Тема 3. Применение проектного метода в познавательном развитии дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Применение проектного метода в познавательном развитии дошкольников



Характеристика проектной деятельности дошкольников в ДОО. Предметно-развивающие условия проектной деятельности дошкольников и этапы проектной деятельности. Примеры проектной деятельности дошкольников в ДОО.

Лекция

Перспективным и продуктивным вариантом развивающего обучения дошкольников считают использование в ДОО проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет реализовать педагогу на практике системность, цельность педагогического процесса, организовать продуктивную совместную деятельность дошкольников, направить совместную на изучение и воссоздание в результатах деятельности сложных предметных и социальных явлений.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Когда педагог готовит и реализует проект, дошкольник становится его активным соратником, приобретает зачатки универсальных ученых действий – инициативность, прогноз результата, выдвигаются гипотезы, осуществляется планирование, решение проблемных ситуаций, проверяются выдвинутые гипотезы через сбор фактического материала, проводится проверка полученных на практике результатов, дошкольник с помощью взрослого формулируют выводы.

Проекты с дошкольниками могут охватывать широкий круг вопросов – от календарного и тематического планирования до социально значимых или политических вопросов. Тема проекта определяет цель и задачи развивающего обучению дошкольников. На подготовительном этапе, перед осуществлением проекта целесообразно педагогу обсудить с родителями план достижения цели проекта. Расширяет проблематику и направления реализации проекта привлечение специалистов к разработке и осуществлению проекта и вместе с ними составляется план-схема проекта, в который включаем НОД, игры, беседы и другие виды деятельности.

Работа над проектом в ДОО проходит несколько этапов:

- постановка цели;

- поиск формы реализации проекта;

- разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;

- определение направлений поисковой и практической деятельности;

- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

- работа над частями проекта, коррекция;

- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности.

В рамках воспитания могут использоваться следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть инсценировки, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.

Применяя идеи воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности. Педагог должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Проект: «Моя семья»

    Можно использовать:

- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;

- составление «Веселый гороскоп» детей группы;

- составление рассказов о своей семье;

- рисование с детьми «Моя семья»;

- заключительный этап - совместное с родителями соревнование «Мы строим дом».

Этот проект помогает родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми (рис. 1.).

Рисунок 1. Моя семья.

Проект: «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач и интернета.

В работе над данным проектом можно знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включает в себя:

- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;

- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;

- составление альбома «Защитники Отечества»;

- занятие «Богатыри земли Русской»;

- анкетирование;

- изготовление подарков для пап и дедушек;

В заключении проекта провести праздничное развлечение.

Проект: «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме формированию у детей навыков здорового образа жизни (рис. 2.).

В своей работе можно использовать нетрадиционные формы оздоровления детей:

- приёмы массажа биологически активных точек;

- самомассаж тела, лица в игровой форме;

- закаливающие процедуры после дневного сна;

- ароматизация помещений (чеснок);

- беседы на валеологические темы,

- изготовление нестандартного оборудования.

Завершить родительским собранием «Здоровый ребенок - счастливый ребенок», с просмотром видеоматериала.

Рисунок 2. Будь здоров, Малыш.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.009 с.)