Тема 10. Организация и осуществление социально-коммуникативного развития дошкольника в доо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Организация и осуществление социально-коммуникативного развития дошкольника в доо



Примерные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Примерные направления работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Образовательные ситуации по социально-личностному развитию дошкольников.

Лекция

Организация и осуществление деятельности педагога ДОО по социально-коммуникативному развитию осуществляется по программам ДО (рис. 4).

Рисунок 4. Примерные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

 

Создаваемые педагогом ситуации в группе ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При социализации дошкольников используют такие формы взаимодействия детей и взрослых как:
- социальные акции;
- игры-путешествия, игры-эксперименты;
- беседы-обсуждения, мини-диспуты;
- коллекционирование;
- организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;
О богащают представления дошкольников о социальной действительности:
- посещение музеев, выставок, театров;
- проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
- чтение произведений художественной литературы.

Рисунок 5. Примерные направления работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

 

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
- культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
- мы – друзья и помощники природы;
- общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).

 

 

Рисунок 6. Игры с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию.

 

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
- как помочь заболевшей кукле;
- поможем найти потерянную вещь;
- как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например:
- картинки с правилами дорожного движения;
- сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
- персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
- украшаем детский сад к празднику;
- сажаем огород на подоконнике;
- готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.);
- научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

Рисунок 7. Пример ситуаций, обращенных к личному опыту дошкольников по возрастам.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
- рисуем свою семью;
- лепим морковку для зайчика;
- сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Тема 11. Применение ресурсов физического развития в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО

Содержание развивающей области «Физическое развитие», согласно ФГОС ДО. Цели и задачи физического развития дошкольников, согласно ФГОС ДО. Содержание образовательной области «Физическое развитие». Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Требования Стандарта к результатам освоения программы физического развития дошкольников.

Лекция

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

В ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

   Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные принципы образования. В Стандарте четко определены основные задачи.

Задачи, направленные на физическое развитие:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическимособенностям детей;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Группа оздоровительных задач:
1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.

Группа обучающих задач:
1) формирование представлений о своем организме, здоровье;
2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.

Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.

Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессеосновных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.

   Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

· двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

· способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки);

·  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

·  становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

• в младенческом возрасте и в раннем возрасте это двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

• для детей дошкольного возраста это игровая и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а также музыкально-ритмические движения.

    В группе может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

   Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• оптимизации работы с группой детей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть:

· содержательно-насыщенной,

· трансформируемой,

· полифункциональной,

· вариативной,

· доступной,

· безопасной.

  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• Образовательное пространство должно быть оснащено расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём;  

• Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

 Трансформируемостьпространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей;

• наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

• свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет, в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Требования Стандарта к результатам освоения программы:

• представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

•  целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах:

• к началу дошкольного возраста (к 3 годам)

• к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам)

К началу дошкольного возраста (к 3 годам):

• стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):

• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики ребенка, но она еще и интегрируется с другими областями Стандарта: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.029 с.)