Период правления софьи бог использовал для научения царя петра основам военного и корабельного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период правления софьи бог использовал для научения царя петра основам военного и корабельного дела



4.2.2.1. Подданных обучать лучше всего собственным примером

С 1683 года царица Наталья Кирилловна с детьми жили в подмосковных дворцовых селах Воробьеве, Преображенском, Коломенском. «Петр был предоставлен Самому Себе [православный человек отчетливо понимает, что Царь Петр, как Богопомазанник, всегда находился под омофором Всемогущего Бога ]. Огненный гениальный ребенок не может все сидеть в комнате без дела или перечитывать одну и ту же книгу; Он рвется из печального, скучного, опального дома на улицу, собирает около Себя толпу молодежи из придворных служителей, забавляется, играет с ними; как все живые дети, любит играть в войну, в солдаты.»[67]

Для «мальчишек военные игры всегда были одной из самых любимых забав, но благодаря своему царственному положению по сравнению с любым из них Петр обладал практически неограниченными возможностями для организации и материального обеспечения подобного рода забав. К играм Он поначалу привлек Своих штатных "комнатных людей", потом за плату начал приглашать молодежь из числа конюхов, оставшихся без дела содержателей ловчих птиц, дворян и даже боярских холопов. Из Оружейной палаты и кремлевского арсенала доставлялись оружие, порох, военная амуниция. Софья этому не препятствовала: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не лезло в государственные дела.

Со временем две роты превратились в два батальона (по 300 человек в каждом), получив название потешных, то есть предназначенных для игр. К 1687 году сложилось уже два полка с полным штатом, вооружением и экипировкой, по месту своего расквартирования в дворцовых селах названных Преображенским и Семеновским. Во главе обоих полков стоял Федор Головин, все сержанты были русские, офицерские должности занимали иностранцы [«из шведов и немцев. Они были вызваны в Россию при Царе Алексее Михайловиче для обучения русских войск правильному строю по иноземному образцу, им же поручил воспитатель Петра и обучение “Потешных”»[68]]. За службу выдавалось настоящее жалованье в штатных полковых канцеляриях. [И несмотря на еще недостаточную подготовку “потешных” полков в военном отношении, но против стрельцов, которые привыкли "воевать" только с безоружным мирным населением, потешные полки имели огромную и психологическую, и военную силу!]

…Примечательно, что уже тогда Петр Алексеевич самостоятельно или по чьей-то подсказке пришел к выводу, что для обучения подданных Ему самому вначале нужно досконально познать новое дело и обучать, прежде всего, собственным примером. Поэтому и в потешном войске, несмотря на Свой Царский статус, Он последовательно прослужил на всех солдатских должностях, начиная с барабанщика, и не находил в этом ничего зазорного.

[«Наравне со своими сверстниками и товарищами Петр обучался и строю, и ружейным приемам, и всем правилам военной службы. На зное и холоде, невзирая ни на какую погоду, Петр стоял на часах, рыл рвы и насыпал земляные валы для укреплений. Он обратил игру в настоящее дело и всех товарищей Своих заставил точно так же смотреть на их воинские упражнения. Сам Петр всюду поспевал первым. Он был исправнее всех и ни за что ничем не хотел отличаться от других Своих товарищей по полку: ел с ними одну пищу, одевался в одинаковую с ними одежду, проводил целые дни в труде и движении. … Сближение с иноземцами, обучавших “Потешных”, послужило на пользу Петру и оказало на Него благоприятное влияние. Их рассказы об иноземных государствах возбудили любознательность юного Царя, …[и Он имел возможность не раз наглядно убедиться] в том, что иностранцы далеко превосходят русских людей своими знаниями.»[69]

Одними «играми и забавами не может удовлетвориться и в детстве такой человек, как Петр; требует удовлетворения жажда знаний. Он останавливается на каждом новом предмете, превращается весь во внимание, когда говорят о каком-нибудь удивительном инструменте. …И в ранней молодости односторонность не была в характере Петра: строение судов и плавание на них не поглощали всего Его внимания; Он в постоянном движении, работе и на суше; Он учится геометрии и фортификации, обучает солдатские полки, сформированные из старых потешных и новых охочих людей, явившихся отовсюду, из знати и простых людей, строит крепость Пресбург на берегу Яузы».[70] Царь Петр - это бомбардир и ротмистр, а также и шкипер.]

