Сущность инновационной деятельности и пути ее совершенствования на предприятиях железнодорожного транспорта в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность инновационной деятельности и пути ее совершенствования на предприятиях железнодорожного транспорта в современных условиях.



Авторы студенты группы А-329(Ч) ЧИПС УрГУПС:

Бычковский Даниил Дмитриевич;Гирфанов Артем Евгеньевич.

Научный руководитель Сабиров Накип Закиевич, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник ЧИПС УрГУПС.

Актуальность темы работы определяется тем, что на современном этапе развития общества инновации являются одним из основных факторов роста эффективности, повышения конкурентоспособности работы предприятий.

Инновационная деятельность прямо связана с внедрением новыхидей, результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений и новаций в усовершенствованный или принципиально новый товар, технологический процесс, услугу, вид работы на рынке. Многие производители товаров и услуг все больше внимания уделяют инновационной деятельности как способа решения стратегических и тактических задач и других целей предприятия.

 Цель работы состоит в том, чтобы на основе существующих исследований обобщить, уточнить и дополнить содержательный смысл инноваций и инновационной деятельности, выработать пути совершенствования последней.

Для достижения цели в качестве основных методов были использованы анализ, синтез, сравнение, системный подход.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в расширении и дополнении методологического аппарата планирования инвестиционных проектов, так как инновации все больше выступают как главная их составляющая.  

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что переводится как «обновление», или «изменение».Приставка «in» означает «в направлении». Таким образом, инновация – это обновление в определенном направлении. В числе первых ученых, отметивших экономическую значимость инноваций в развитии предприятий, обычно называют Й. Шумпетера, австрийского экономиста. В работе «Теория экономического развития» он назвал инновацию средством преодоления экономических кризисов путем внедрения новых технологий, продуктов, форм индустриальной организации. По Шумпетеру, инновация – это смена функции производимого, которая состоит в новом соединении между собой средств производства [1].

В толковании инновации у разных ученых наблюдаются некоторые различия.В отечественной практике она определятся как конечный результат инновационной деятельности, а в зарубежной литературе инновацию понимают как деятельность, процесс изменений [2].

Например, в работах Б. Санто инновация - это такой общественный, технический, экономическийпроцесс, который через использование практических идей и изобретений приводит к созданию лучших изделий и технологий, и если она ориентируется на экономическую выгоду или прибыль, появление данной инновации на рынке может привести к экономической выгоде [3].

Заслуженный деятель науки Российской Федерации Р.А. Фатхутдинов считает «новшество» оформленным результатом научных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в любой сфере деятельности по повышению ее эффективности.А «инновация» – это уже конечный результат внедрения данного новшества в целях изменения объекта управления и получения научно-технического, экологического, экономического, социального или другого эффекта [4].А.В. Сурин, О.П. Молчанова определяли инновацию (нововведение), как конечный результат реализации новых идей и знаний в целях использования их на практике для удовлетворения запросов потребителей [5].

Не углубляясь в терминологический спор, отметим, что в позициях всех авторов имеется рациональное зерно, а имеющиеся разные толкования не имеют существенного значения. Более того эти различия могут быть с пользой использованы в разных конкретных обстоятельствах при планировании деятельности предприятий.

На наш взгляд, в условиях рыночной конкуренции следует различать два важнейших вида инноваций. Первый ведет к усовершенствованию существующей продукции или технологий и обеспечивает достаточно последовательное и стабильное развитие предприятия, обеспечивает его конкурентоспособность. Второй видинновацииприводит к появлению принципиально нового продукта, технологического процесса, направления производства. Такие инновации дают абсолютное преимущество предприятия на рынке, диктуют новые условия для конкуренции. Очевидно, следует ориентироваться именно на второй вид инноваций, хотя он является более затратным.

При инновационном развитии предприятие получает целый ряд преимуществ перед своими конкурентами. Оно способно быстро реагировать на меняющиеся внешние и внутренние условия. Улучшается качество товаров и услуг, повышается удовлетворенность запросов потребителей. Постоянно растет и поддерживается на нужном высоком уровне эффективность производства. Повышается производительность труда и квалификация сотрудников. Укрепляется имидж предприятия, появляются новые партнерские связи, возможность выхода на мировые рынки.

Инновационное развитие предприятий ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с задачами, которые определены "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.". Цель инновационного развития холдинга – достижение эффективности результатов при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок [6].

