылжымалы құрамның жұмысы және оны пайдалану көрсеткіштері; еңбек және жалақы; тасымалдардың пайдалану шығыстары мен өзіндік құны; қаржылық нәтижелер.

Жүк және жолаушылар тасымалы жоспары теміржол мен оның кәсіпорындарының жылдық жоспарын жасауға негіз болып табылады. Жылжымалы құрамның жұмысы, қызметкерлердің қажетті саны, пайдалану шығындары, темір жолдың кірісі мен пайдасы тасымалдау көлеміне байланысты. Жүк тасымалы мен жүк айналымының құрылымы әртүрлі типтегі вагондарға қажеттілікті анықтайды. Жоспарда жүк түрлері бойынша тасымалдау көлемі, тасымалдаудың орташа қашықтығы, жүк айналымы, сондай-ақ тасымалданған жолаушылар саны, жолаушылар айналымы және жолаушы сапарының орташа қашықтығы айқындалады.

Жылжымалы құрамның жұмыс жоспарында вагондар мен локомотивтердің жүрісі мен қажетті парктері, сондай-ақ оларды пайдаланудың сапалық көрсеткіштері айқындалады.[2]

Қорытындылай келе темір жол көлігінде жоспарлау мен болжау әдістері тиімді болып табылады. Яғни жоспарлау барысында тасымалдауларға және басқа да қызметтерге қажеттіліктерді бірден анықтай аламыз. Және жоспарлау әдісі теміржол көлігінің барлық буындарының нақты жұмыс істеу бірлігін қамтамасыз етеді. Ал болжау әдісі белгілі бір уақыттан кейін болашақта объектінің жай-күйі туралы ғылыми негізделген шешім болып табылады. Бұл әдіс бойынша темір жол көлігін ұзақ мерзімге дамытуға, жұмыс көрсеткіштерін арттыруға мүмкіндік береді.

 

Пайдаланылған әдебиеттер:

1. Быченко О.Г. Экономика железнодорожного транспорта: учебное пособие. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Гомель БелГУТ, 2017.

2. Терёшина Н.П., Подсорин В.А., Данилина М.Г. Экономика железнодорожного транспорта: Учебное пособие – М.: МГУПС (МИИТ), 2017.

 

КУДА УХОДЯТ КАДРЫ

Сабирьянов Алик Газизьянович, преподаватель

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Казани

(Российская Федерация, Казань)

 

Основные экономические показатели работы железнодорожной отрасли в целом, а также отдельных её предприятий неразрывно связаны с достаточным укомплектованием штатного расписания персоналом. Особенно это касается основных рабочих профессий, от которых во многом и зависит конечный результат деятельности предприятия. С момента образования компании ОАО «РЖД» на сети железных дорог наблюдается тенденция, связанная с оттоком рабочей силы, а в последнее время в некоторых регионах и крупных мегаполисах это становится настоящей проблемой. С одной стороны, если рассматривать экономические показатели, то мы получаем повышение производительности труда, за счёт уменьшения контингента, тем более, что в планах компании озвучиваются значительные цифры по сокращению персонала. Но там, где людских ресурсов не хватает, и это влияет на работу предприятий, необходимо принимать эффективные меры для привлечения работников. [2], [4]  

По отчётам ОАО «РЖД» картина с персоналом складывается неплохо, по определённым позициям есть рост. Но проблемы уже давно есть в крупных городах и в некоторых регионах, например, таких как Забайкальский край или Амурская область. И причины этих проблем с кадрами необходимо изучать тщательно. Требуются всесторонние научные исследования. Что влияет на отток кадров, что не устраивает людей, как их привлечь на работу, чем заинтересовать, как изменить технологический процесс в условиях нехватки кадров. Просчитать экономическую целесообразность привлечения рабочей силы из других регионов для работы вахтовым методом. [3]

В регионах испытывающих дефицит кадров для железной дороги в первую очередь повлиял демографический спад, но и много других внутренних проблем, таких как сложная социальная обстановка, не высокое качество жизни, отсутствие социальных объектов для развития молодёжи и поэтому многие уезжают, туда «где жизнь лучше». Большинство железнодорожных специалистов среднего звена, по современным требованиям, должны иметь высшее образование. Вчерашний выпускник техникума не видит развития своей карьеры, так как с его уровнем образования ему доступны только рабочие профессии или должности техника. [5]

