Современные трансформации жанра рецензия в интернет-пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные трансформации жанра рецензия в интернет-пространстве



Шпиль В.В.,

магистрант 1 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние жанра рецензии, ее трансформации под влиянием современных технологий и тенденций. Уделено особое внимание кинорецензии и её особенностям, возникшим в результате изменений, активно происходящих в сети Интернет.

Ключевые слова: рецензия, жанр, средства массовой информации.

 

Abstract. the article analyzes the current state of the review genre, its transformation under the influence of modern technologies and trends, as well as changes in the film review and its features.

Key words: review, genre, mass media, art, journalism.

Рецензия – это жанр журналистики, который ученые традиционно относят к аналитическим. Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. [1,с. 5]. В рецензии осуществляется краткий анализ произведения, его оценка, а так же целью рецензии является просто информирование читателей о самом существовании произведение, привлечения внимания к нему.

Обычно в рецензии рассматривается одно произведение, ставится определенная оценка автора. Другие, более сложные задачи перед автором рецензии не стоят. Иногда рецензию путают с литературно-критической статьей. Отличие этих двух жанров заключаются в том, что литературно-критическая статья содержит более глубокий анализ произведения, а так же на основе этого анализа уже затрагивает общественно значимые проблемы. Классическим, хрестоматийным примером такой литературно-критической статьи можно назвать «Что такое обломовщина» Н. Добролюбов [5, с. 150].

Исследователи жанров журналистики отмечают, что классическая рецензия обладает такими структурными элементами, как сообщение о произведении искусства (название, место и время публикации, имя автора), анализ формы и содержания произведения, общая характеристика (включая пересказ сюжета, его комментирование, акцентирование на кульминационных моментах, цитирование и т.п.), определение места произведение в творчества автора или того рода искусства, к которому оно принадлежит в целом. Сюда следует отнести так же и привлечение внимания аудитории к рецензируемому произведению [4, с. 215].

В отношении построения текста выделяют такие структурные части, как предмет анализа, краткое содержание произведения, оценочная часть и выводы. Это классическая схема, и как правило, структурные элементы размещаются в установленной последовательности.

Е.А. Мальчевская отмечает, что современная рецензия претерпевает значительные изменения [2, с. 77]. Это обусловлено многими факторами, в частности коммерциализацией журналистики. Так же надо сказать, что возрастает «клиповое» мышление аудитории, которое происходит на фоне быстрого развития новых технологий, в частности телевидения и интернета. Читатели больше нуждаются в быстрой и яркой подачи информации, нежели в глубоком погружении в длинный текст. Нынешнее информационное пространство таково, что средства массовой информации предпочитают писать рецензии больше в информационном стиле, нежели в аналитическом [4, с. 77]. 

В огромном потоке информации читателя следует сориентировать, создать хотя небольшое представление о произведении и вообще сообщить, что данное произведение существует, привлечь к нему внимание. Авторы часто обращаются к прямым указанием «читать не читать» и «смотреть не смотреть», подробному пересказу произведения и его эмоциональной оценке. Поэтому в средствах массовой информации, которые не специализируются на искусствоведческих темах (общественно-политические, развлекательные и другие) жанр рецензии обрастает рекламно-информационными признаками. Например, заголовок рецензии на «Эхо-Москвы»: «Сходите в кино, не пожалеете».

Процессы изменения жанров в журналистике приводят к тому, что ранее неотъемлемые структурные элементы рецензии ныне могут весьма часто вовсе не присутствовать в материале. Рецензия, таким образом, перемещается из группы аналитических жанров в информационные. Общественно-политические издания в своих рецензиях лишаются таких элементов как анализ содержания и формы произведения, места данного произведения в литературной среде и творчества автора. Когда данные признаки современной рецензии, по сравнению с классической отсутствуют, это позволяет относить современную рецензию скорее к информационным жанрам, нежели к аналитическим.