При этом определены приоритетные направления развития отрасли. Среди них в качестве ключевых можно выделить:

- развитие транспортных логистических систем на основе ориентированности на конкретных клиентов;

- использование искусственного интеллекта в динамических системах управления перевозочным процессом;

-разработка и внедрение технических средств и технологий организации высокоскоростного и скоростного пассажирского движения, а в грузовых перевозках – тяжеловесных поездов;

- мониторинг и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава на основе внедрения инновационных высокопроизводительных машин, оборудования, конструкционных материалов;

- замещение импортных товаров отечественными на основе стимулирования закупок отечественной инновационной высокотехнологичной продукции;

 -повышение энергетической эффективности основной деятельности;

-научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности.

Одним из основных проектов является разработка и внедрение технических средств и технологий организации высокоскоростного и скоростного пассажирского движения. При реализации мер развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог главным итогом стал ввод в коммерческую эксплуатацию высокоскоростных электропоездовVelaroRUS производства немецкой Компании "Сименс АГ", которые получили в России имя "Сапсан". Скорость электропоездов может достигать 300 км/ч.

Разрабатываются и внедряются спутниковые технологии управления движением. В настоящее время для автоматического определения координаты локомотива преимущественно используется спутниковый навигационный приемник GPS/ГЛОНАСС, интегрированный в комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ - У). Система формирует информацию о значениях скорости движения, определяет параметры движения поезда, ведет прием и запись данных электронной карты пути и графика движения поездов, сравнивает фактическую скорость движения с допустимой. Был разработан безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК), который заменяет локомотивные системы КЛУБ - У, САУТ-ЦМ/485 и ТСКБМ и решает те же задачи. БЛОК можно применять при управлении поездом одним лишь машинистом, использоваться автономно, а также совместно с другими микропроцессорными системами управления, например, системой автоматизированного ведения поездов САВП и системой диагностики на локомотиве.

Наиболее ярко и наглядно инновационная деятельность проявляется на предприятиях хозяйства железнодорожной автоматики телемеханики. Так, в качестве основных  направлений и путей совершенствования систем регулирования движения и устройств АТМ можно выделить:

- создание Цифровой системы комплексного автоматического управления движением поездов;

- организация интервального регулирования пакетов поездов с использованием сети цифровой подвижной радиосвязи DMR;

- переход к распределенной системе управления объектами на станциях с сокращением кабельных сетей и технических зданий;

- широкое внедрение виртуальных точек контроля;

- расширение функций диагностики на ходу поезда;

- совершенствование и дальнейшее распространение применения беспилотного управления;

- применение беспроводных сетей для обмена информацией с удаленными объектами;

- использование данных систем диагностики и мониторинга ЖАТ для предоставления в другие информационные системы с целью получения информации о техническом состоянии объектов инфраструктуры, выявленных неисправностях, выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств;

- совершенствование технологии интервального регулирования на действующей и модернизируемой инфраструктуре, внедрение систем интервального регулирования движения поездов с «подвижными блок-участками» с использованием цифрового радиоканала;

- создание гибридных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов по радиоканалу на основе комплекса устройств для определения местоположения состава и передачи на него параметров безопасного движения с наложением на действующие устройства;

- внедрение устройств и технологий, обеспечивающих принципы бережливого производства и ресурсосбережения, снижение непроизводительных потерь.

- создание единой информационно-управляющей системы хозяйства инфраструктуры с приоритетным развитием средств мониторинга и диагностики, позволяющих контролировать состояния объектов в едином координатно-временном пространстве;

- совершенствование и модернизация системы управления ресурсами, рисками и надежностью на стадиях жизненного цикла объектов ЖАТ и инфраструктуры.

С учетом изложенных в статье положений можно сделать вывод о том, что альтернативы инновационному развитию железнодорожного транспорта не существует. Систематизированные авторами приоритетные направления развитияотрасли и пути инновационной деятельности на предприятиях хозяйства железнодорожной автоматики телемеханикив некоторой степени дополняют методологию планирования этой работы.

 

            СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер; пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982.

2. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами: учеб. пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2015.

3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. [электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01001552007 (дата обращения 19.05. 2019 г.).

4. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2011.

5. Круглов В.Н., Пауков С.А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке//Региональная экономика: теория и практика.2016. № 5. С 4-22.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.011 с.)