Тема : свадебный русский костюм 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : свадебный русский костюм



Цели: формирование представлений о русском свадебном костюме, развитие воображения и фантазии, памяти, словарного запаса, познавательного интереса.

Ход беседы

Рассматривание репродукции картины А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве» и рассказ воспитателя.

– Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

В течение нескольких веков в разных концах земли русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядно украшенную рубаху надевала женщина в особо торжественных случаях, например на свадьбу.

На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до 2 метров и имели прорези – «окошки» для рук (колдовская сила).

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. И, конечно, в свадебной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения, весьма разнообразные по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Свадебные наряды передавались из поколения в поколения, от матери к дочери.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробках из липы.

Вопросы к детям.

– Как готовили свадебный костюм?

– Чем отличался свадебный костюм от повседневного?

– Чем украшали свадебный костюм?

– Что по костюму можно было сказать о владелице?

– Как хранили дорогие свадебные костюмы и наряды?

 

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОБУВЬ

Цели: формирование представлений о русской народной обуви, развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии.

Ход беседы

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением народной обуви, предлагает отгадать, как она называется, после чтения рассказа.

– Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки – чоботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе и сейчас говорят: «Два сапога – пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще ее красили. Самым распространенным был черный цвет. Однако парадные – сафьяновые – сапоги могли быть и красными, и желтыми, и зелеными, и белыми, и голубыми.

Для холодного времени года они утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи – куски плотной ткани, которые навертывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками.) Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетниками.

Валяная обувь – валенки, катанки – появилась только в XIX веке. Ее делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем называли валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоемким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говорится – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка. Праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде. Они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, – рачки или в лапти из веревки – чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса – волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни – лапти, сплетенные из ракиты.

В зависимости от времени года лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченицах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички – розни.

Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Торопясь, и лапти не сплетешь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. «В дорогу идти – пять пар плести», – говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги – несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.

Вопросы:

– Какую обувь носили наши прапрабабушки и прапрадедушки?

– Какую обувь носили бояре?

– Почему?

– Какую обувь носили крестьяне? Почему?

– Какие пословицы вы запомнили?

– Как вы думаете, какая обувь изображена на картинке?

Игра «Угадай и назови».

 

Тема: ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?

Цель: создание условий для развития познавательного интереса, связной речи, воображения, фантазии.

Ход беседы

– Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха. Ее с рождения носили и женщины, и мужчины. Слово «рубаха» произошло от слова «руб» – так раньше называли кусок или обрывок ткани. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами, так как считалось неприличным ходить с голыми руками. Иногда рукава были длиннее рук. Работать в такой рубахе, не засучив рукава, было невозможно. Вот так и возникло крылатое выражение… Кто мне его напомнит? Верно, «работать спустя рукава». А как вы понимаете это выражение? Конечно, это означает работать плохо, кое-как.

Вопрос:

– Как вы думаете, что означают такие пословицы?

1. Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

2. По одежке встречают, по уму провожают.

3. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи.

4. Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

5. Девичья коса – всему миру краса.

6. Друг лучше старый, а платье новое.

7. Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.

 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЯРМАРКА»

Зал празднично украшен, играет русская народная музыка. Выходят два скомороха.

1-й скоморох.

Ой вы гой еси, добры молодцы,

Ой вы, русские красны девицы-рукодельницы,

Собирайтесь-ка на ярмарку,

Надевайте-ка рубахи русские да сарафаны новые!

2-й скоморох. Приходите-ка вы на ярмарку!

У дядюшки Якова товара хватит всякого!

1-й скоморох. Тары-бары, растабары,

Расторгуем все товары!

1-й торговец. Пироги горячи, только из печи!

С пылу, с жару, за копейку пару!

Сладкие, на меду, давай в шапку накладу!

2-й торговец. А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех!

Тверже столетних дубов,

Избавляет от лишних зубов!

3-й торговец. Шарики, шарики! Летают как комарики!

За копейку одну улетите на Луну!

4-й торговец. Вот товары хороши – что угодно для души:

Ленточки в косички, шарфы, рукавички!

Кокошники, пояса,

Наряжайся-ка, краса!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.005 с.)