Тема 14. Восприятие произведений искусства как средство развития детского изобразительного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Восприятие произведений искусства как средство развития детского изобразительного творчества



Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Формы работы с детьми 4-7 лет. Значение искусства в воспитании детей. Виды изобразительной деятельности, используемые в работе с детьми. Характер освоения детьми опыта эстетического отражения жизни в различных произведениях искусства через формирование понимания средств выразительности.

Лекция

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает интеграцию с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» и предполагает включение следующих тематических модулей: «Музыка», «Художественная литература», «Изобразительное искусство» (рис 1.).

Рисунок 1. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи по развитию художественного-эстетического развития творчества реализуется через:

- нетрадиционные формы занятий по чтению художественной литературы, музыки и изобразительной деятельности: тематические, с элементами психогимнастики, на фольклорной основе, интегрированные;

- занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

- посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в детском саду своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

- предметно-развивающую среду: в каждой группе имеется уголок художественного творчества, где расположена выставка народно-прикладного искусства, выставка детских работ, необходимый материал для самостоятельной деятельности детей.

Формы работы с детьми 4-5 лет: непосредственно образовательная деятельность, наблюдение за природными объектами окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения, пальчиковые и творческие игры, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, экскурсии, выполнение коллективных работ, индивидуальная НОД, конкурсы.

Формы работы с детьми 5-6 лет: наблюдение, решение проблемных ситуаций, посещение музеев города, творческие, изобразительные игры, дидактические игры и упражнения, экспериментирование, виртуальные экскурсии, выполнение самостоятельных коллективных работ, «творческая мастерская» - практические занятия, встречи с известными художниками.

Формы работы с детьми 6-7 лет: наблюдение, беседы, проектная

деятельность, дидактические игры и упражнения, творческие и изобразительные игры, экспериментирование, экскурсии в музеи города, виртуальные экскурсии, «творческая мастерская» юного художника.

Основная цель педагогического коллектива ДОО: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации, успешной подготовки к школьному обучению.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

Следующим условием реализации системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

В ДОО система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

· организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

· совместная деятельность педагогов и детей;

· самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

· чтение художественной литературы;

· художественное творчество;

· музыка (рис 2.).

Рисунок 2. Структура образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественное творчество - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает

единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность — это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение, может быть, сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)