Изобразительная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительная деятельность



А. Флерина определяет изобразительную деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому.

 Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Виды изобразительной деятельности

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды занятий:

1) Рисование;

2) Лепка;

3) Аппликация;

4) Конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Рисунок 3. Содержание работы по ИЗО-деятельности дошкольников.

Одна из важных задач обучения изобразительному искусству - овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.

Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Задачи воспитания, которые решаются при ознакомлении детей с произведением искусств.

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственное сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение.

Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»). Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения. Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Рекомендуется вовлекать семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением, используя при этом различные приемы и формы: организацию выставок - конкурсов, поделок для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклей, изготовлению костюмов.

Таким образом, начать ранее формирование и развитие художественно-эстетических норм возможно лишь в случае единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства.

Самостоятельная работа

Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.

Презентация по одному из видов деятельности дошкольников.

4. Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине

1. Особенности познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития раннего возраста  

2. Применение теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО.

3. Применение проектного метода в познавательном развитии дошкольников.    

4. Теоретические основы речевого развития дошкольников.     

5. Методика формирования грамматического строя речи 

6. Методика воспитания звуковой культуры речи. Связная речь        

7. Методика ознакомления с художественной литературой.       

8. Подготовка детей к обучению грамоте.       

9. Применение ресурсов социально-коммуникативного развития в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО  

10. Организация и осуществление социально-коммуникативного развития дошкольника в ДОО. 

11. Применение ресурсов физического развития в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО   

12. Организация и осуществление физического развития дошкольника в ДОО    

13. Применение ресурсов художественно-изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО        

14. Восприятие произведений искусства как средство развития детского изобразительного творчества       

Литература

Основная литература:

1. Ю. Г Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

2. Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.

3. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.

Дополнительная литература:

1. Е. Тропп, М. Федотов, Е. Данилова Олимпийский чемпион в первые три года жизни.

2. Ш. Фельдчер, С. Либерман. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет.

3. Дети Индиго. Кэрролл Ли.

Интернет-источники:

1. Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста http://doshkolnik.ru/patriotizm/13510.html

2. Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников https://mir-talantow.ru/statya/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie/48

3. Метод проектов как средство патриотического воспитания https://konspekteka.ru/metod-proektov-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov/

4. Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС https://glamoor.net/family/701-rechevoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

5.Образовательная область "Речевое развитие"

  https://shat-dou14.edumsko.ru/activity/educational_program/post/17162

6. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО http://www.межгорьедетсад5.рф/index/socialno_kommunikativnogo_razvitija_doshkolnikov/0-54 7

7. "Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребёнка-дошкольника" https://kotova-ds12.edumsko.ru/folders/post/opredelenie_osnovnyh_napravlenij_socialno-kommunikativnogo_razvitiya_rebyonka-doshkolnika

8.Формы и методы организации детской деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»http://docplayer.ru/30671684-Formy-i-metody-organizacii-detskoy-deyatelnosti-po-realizacii-obrazovatelnoy-oblasti-socialnokommunikativnoe-razvitie.html

9. Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

10. Методическая разработка по социально коммуникативному развитию детей http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/metodicheskaja-razrabotka-po-socialno.html

11. Валентина Шебеко «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» http://iknigi.net/avtor-valentina-shebeko/113173-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-valentina-shebeko/read/page-1.html

12. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 http://spargalki.ru/pedagogiks/168-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-razvitya-detey-dochkolnogo-vozrasta1.html?showall=1

13. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с. http://i-gnom.ru/books/podvizhnyie_igry/index_podvizhnyie_igry.html

 

 

5. Интернет-ресурсы для подготовки к аттестации по дисциплине.

1. http://www.resobr.ru/materials/ (Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольного образования)

2. http://www.mpado.ru/obuchenie/vibinars/ (Московская педагогическая академия дошкольного образования. Вебинары)

3. http://dovosp.ru/ (Издательский дом "Воспитание дошкольника")

4. http://www.resobr.ru/ (Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений)

5. http://dob.1september.ru/ (Журнал "Дошкольное образование")

6. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине

Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет Зачет в форме теста

 

Критерии оценивания:

Ø  от 30 до 60 % правильных ответов теста – оценка «удовлетворительно»;

Ø  от 60 до 90 % правильных ответов теста – оценка «хорошо»;

Ø  от 90 % правильных ответов теста – оценка «отлично».

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.031 с.)