В связи с появлением вблизи больших городов крупных торговых складов с интернет-торговлей, онлайн площадок, так называемых маркетплейсов, возникла проблема оттока квалифицированных и не квалифицированных кадров с предприятий железных дорог. В основном, конечно, на работу, связанную с комплектацией товаров по интернет заказам в первую очередь идёт молодое поколение. Уже сейчас, в процессе обучения в железнодорожных образовательных организациях среднего профессионального образования, значительное количество молодых людей не видят себя в будущем, работниками железнодорожной отрасли, а многие уже сейчас имеют возможность зарабатывать на данных маркетплейсах. Молодёжь в первую очередь привлекает зарплата, которая может быть до двух раз больше, чем бы они получали на железной дороге. Также очень удобно работать по «свободному графику», где нет жёсткой дисциплины, и огромной ответственности, как на железной дороге. А потенциально опасных и вредных производственных факторов, действующих на работников на порядок меньше именно на складах, что тоже говорит не в пользу выбора железной дороги. [1], [6]

Помимо молодёжи на такую работу идут и люди среднего возраста. Многие из них уже проработали на железной дороге несколько лет, получили и усвоили основные профессиональные навыки, научились работать, но из-за недостаточной заработной платы и отсутствия роста ушли. Вымывается наиболее активный работоспособный контингент, основной костяк работников. Остаются те, кто только пришёл на железную дорогу, те, кого всё устраивает или те, кто дорабатывают до пенсионного возраста. Что необходимо делать? Эта проблема не новая. В определённые периоды развития отечественных железных дорог приходилось брать на работу любой контингент, даже не очень подходящий для такого серьёзного места, как железная дорога. Очевидно, что железная дорога проигрывает конкурентную борьбу за кадры новым открывающимся рабочим местам. Нужно постоянно мониторить уровень заработной платы и условий труда. В какой-то момент времени заработная плата могла конкурировать на рынке труда. Сыграли положительную роль и региональные надбавки в крупных городах. Но на сегодняшний день уровень оплаты труда железнодорожных рабочих профессий отстаёт от основных отраслей производства. Требуется повышение заработной платы рабочих не менее чем в два раза. И это обоснованно. Когда человек выбирает условия работы с одинаковым уровнем заработной платы, то он естественно выберет более комфортные условия. К сожалению, железнодорожные рабочие профессии сложно назвать комфортными. Это труд путейцев, вагонников, движенцев, локомотивщиков и других профессий, которым при любой погоде и днём и ночью нужно обеспечивать безопасный пропуск поездов и перевозку грузов и пассажиров. Но если оплата труда на железной дороге будет выше, для многих это будет решающим фактором. Вопрос не стоит о заработной плате среднего и высшего начальствующего состава, а только о ключевых рабочих профессиях, чтобы остановить текучку кадров. У кадровых работников должна быть возможность выбирать из большого количества кандидатов, как это было в «лихие 90-е», когда закрылось большое количество предприятий и многие пошли на железную дорогу. Тщательно подобранный и заинтересованный в результатах работы предприятия контингент даст повышение качества выполняемых работ и внутренней дисциплины, снижение производственного травматизма, уменьшение издержек производства и повышение престижа профессии железнодорожника. [4]

 

Используемая литература:

1. Сайт СБЕР Бизнес. Статья «Как продавать через маркетплейсы» Код доступа: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/chto-takoe-marketplejs-i-kak-na-nem-prodavat/

2. Сайт «В контакте». Группа «Российские железные дороги «РЖД» Статья «В РЖД падает конкурентоспособность зарплат и увеличивается текучесть кадров». Код доступа: https://vk.com/wall-455371_564027

3. Годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2020 год. Управление персоналом. Код доступа: https://ar2020.rzd.ru/ru/sustainable-development/hr-management

4. Сайт Альфа Транс. Статья «В РЖД снижаются зарплаты и увеличивается текучесть кадров». Код доступа: https://tkirk.ru/novosti/v-rzhd-snizhayutsya-zarplaty-i-uvelichivaetsya-tekuchest-kadrov.html

5. Сайт Gudok.ru. Статья «Кадровый голод» Сергей Донцов, соб. корр. «Гудка». Код доступа: https://gudok.ru/content/transport/zd/884445/

6. Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД» Утв. расп. ОАО «РЖД» от 04.02.2014 № 255р.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.088 с.)