Одна из причин «выпадения» структурных элементов рецензии – уменьшение объема текстов. Это общая тенденция для всех средств массовой информации. Рецензия в современном специализированном издании о искусстве не будет превышать 12-14 тысяч знаков, оптимальный размер рецензии в общественно-политическом издании составляет 4-5 тысяч знаков. Таким образом, средний размер современной рецензии – 7 тысяч знаков. Тщательно проанализировать произведение искусства при таком объеме текста, очень проблематично, считает Е.А. Мальковская [4, с. 78].

В интернет-коммуникации возможность писать рецензии имеет буквально каждый посетитель специализированных интернет-ресурсов. Например, сайт «Кинопоиск» содержит исключительно рецензии пользователей. Интернет пространство изменяет особенности рецензии, изменению здесь подвергается язык общения, приобретающий черты синтеза письменной и устной речи, что обусловлено спецификой данной среды. Специфика подобных интернет ресурсов заключается в том, что пользователи оставляют собственные рецензии, которые затем проверяют администраторы сайта, «качественная фильтрация контента зачастую сводится только к удалению сообщений с бранной лексикой, откровенной рекламой и оскорблениями других пользователей» [3, с. 128 ].

Стоит также отметить, что более объемные и глубокие рецензии заменяются более поверхностными и краткими, в которых преобладает личная оценка автора, его впечатления и эмоции. Данная тенденция характерная как для печатных средств массовой информации, так и для интернет ресурсов.

Стоит отметить, что еще одна черта современных рецензий: это обилие сленга и язык в стиле «тусовочного стеба», отмечает
Е.А. Мальковская. Ученая приводит для примера кинореценции А. Дудика: Тексты содержат сленговую лексику («обалдевший», «муть»), грамматические ошибки (например, «праздничные конфетти»: слово «конфетти» – несклоняемое существительное среднего рода), фактологические ошибки («40 стартовых минут»: 40 минут – это треть, а то и половина кинофильма, о каком же старте может идти речь?) и панибратское отношение к создателям ленты («режиссер растерянно ползает камерой по знаменитым лицам») [2, с. 79].

Итак, современная рецензия, ранее принадлежала исключительно к аналитической группе жанров, однако сегодня она претерпевает некоторые изменения и содержит элементы как информационных, так и художественно – публицистических жанров.

Отличительные особенности рецензии в нынешнее время заключаются в следующем: современная рецензия имеет рекламную направленность; уменьшается объем текста и сведения критического анализа, которое часто применяется лишь к какой-то одной из частей художественного произведения; автор современной рецензии использует определенное амплуа («Критик-ищейка», «властитель дум» и т.п.), современная рецензия богата «тусовочным стебом».

На жанр рецензии активно влияют современные тенденции и технологии: а именно развитие интернет-коммуникации, расширение клипового мышления среди аудитории, коммерциализация средств массовой информации. Рецензия уменьшается в объеме, теряет глубину анализа, в обмен приобретает более эмоциональный окрас и разговорный, «сленговый» стиль.

Литература

1. Крикунов Ю.А. Рецензия в газете / Ю.А. Крикунов. ‒ М.: 1989. ‒ С. 3 – 5.

2. Мальчевская Е.А. Трансформация жанра рецензии // Вестник БДУ, 2011. ‒ № 1. ‒ С. 74 ‒ 77.

3. Медведев С. А. Интернет-рецензия в аспекте эволюции жанра рецензии // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III Междунар. науч. конф. ‒ М.: Буки-Веди, 2014. ‒ С. 126 ‒ 131.

4. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / под. ред. Смелкова З.С. ‒ М.: Флинта, 2003. ‒ 390 с.

5. Тертычный А.А. / А.А. Тертычный. ‒ М.: Аспект-Пресс, 2000. ‒ 350 с.


 

СЕКЦИЯ 4

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

 

УДК 378.011.3-051:316.77:СМИ:316.42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.009 с.)