По соседству с Преображенским уже давно существовала Немецкая слобода, ко времени знакомства с нею Петра состоящая из более чем двухсот дворов с населением около 1500 человек. В основном здесь жили выходцы из Германии, меньше - из Голландии и Англии, еще меньше – из Дании и Швеции. Зажиточную часть населения составляли купцы, военные, медики, мастера различных дел, состоящие на русской службе и обслуживающие в основном царский двор. На них, в свою очередь, работали осевшие здесь же вольные ремесленники: сапожники, портные, седельники, столяры и пр. Отсюда Петр, в частности, набирал в свое потешное войско офицеров, к местным специалистам Он обратился и за техническими знаниями, необходимыми в военном деле. …

Осматривая как-то в Измайлове старые постройки, в одном из амбаров, принадлежавших в свое время его далекому предку Никите Романовичу Романову, Петр обнаружил забытый всеми бот английской постройки. Находка и положила начало единственной, пожалуй, не остывшей до конца жизни страсти Петра – к кораблям и мореплаванию. Бот отремонтировали, и на нем Царь совершил первое плавание по реке Яузе, а потом плавал по северным озерам.

Первые три попытки русских Царей создать регулярный флот были вполне успешными, но в силу ряда обстоятельств развития не получили. Строго говоря, Петр Алексеевич был лишь продолжателем этого дела на Руси, с четвертой попытки создать флот удалось именно Ему». (Давыдов. Российские Государи. Стр. 137-139), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

«Рассказывая, как возбуждена была в Нем эта охота, Петр рассуждает: “Монархию Русскую дед Наш очистил и успокоил, отомщение ж (врагам) и распространение сыну Своему оставил, который какое тщание к тому прилагал, а особливо в воинских делех, о том всем есть известно, и не точию на земле, но и на море покушался… Но чего ради тогда тому не исполниться и Нас сие бремя воля Вышнего Правителя возложить изволила, то оставляем непостижимым судьбам Его”.

Что было тайною для Петра, то уже не тайна для потомства. …Одни приказывали, другие исполняли, не умея и нехотя, и дело не пошло. Чтобы оно пошло, нельзя было сидеть в Кремлевском дворце и слать указы; надобно было, чтоб в Царе разгорелась страсть к морскому делу, чтоб Он Сам взялся за топор и начал строить корабли, чтоб печальные болотистые места при устьях Невы казались земным раем, парадизом [71], потому только, что они были близки к морю, что на них можно было строить корабли. Необходимость преобразований было сознана до Петра; но привести в исполнение то, что прежде только покушались, мог один Петр». (С. Соловьев. История России. Стр. 435), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

Юный Царь стал строить небольшие парусные корабли на Плещеевом (Переяславском) озере (это родина святого Великого Князя Алесандра Невского, с изучения деяний которого началось обучение Петра). Увлеченный постройкой судов на этом озере Царь Петр, стал часто туда ездить из Преображенского и жить там по целому месяцу и более. Чтобы остепенить сына, Царица Наталья Кирилловна женила Его 27 января 1687 года на дочери окольничего Лопухина, Евдокии. Петру Алексеевичу тогда еще не минуло 17 лет. Царица «надеялась, что молодая и красивая жена отучит Царя от сумасбродных забав и опасных военных игр. Но скоре после женитьбы Петр опять увлекся своим любимым делом – судостроением. Как только открылись реки, Он поскакал на Переяславское озеро». (И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 23.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.013 с.)